Интерактивное обучение руководителей и специалистов

Современное состояние качества обучения профессионалов и тре-бования рынка труда предполагают внедрение научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений в технологии обучения, которые должны стать важным средством повышения квалификации руководителей и специалистов, способствовать ломке традиций, не оправдавших ожидания, избитых стереотипов педагогической деятельности.

Известны три типа инновационных подходов к образователь-ным технологиям: радикальные: попытка перестройки всего процесса обучения на основе компьютерной технологии; комбинаторные: соединение ранее известных элементов (новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и спо-собов); модифицирующие (совершенствующие): улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения.

Разработка инновационных моделей обучения, как правило, связывается с несколькими видами деятельности:

1) поиски по линии репродуктивного обучения («индивидуально предписанное обучение», «персонализированная система обучения», «бригадно-индивидуальное обучение»), конкретнодидакти ческая база которого связана с развитием программированного обучения;

2) поиски по линии исследовательского обучения, в рамках ко торого учебный процесс строится как поиск познавательно-при кладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах профессиональной деятельности);

3) модель учебной дискуссии, характерными чертами которой являются, прежде всего, ознакомление каждого участника с теми сведениями, которые есть у других; поощрение разных подходов к 13 одному и тому же предмету обсуждения; сосуществование различных точек зрения по обсуждаемым вопросам; возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений; побуждение участников к поиску группового, как правило компромиссного, соглашения в виде общего решения;

4) организация обучения на основе игровой модели, предполагаю-щей включение в учебный процесс имитационного и ролевого мо-делирования, тренингов и упражнений.

Применительно к тем организациям, которые не просто работают или выживают в условиях рынка, но и являются конкурентоспособными, а следовательно, управляют компетенцией предпри-ятия и обладают развитой маркетинговой ориентацией, наиболее актуальными инновациями для обучения их персонала являются технологии третьей и четвертой моделей.

Обе эти модели обучения тесно взаимосвязаны, так как практически все игровые техно-логии строятся на внутригрупповой и межгрупповой дискуссии. В свою очередь, организация дискуссионного взаимодействия обучаемого персонала возможна лишь путем широкого внедрения игровых технологий обучения, дающих возможность формировать такую профессиональную компетентность руководителей и специалистов, которая как раз и позволяет эффективно работать в условиях рыночной экономики и поддерживать свою конкурентоспо-собность.

Для того чтобы продуктивно участвовать в разного рода дискуссиях, осуществлять внутригрупповое взаимодействие, эффектив-но обмениваться информацией, необходимо владеть, как уже от-мечалось, коммуникативной компетентностью, которая является ведущей составляющей труда любого профессионала, работающего в системе человеческих отношений: руководителя, специалиста и преподавателя, их обучающего.

Овладеть функциями, моделями, технологиями и средствами делового общения, то есть коммуникативной компетентностью на уровне практических умений и навыков за короткий срок возмож-но лишь через игровые технологии интерактивного характера.

К интерактивным относятся те обучающие и развивающие личность игровые технологии, которые построены на целенаправлен-ной специально организованной групповой и межгрупповой деятель-ности, «обратной связи» между всем^ ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развиваю-щего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлек-сивного анализа («здесь» и «сейчас»).

Интерактивное обучение основано на собственном опыте участ-ников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваивае- 14 мого опыта. На игре или при анализе ситуаций не даются готовые знания, обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску ин-формации разнообразными игротехническими средствами.

В интерактивном обучении существенно, по сравнению с традиционными технологиями, меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, а задача организатора игры – лишь управление всем игровым процессом обучения и развития, через соорганизацию взаимодействия участников, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных ситуаций.

Собственный практический опыт слушателя – это лишь пред-посылка для начала поиска новой информации, условие для ее ана-лиза и получения иных результатов, диагностика и прогнозирова-ние которых позволяют улучшить уже имеющийся опыт. Интерактивное обучение предполагает также внутригруппо-вую и межгрупповую активность слушателей.

Практически любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, со-циальную и познавательную активность обучаемых и каждая из них значима для достижения планируемых результатов в соот-ветствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.

Физическая активность слушателей отвечает учебным целям изменения в физическом окружении и в пространственной среде, меняет образ действий (способы обучающей деятельности) партнеров по игровому взаимодействию, например: • меняют рабочее место, • пересаживаются, • делают презентацию у доски, перед аудиторией, • работают в малой группе, • участвуют в пленуме, • говорят, • пишут, • слушают, • созидают, • рисуют, лепят, • выполняют те или иные физические действия для релаксации и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)