Институт банкротства кредитных организаций в Российской Федерации

Институт несостоятельности (банкротства) возродился в российском праве сравнительно недавно – с переходом к рыночной экономике. Это произошло после принятия в 1992 году Закона РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В 1998 году был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». После финансового кризиса 1998 года был подготовлен Федеральный закон от 08.07.1999 № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», а затем Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» применялся к кредитным организациям в целях их финансового оздоровления или ликвидации в процедуре конкурсного производства. Первоначально этим законом предусматривалась возможность введения двух судебных процедур: наблюдения и конкурсного производства и (или) трех досудебных процедур: финансового оздоровления, назначения временной администрации, реорганизации в форме слияния или присоединения. В 2004 году его концепция претерпела изменения, и в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» были внесены изменения, в результате которых законодатель отказался от использования процедуры наблюдения для кредитных организаций. Таким образом, к кредитным организациям стала применяться одна судебная процедура – конкурсное производство.

Следующим этапом реформирования законодательства о несостоятельности является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон стал основополагающим правовым актом, регулирующим процедуру банкротства.

За прошедшие годы Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» неоднократно изменялся: в него вносились как незначительные изменения, так и изменения, затрагивающие саму его концепцию. В декабре 2014 года в данный закон были внесены очередные изменения: в Российской Федерации был введен потребительский конкурс, что означает применение к физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, реабилитационных процедур – процедур реструктуризации долгов гражданина и процедур реализации имущества гражданина. Существенно изменилось правовое регулирование банкротства индивидуальных предпринимателей. Закон дополнился параграфом 4.1, содержащим нормы о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (данные положения имеют приоритет перед общими нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Закон будет изменяться и в последующем.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) распространяет свое действие на коммерческие банки и небанковские кредитные организации.

Нормы этого закона о банкротстве кредитных организаций можно разделить на две части:

  • предупреждение банкротства;
  • ликвидация кредитной организации, признанной банкротом.

Первая часть реализовывается под эгидой Банка России, а вторая – арбитражным судом.

Определение несостоятельности кредитной организации содержится в п. 1 ст. 189.8 Закона. Признаками несостоятельности кредитной организации выступают:

  • ее неплатежеспособность, определяемая как неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней;
  • недостаточность имущества, понимаемая как недостаточность стоимости имущества (активов) для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Особенностью несостоятельности кредитных организаций является то, что при определении неспособности кредитной организации исполнить обязанность по уплате обязательных платежей учитываются ее обязанности не только как самостоятельного налогоплательщика, но и как кредитной организации по исполнению поручений ее клиентов о перечислении обязательных платежей в бюджет (п. 2 ст. 189.8 Закона).

Какие же особенности банкротства кредитных организаций установлены Законом?

  1. Банкротство кредитной организации может быть признано только арбитражным судом. Возможности добровольного объявления КО банкротом не предусмотрено.
  2. Для кредитной организации изменен признак неплатежеспособности – срок неплатежеспособности в совокупности составляет не более 14 дней. Поскольку несостоятельность КО способна оказать негативное влияние на деятельность ее контрагентов, законодателем приняты меры для незамедлительного признания кредитной организации несостоятельной. Установлен более короткий срок неплатежеспособности по сравнению с другими должниками, по истечении которого кредиторы кредитной организации и должник вправе обратиться с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной.
  3. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется одна процедура – конкурсное производство. При банкротстве КО наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.
  4. Закон устанавливает в качестве арбитражного управляющего кредитной организацией государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц; конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.
  5. Помимо стандартного круга лиц, указанных в ст. 7 Закона (должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы), правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладает Банк России (ст. 189.61). При этом Закон предусматривает ситуацию, когда это обязательно для Банка России, – в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России».
  6. В Законе предусмотрен механизм воздействия кредиторов на Банк России в целях своевременного реагирования на заявления кредиторов об отзыве у кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций (ст. 189.61).

Законом установлены:

  • содержание заявления;
  • прилагаемые документы;
  • срок для ответа Банка России;
  • право кредитора обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом;
  • последствия непринятия Банком России должных мер.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие денежных обязательств и их размер. Неустойки, пени, штрафы не входят в размер денежных обязательств. В случае неполучения ответа Банка России по истечении двух месяцев со дня направления заявления или получения отказа заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Банк России как субъект системы банкротства КО представлен в двух формах.

  1. Если Банк России обратился в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом, он является субъектом дела о банкротстве (с правом на подачу жалобы).
  2. Как субъект арбитражного процесса, и тогда его роль сводится к предоставлению объяснений по вопросам, возникшим в ходе судебного разбирательства, от него могут быть истребованы судом нормативные правовые акты, принятые им в соответствии с законом, объяснения по применению этих актов и др.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)