Интересы

Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев соци­альной активности личности являются его интересы. Мотивационно-потреб­ностная сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной ста­дии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняе­ мой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны, не­ дифференцированны и неустойчивы, вызываются преимущественно физиоло­гическими потребностями.

Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие у него интереса к учебе, познанию. Импульсив­ные реакции такого ребенка, конечно, не могут быть оценены как интерес к тому или иному объекту.

Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интере­са к ближайшему предметному окружению. Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Одна­ко ими руководит не интерес, а присущая им импульсивность. Они тут же бро­сают взятое, поскольку предмет сам по себе для них не интересен. Затормо­женные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколь­ко более адекватно.

Привлекаемые яркой окраской или новизной, они берут предмет в руки, некоторое время смотрят на него, однако настоящего интереса к объекту не проявляют. Они редко задают взрослым вопросы, не пытаются самостоятельно узнать о предмете что-то новое. Их действия с предметом со­стоят в том, что они пытаются засунуть его в рот или стучат им по столу или по­лу. Нередко дошкольники безжалостно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их.

Такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществления желания выяснить присущие ему качества и свой­ства. Это всего лишь следствие неправильного воспитания, отсутствия коррек­ционной работы с ребенком.

Развитие умственно отсталого школьника, в частности становление внима­ния, тесно связано с формированием у него разнообразных интересов, по­скольку только на основе этого возможно активное и разностороннее знаком­ство с окружающей жизнью. Интересы человека формируются в процессе его жизнедеятельности под влиянием воспитания и обучения, их становление во многом зависит от социального окружения, от активности человека, от характера деятельности.

Умственно отсталым детям в первые дни обучения в школе свойственно почти полное отсутствие каких-либо интересов, или их интересы малоинтен­сивны, неглубоки, односторонни, неустойчивы. Отмечается диффузность, ма­лая дифференцированность и недостаточная осознанность интересов. Личные интересы преобладают над всеми остальными.

Познавательный интерес, определяющий в норме направленность ребенка на учебную деятельность, у умственно отсталых учащихся обнаруживается лишь как реакция на отдельные занимательные факты, события, которая не перерастает в интерес к предмету как к области знаний.

Дети-олигофрены, осо­бенно младших классов, обычно пассивно относятся к учебным занятиям, тре­бующим мыслительной деятельности. На начальных этапах школьного обуче­ния интересы умственно отсталых учеников часто связаны с занимательностью учебного материала, яркостью его подачи. У умственно отсталых детей значи­тельно позже, чем у их нормальных сверстников, появляется интерес к содер­жанию учебного материала или к самому процессу учения.

Особенно с большим трудом формируются у них познавательные интересы при выполне­нии сложной для олигофренов деятельности (чтении, письме, решении задач и примеров). Однако наряду с безразличием большинства умственно отсталых учеников к учебе на начальном этапе школьного обучения наблюдаются случаи положительного отношения детей к новым для них занятиям, в частности к уро­кам по трудовому обучению.

Даже целиком не осмысливая задания, не пред­ставляя способов его выполнения, порядка операций, ученики вспомогатель­ной школы активно и с большой охотой берутся за выполнение трудового зада­ния. А по мере овладения способами действий и осознания результатов деятельности интерес и внимание к ней со стороны ребенка возрастают, становятся более мотивированными.

Умственно отсталые дошкольники совершенно недостаточно направлены на школьное обучение. Если они живут в неблагополучных семьях, то к 7 годам мало что знают о школе и не готовы поступить в нее. Если дети посещают спе­циальный детский сад или живут в заботливых семьях, где прилагаются усилия к тому, чтобы продвинуть их в плане общего развития, то у них оказываются сформированными некоторые необходимые для школы умения и интересы.

Однако в силу недостаточности интеллектуальной и личностной сферы они мало интересуются предстоящим поступлением в школу. А если и говорят об этой перспективе, то лишь эпизодически, в связи с возникшим разговором окру­жающих или по случайным ассоциациям. Тем не менее специальные школы и классы ждут поступления детей.

Учителя готовятся работать с ними. В отдель­ных, немногочисленных случаях с умственно отсталыми дошкольниками педа­гог-дефектолог систематически занимается в домашних условиях, что дает раз­личные результаты, зависящие от многих условий, в первую очередь от глуби­ны нарушения развития ребенка, от структуры его дефекта и, конечно, от ква­лификации учителя.

Специально организованный педагогический процесс предусматривает формирование у умственно отсталых учеников младших классов различных ин­тересов, в том числе и познавательных. Это необходимо для расширения об­щего кругозора школьников, для их ориентации в социальном окружении.

Вме­сте с тем известно, что, недостаточно осознавая поставленную учителем зада­чу и не проявляя к ней должного интереса, ученик выполняет ее, поскольку вы­нужден это делать, но относится к ней формально. Важно побудить его рабо­тать руководствуясь не только необходимостью, но и собственными потребно­стями и интересами.

У подростков основные интересы связаны уже не со школьными занятия­ми. Они перемещаются в сферу внешкольной деятельности. К старшему школьному возрасту отмечается положительная динамика, как в формирова­нии познавательных интересов умственно отсталых учащихся, так и в появле­нии интересов к определенным видам практической деятельности в свободное от учебы время (вязание, шитье, выпиливание, работа с бисером и др.).

В про­цессе обучения в специальной школе ее воспитанники не изолированы от воз­действия окружения, многообразных внешкольных отношений, имеющих суще­ственное значение для возникновения и развития тех или иных интересов и склонностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)