Информационно-идеологическая безопасность

В Доктрине информационной безопасности РФ перечислены угрозы идеологической безопасности, но отдельного ее определения нет. Таким образом, налицо факт поглощения институтом информационной безопасности института идеологической безопасности, что вносит определенную сумятицу ввиду объективной необходимости применения разных подходов.

Выделение идеологической безопасности в отдельный институт необходимо провести по следующим основаниям. Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, а информационные процессы как процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Как видно, информация определяется как статическое явление, как предмет, по поводу которого возникают общественные отношения.

Следуя этому определению, может показаться, что информация не отличается ничем принципиальным от, скажем, материальных ценностей. Действительно, информация может быть ценностью, становиться объектом купли-продажи, даже кражи (несанкционированного доступа), поэтому она и поддерживающая ее инфраструктура должны быть защищены – именно так в упрощенном порядке можно определить сферу информационной безопасности.

Идеологическая безопасность имеет с информационной общность по предмету правового и организационного регулирования (информация), однако если информационное право призвано регулировать общественные отношения по поводу создания, распространения, хранения, переработки и потребления информации, определяя последнюю как явление статическое, то институт идеологической безопасности, регулируя те же отношения, рассматривает информацию как явление динамическое, то есть принципиально важной характеристикой здесь уже является степень и характер ее влияния на сознание людей, а не ее степень защищенности, авторство и т.д.

Отсюда уже совершенно различные методы. Они у института идеологической безопасности особые: социальная реклама, организационное и финансовое сопровождение творческих проектов, публичное государственное признание и провозглашение, некоторые методы ведения информационной войны и т.д.

Таким образом, следует разделить информационную безопасность на информационноидеологическую и информационно-техническую. При этом под информационно-технической безопасностью следует понимать “защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры”.

Под информационно-идеологической (далее – идеологической) безопасностью – защищенность общества и личности от преднамеренного или непреднамеренного информационного воздействия, имеющего результатом нарушение прав и свобод человека и гражданина в области создания, потребления и распространения информации, пользования информационной инфраструктурой и ресурсами, противоречащего нравственным и этическим нормам, оказывающих деструктивное воздействие на общество, личность, имеющих негласный (внечувственный, неосознанный) характер, внедряющих в общественное сознание антисоциальные установки.

Здесь совершенно справедливо может возникнуть вопрос, а почему, собственно, информационная безопасность отождествляется с категорией идеологии, ведь первая предполагает состояние защищенности, а вторая – внедрение в общественное сознание определенных ценностных установок, ориентаций, определенную социальную программу.

Дело в том, что даже если общество и личность будут защищены от вредоносного информационного воздействия, необходимо задать, кроме того, определенные нравственные ориентиры, систему ценностей, сформировать национальную идею, иначе защита теряет смысл. При этом комплекс защиты неизбежно имеет в своей структуре императивные (запретительные) нормы, а комплекс внедрения идеологии, следуя смыслу ст. 13 Конституции РФ, должен состоять из одних только диспозитивных норм.

Интересно
Попытки смоделировать на теоретическом уровне институт информационно-психологической безопасности уже предпринимались При этом под информационно-психологической безопасностью обычно понимают состояние защищенности человека, общества и государства от “вредной” информации, а данная информация характеризуется как не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение (применение).

Способы обеспечения идеологической безопасности можно классифицировать в зависимости от того, подлежит ли применению императивный либо диспозитивный метод. Если говорить о диспозитивных методах, то к их числу относятся две группы – организационные и информационно-пропагандистские. К числу организационных можно отнести: организационное сопровождение творческих проектов, адресное финансирование, организацию взаимодействия государственных органов, предоставление аналитических обобщений, организацию различного рода акций, направление предпринимателей за рубеж для повышения квалификации и обучения менеджменту, и т.д.

Информационно-пропагандистские приемы в общем относятся к методике проведения информационной войны и так называемым технологиям “пиар”. Целесообразным представляется разработка комплексных программ влияния, которые можно, в свою очередь, подразделить на нейтрализующие негативное влияние определенного источника; связанные с экономическим стимулированием общества; военные программы; образовательные; культурнопросветительские; научные; демографические; специальные тактические; иные.

По сфере действия можно выделить международные, федеральные, окружные, региональные, локальные программы. По направленности и продолжительности – стратегические (долгосрочные), оперативные (среднесрочные) и тактические (краткосрочные). Данная классификация предполагает наличие базовой всеобъемлющей и взаимосвязанной программы.

Представляется целесообразным расположить их по степени общественной опасности в порядке убывания:

  • враждебная деятельность специальных органов иностранных государств;
  • деструктивная организованная целенаправленная деятельность внутригосударственных организаций;
  • аналогичная деятельность международных негосударственных организаций (транснациональных корпораций и т.п.);
  • острые социальные противоречия, вызванные политическим, экономическим либо иным кризисом;
  • отсутствие минимального контроля за информационными потоками в целях обеспечения нравственного здоровья населения;
  • монополизирование СМИ;
  • применение некорректных методов идеологического влияния;
  • массовое дезинформирование в целях искажения общественного мнения;
  • применение внутри страны приемов, характерных для межгосударственного информационного противоборства либо психологической войны с существенным нарушением прав и свобод человека и гражданина;
  • создание и функционирование на территории РФ религиозных сект деструктивного толка и иных подобных организаций, практикующих внечувственное воздействие на психику человека, побуждающее его к совершению антисоциальных поступков;
  • отсутствие у большинства населения ценностных ориентаций, идеалов, побудительных стимулов к активной деятельности (идеологии);

Угрозы национальной идеологической безопасности можно классифицировать по различным основаниям на внутренние и внешние, намеренные (организованные) и непреднамеренные (стихийные), явные и латентные (скрытые) и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)