Инновационное развитие Российской Федерации как цель долгосрочной социально-экономической политики

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее – Стратегия), разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в соответствии с Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике”, ставит цель перевести к 2020 г. экономику России на инновационный путь развития, характеризующийся, в частности, увеличением доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 – 35% к 2020 г.; повышением внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 – 3% валового внутреннего продукта к 2020 г. (в 2010 г. – 1,3%), из них больше половины – за счет частного сектора; увеличением количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 – 3 тыс. патентов к 2020 г.

К основным задачам Стратегии отнесены, в частности, повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений.

Реализация Стратегии предусматривает решение задач в рамках таких направлений социально-экономической политики, как бюджетная политика, налоговая политика, техническая политика, конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией, политика в сфере государственных закупок, внешняя и внешнеэкономическая политика, региональная политика.

В Стратегии отмечается, что безусловные гарантии защиты прав собственности и обеспечение благоприятного инвестиционного климата являются фундаментом построения эффективной инновационной системы.

Обеспечить реализацию Стратегии можно лишь при условии надлежащего нормативно-правового регулирования соответствующих отношений. В связи с этим отдельный раздел (XII) Стратегии посвящен основным направлениям совершенствования законодательства Российской Федерации.

Так, совершенствование налогового законодательства Российской Федерации будет направлено на сохранение действующих налоговых льгот и преференций в отношении инновационно активных организаций. Совершенствование таможенного регулирования, механизмов экспортного и валютного контроля будет направлено на снижение барьеров для внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий.

Совершенствование гражданского законодательства Российской Федерации в части прав на результаты интеллектуальной деятельности будет направлено на повышение эффективности механизма закрепления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием бюджетного финансирования.

Совершенствование правового регулирования корпоративных отношений предполагает создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса.

Совершенствование антимонопольного законодательства Российской Федерации предполагает разработку изменений в области регулирования слияний и поглощений, упрощающих или затрудняющих объединение в зависимости от активизации инновационной составляющей нового предприятия.

Как отмечает А.Е. Молотников, “правовая система, в которой работают инновационные компании, является составной частью инфраструктуры инновации… В настоящий момент государство, являясь основным источником правового регулирования, само сдерживает развитие этих рынков”.

В связи с этим обращается внимание на Национальную технологическую инициативу – “программу мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году”. Так, вопросам охраны интеллектуальной собственности посвящены п. п. 1 и 2 разд. II Плана мероприятий (“дорожная карта”) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению “Нейронет”.

В частности, предполагается в 2018 – 2020 гг. создать необходимое полноценное правовое регулирование по оспариванию патентов Российской Федерации и действия евразийских патентов на территории Российской Федерации, в том числе с целью устранения чрезмерных или неопределенных сроков рассмотрения, а также решить вопросы патентования модификаций существующих лекарственных препаратов с учетом обеспечения баланса интересов участников фармацевтического рынка, включая разработчиков, производителей референтных и воспроизведенных лекарственных препаратов, и общества в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)