Институционализация этничности

Юридическое включение Нижнего Поволжья и Северного Кавказа в состав Российской империй (XVI—XIX вв.), а затем социально-политическая трансформация народов региона в составе СССР были сопряжены с распространением здесь социальных процессов, свойственных «большому обществу».

Речь идет об индустриализации, формировании политических институтов, распространении просвещения, развитии урбанизационного процесса.

В регион они привносились преимущественно извне, вызывая неравномерные социальные изменения среди различных народов.

Одна из важных причин этой неравномерности — различный географический ландшафт, горная часть которого «погашала» импульсы новых тенденций и способствовала замкнутому образу жизни сельских общин. Вместе с тем привнесенные новации сами выступали источником дальнейших трансформационных процессов.

Ряд факторов, в число которых входят: неравномерность темпов социального развития, аграрная структура занятости населения и сохранение традиционных форм организации жизни и социального регулирования, — вызвали развитие этносоциальных процессов, отличающих Юг России от других регионов.

К ним относятся:

  • институционализация этничности;
  • формирование этносоциальной стратификации;
  • развитие этнической миграции; Рассмотрим подробно эти процессы.

Нижний Дон и Нижнее Поволжье были присоединены к России в XVI-XVII вв., а присоединение Северного Кавказа произошло во II половине XIX в. По окончании Кавказской войны были разработаны специальные правовые документы для осуществления политики империи в регионе — положения «О Кавказском управлении» (1865) и «О Кавказском военно-народном управлении» (1880).

Система военно-народного управления сочетала общероссийскую систему управления (наместничества, губернии) с традиционным местным самоуправлением и судопроизводством.

Разработанная схема управления, сочетавшаяся с государственной поддержкой распространения на Юго-Востоке России ислама, способствовала постепенной интеграции региона в единое политическое пространство империи.

Но одновременно правовое признание необходимости специфических форм управления народами региона и введение специальных территориальных органов для этого явилось первым шагом для легитимизации этничности со стороны империи.

Советская Россия с момента своего политического рождения провозгласила политическое право наций (читается как этнос) на самоопределение, которое было утверждено в одном из первых правовых актов советской власти — «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.).

Согласно этой декларации, советская государственность мыслилась как федерация народов. Данный правовой документ был реализован в политической практике России после гражданской войны.

В 1920 г. на съезде народов Дагестана и Терека были провозглашены две автономные национальные советские республики – Дагестан и Горская республика, обе учреждались как полиэтничные и имели административное деление на округа по этническому признаку.

В Горскую республику были преобразованы бывшие национальные округа Терской области, которые составили 6 административных округов: Чеченский, Назрановский (позже переименован в Ингушский), Владикавказский (переименован в Осетинский), Кабардинский, Балкарский, Карачаевский.

Сами названия обозначали ведущий принцип организации этих округов. И хотя они не имели правового статуса автономии, но содержали некоторые ее элементы.

Дагестанская республика состояла из 14 округов (Аварского, Андийского, Ачикулакского, Гунибского, Даргинского, Дербентского, Казикумухского, Буйнакского, Кайтаго-Табасаранского, Кизлярского, Кюринского, Махачкалинского, Самурского и Хасавюртовского), организованных также по этническому принципу, чему способствовало компактное территориальное расселение этнических групп в Дагестане.

Горская республика просуществовала недолго и была упразднена в 1924 г. из-за острых межэтнических противоречий. Каждый из округов в разное время был преобразован в автономную область, позже – в республику (или в одну республику соединялись две области, как Кабардино-Балкарская).

В данном случае важно подчеркнуть, что все эти действия были не чем иным, как учреждением политических институтов этноса. Народы, давшие свое имя названию автономий, тем самым получали статус титульных.

Интересно
Не менее важное значение для институционализации этноса имело создание национальной школы. В дореволюционной России на протяжении первых десятилетий освоения Северного Кавказа наблюдались колебания в образовательной политике, связанные со степенью  включения в образовательные программы изучения национальных языков.

Но уже с 1881 г. система образования в регионе окончательно приняла унифицированную форму российской школьной системы. Она была нацелена на русификацию народов. Иная образовательная политика была у Советской России.

31 октября 1918 г. было принято постановление Наркомпроса РСФСР «О школах национальных меньшинств», согласно которому национальности пользовались правом обучения на родном языке в школах обеих ступеней.

В 20-х гг. проводилась большая работа, направленная на создание национальной письменности, которая вызвала острую борьбу с муллами, отстаивающими необходимость сохранения и изучения арабской письменности.

В итоге до 1960 г. в республиках обучение в начальной школе велось на родном языке с преподаванием русского языка как предмета.

Иными словами, развитие образования предполагало формирование национальной письменности и сохранение национального языка, а следовательно, система образования в советский период также выступала институтом, воспроизводящим этничность.

Важным фактом институционализации этничности были правовые акты, например, закрепление этнической принадлежности в паспорте. Но значительно более мощными по степени воздействия на сознание и закрепление этничности, как важной характеристики личности в регионе, стали трагические события в истории ряда народов — депортация 1944 г.

На Юге России ей подверглись балкарцы, греки, калмыки, карачаевцы, немцы, ингуши и чеченцы. Сам факт депортации по национальному признаку закрепил в общественном сознании всех народов региона этничность как принцип, конституирующий общность и определяющий жизнь носителя этнической культуры.

Таким образом, можно констатировать, что помимо традиционных институтов, воспроизводящих этнические характеристики (язык, семья, поселенческая община, обычаи, формы материальной культуры), за последнее столетие в регионе сложились специальные организации, поддерживающие воспроизводство этнических признаков.

К ним можно отнести формы государственной организации, систему образования, правовые акты. Такие организации в социологии определяются как социальные институты. Они упорядочивают и закрепляют определенный характер общественных связей, которые формируют принципы деятельности человека.

В своем функционировании институты постоянно культивируют, воспроизводят и восстанавливают ткань общественных (в данном случае специфически этнических) отношений. Неслучайно Э. Дюркгейм определил социальные институты как «фабрики по производству социальных отношений».

Интересно
В послевоенный период в СССР политика, направленная на институционализацию этничности, продолжалась. Она выразилась в создании во всех союзных и автономных республиках историко-этнографических и филологических научно-исследовательских институтов, нацеленных на изучение истории, языков и культуры народов, населяющих
республики.

В системе управления существовали юридически не закрепленные, но четко соблюдаемые нормы квотного представительства различных этнических групп, составляющих население республик.

Административно устанавливались также квоты для представителей коренного населения при поступлении в высшие учебные заведения.

Институционализация этничности привела к ее осмыслению в качестве базовой ценности у народов региона и закреплению в общественном сознании в качестве важного критерия дифференциации на социальные группы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)