Информационно-правовые отношения понятие, виды, соотношение с правовой нормой, структура и защита

Правовые отношения есть урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей .

Таким образом, можно попытаться дать определение информационных правоотношений – это общественные отношения, урегулированные правом, субъекты которых являются носителями взаимных информационных прав и обязанностей.

Т.Ш. Иззатов дает более конкретное определение, понимая под информационными правоотношениями процесс целевого перераспределения в обществе сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления .

Регулирование информационных отношений с помощью права осуществляется посредством установления определенных информационно-правовых норм, т.е. путем установления правил поведения субъектов информационных отношений и применения норм информационного права. Информационно-правовые нормы регулируют взаимоотношения граждан, СМИ, организаций, фирм между собой, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим регулируемым отношениям особый характер – характер информационно-правовых отношений. Субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических информационных прав и обязанностей. Поэтому можно сказать, что информационные отношения между самыми разнообразными участниками – гражданами, редакциями газет, телестудиями, предприятиями, организациями, фирмами и другими, в которых последние участвуют в качестве носителей прав и обязанностей, установленных нормами информационного права, называются информационно- правовыми отношениями или информационными правоотношениями.

Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения , а именно:

  • Правоотношение – это вид общественных отношений, в которых реализуются урегулированные правом взаимодействия двух и более субъектов – первичность информационно-правовых норм;
  • идеологический (мировоззренческий) характер, так как возникновение, изменение и прекращение информационных отношений проходит через сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание;
  • волевой характер, так как информационные отношения всегда являются результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон;
  • двусторонний или многосторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками через их субъективные права и юридические обязанности;
  • взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.е. эти отношения выражаются во взаимных правах, обязанностях и юридической ответственности;
  • наличие информационной правосубъектности сторон в информационных отношениях;
  • регулирующая роль, заключающаяся в том, что информационные отношения определяют конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формируя или определяя общественную волю.

Что же касается особенностей информационных отношений, то, как полагает Копылов В.А. , они сводятся к тому, что эти отношения:

  • возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации;
  • Опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
  • отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.

Правоотношения – это функция, в которой абстрактная норма приобретает свое реальное бытие.

Виды правоотношений

  1. Правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ).
  2. нформация, связанная с производством и распределением исходной и производной информации (правоотношения в сфере СМИ, авторские права в гражданском праве).
  3. Информация в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые Законом об обязательном экземпляре документа , Законом о библиотечном деле , Законом об архивном деле в Российской Федерации ).
  4. Правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (например, право на создание информационных сетей, обязанность на заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд).
  5. Информация в области обеспечения информационной безопасности (например, право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайны).
Кроме того, по степени конкретизации и субъектному составу можно выделить следующие информационные правоотношения: абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона (например, собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств обеспечения, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право), и в этом смысле право собственности есть право абсолютное. В относительных строго определены обе стороны (например, учредитель средства массовой информации и главный редактор этого же СМИ: они в соответствии с требованиями закона обязаны заключить между собой договор и утвердить устав редакции СМИ) .
Общерегулятивные правоотношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей. Они возникают, таким образом, на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений . В нашем случае это гарантированное в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ право: “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом”.

Рассмотрим структуру информационного правоотношения.

Субъекты:

  • физические лица;
  • юридические лица всех форм собственности;
  • органы государственной власти;
  • должностные лица;
  • общественные организации;
  • Другие субъекты, признаваемые субъектами права.

Информационное право призвано обеспечить достаточность правового регулирования с учетом специфики субъектов, которые участвуют в правоотношении (использование блокиратора на телевидении от детей).

Объект правоотношений – это те явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами, разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности субъектов .

Объект информационного права – это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения, и что является предметом их интересов, прав и обязанностей .

Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации.

В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных, информационные сети и системы, средства связи и т.п. Именно они наиболее часто попадают в поле зрения информационных споров, сделок, договоров.

Поведение субъектов права, их поступки и действия в информационных отношениях также могут быть объектом права. Это может быть, если норма информационного права, регулирующая определенные отношения, закрепляет какие-либо действия. Например, Федеральные закон “О библиотечном деле” запрещает соответствующим государственным органам и должностным лицам принимать решения, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей под угрозой обращения в суд (ст. 15).

К особой группе объектов информационного права относят нематериальные блага, т.е. не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством . Проявление нематериальных благ в качестве информации возможно в тех случаях, когда необходимо защищать честь, достоинство и личную репутацию гражданина, т.е. об информации, которая искажена и не соответствует личностным качествам данного человека. Нематериальные блага характеризуются двумя признаками: отсутствием материального содержания и неразрывной связью с личностью носителя.

Таким образом, основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация в ее многочисленных и многообразных материализованных формах, т.е. информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте, в зависимости от которой возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.

Предмет – само произведение, документ, т.е. информационный продукт (информационная технология). Но в некоторых случаях – права и обязанности.

Юридический факт (событие или действие)

Чтобы факт (совершившееся действие, событие) превратился в факт юридический, должны быть определенные условия и важнейшее из них связано с состоянием нормативно-правовой системы: национальной, корпоративной или международной. Факты, которые не попадают в правовое поле действующего законодательства, остаются таковыми, существуют, но не превращаются в юридические факты. Например, если нет закона, устанавливающего правовой режим программ для электронно-вычислительных машин, то факт создания таких программ, их использования будет неюридическим до тех пор, пока законом не будет легитимировано существование такого предмета отношений. В Российской Федерации Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” был принят в 1992 г., но это не означает, что такие предметы ранее не производились и не потреблялись. Однако строить правоотношения в данной области было сложнее, чем при наличии специального нормативно-правового акта по этому поводу.

Следовательно, для возникновения и реализации правоотношений, в том числе в области информационной сферы, необходимо в качестве объективных условий, во-первых, наличие реальных фактов, связанных с интересами различных субъектов общества, и, во-вторых, наличие нормативно-правовой основы, соответствующих правовых норм, позволяющих ввести отношения по конкретному факту в систему юридических фактов и правовых отношений. Например, ряд ситуаций, возникающих в сетях и системах Интернета, нуждается в правовом регулировании. Отсутствие каких-либо общих международных норм в этой области осложняет дело.

Один юридический факт может породить множество правоотношений (уголовно-правовые отношения, административные, межгосударственные правоотношения) и наоборот: множество правоотношений – один юридический факт (регистрация рождения ребенка – данные о браке, родителях, медицинские документы).

Содержание правоотношения: права и обязанности субъектов

Они зависят от вида информационных правоотношений. Так, например, при производстве такой информации у субъектов – ее производителей возникают следующие права и обязанности :

Перечисленные здесь и ниже перечни прав, обязанностей и ответственности являются приблизительными и могут дополняться и развиваться в реальных условиях.

  • право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;
  • право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты (право передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
  • ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;
  • ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;
  • обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставлению информации из них потребителям информации;
  • обязанность исполнения условий авторских договоров;
  • ответственность за непредоставление информации;
  • ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;
  • ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставление информационных услуг;
  • ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности участников информационных отношений:

  • право на создание массовой информации (журналист, редакция);
  • право на защиту чести и достоинства (любой член общества);
  • право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации);
  • обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернета) (редакции и журналисты);
  • обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство);
  • ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники производства и распространения массовой информации);ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации);
  • ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации).

В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают следующие права и обязанности участников таких правоотношений:

  • обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;
  • обязанность за предоставление информации из таких документов;
  • ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.

В информационных процессах по обращению информации с ограниченным доступом возникают следующие права и обязанности:

  • обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;
  • обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа;
  • ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне;
  • обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;
  • обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;
  • обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;
  • ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.

Информационные отношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения, основываются на следующих правах и обязанностях их участников:

  • право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения (все участники этих процессов);
  • право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);
  • ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;
  • обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры);
  • обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);
  • ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения.

Информационные отношения в сфере обеспечения информационной безопасности основаны на следующих правах и обязанностях их участников:

  • право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;
  • право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа;
  • право на защиту интеллектуальной собственности;
  • право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности;
  • право на защиту информационных прав и свобод;
  • ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца;
  • обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;
  • ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.

Существуют два способа защиты информационных правоотношений:

  • защита в административном порядке;
  • защита в судебном порядке.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)