Информационно-аналитическая работа прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Создание в прокуратуре информационно-аналитической базы, ее пополнение, совершенствование с учетом специфики объекта надзора – необходимое условие успешного планирования процесса борьбы с нарушениями законов о несовершеннолетних, профилактики совершаемых несовершеннолетними преступлений.

Условия, соблюдение которых необходимо для создания в прокуратуре надежной информационной базы и качественного проведения повседневной аналитической работы в области надзора за исполнением законов о несовершеннолетних:

  • обязательное получение и анализ социально-демографи­ческих сведений (возрастных, образовательных, профессиональных и иных характеристик проживающего в районе несовершеннолетнего населения); сведений о преступности и правонарушениях; соответствующих разделов отчетности органов здравоохранения, опеки и попечительства, образования, учебных и воспитательных учреждений, предприятий, жилищно-коммунальных организаций; отчетности специализированных структур по делам несовершеннолетних о предупреждении безнадзорности, правонарушений и мерах воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, их родителей; отчетности правоохранительных органов о предупреждении (включая общепредупредительную деятельность), расследовании преступлений, судебном разбирательстве уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних; выборочных обобщений уголовных и гражданских дел, различных ведомственных (внутришкольных, училищных и др.) учетов лиц, в отношении которых необходимо применение воспитательно-профилактических мер; в необходимых случаях – сведений о личности правонарушителей, об их семейно-бытовом окружении, о причинах и об условиях, способствующих правонарушениям; сведений жилищно-коммунальных организаций;
  • координация организационных усилий правоохранительных органов, направленных на сбор, систематизацию, обобщение и комплексное ведомственное использование информации о состоянии дел с контингентом несовершеннолетних. Анализы и обобщения осуществляются в территориальном разрезе (применительно к отдельным населенным пунктам, микрорайонам, учебным заведениям, предприятиям и другим объектам), а также в отношении отдельных контингентов подростков (школьников, учащихся профессионально-технических училищ и других учебных заведений, работающих, не работающих и не учащихся), по отдельным направлениям и задачам прокурорской деятельности; их результаты используются при текущем и перспективном планировании, при оценке эффективности проведенных надзорных и профилактических мероприятий;
  • периодичность и своевременность доведения информационно-аналитических материалов по проблемам несовершеннолетних до сведения вышестоящей прокуратуры;
  • сочетание предложений, сделанных по результатам анализа обобщенной информации, с оперативным принятием необходимых мер по конкретным фактам выявленных нарушений закона.

При создании информационно-аналитической базы по проблематике несовершеннолетних используются материалы методического и информационного характера, периодически подготавливаемые Генеральным прокурором РФ, прокуратурой субъекта Федерации и городской (районной) прокуратурой, содержащие анализ изменений оперативной обстановки в регионах, освещающие положительный опыт деятельности по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, охране их законных прав и интересов.

Для квалифицированного анализа положения в городе (районе), целенаправленного планирования предупредительной и надзорной работы необходимо располагать сведениями об изменениях, происходящих в городе (районе), области (крае), которые могут влиять на оперативную обстановку в будущем, а именно:

  • об изменении численности и социально-демографических качеств несовершеннолетнего населения (возраст, пол, образование, род занятий, нравственные и уголовно-правовые характеристики и др.);
  • о состоянии культурно-просветительной и воспитательной работы, о развитии сети соответствующих учреждений, их штатах, воспитательном и профилактическом “потенциале”;
  • о материальной базе организации досуга несовершеннолетних по месту жительства и об ее использовании;
  • о правосознании и ценностных правовых и трудовых ориентациях различных групп населения и состоянии правового воспитания несовершеннолетних.

Собираемая и регулярно обобщаемая информация такого рода должна содержать сведения:

  • о состоянии, структуре, динамике преступности несовершеннолетних в целом по городу (району), по отдельным населенным пунктам сельского района, по микрорайонам города, конкретным учебным заведениям, предприятиям и другим объектам (дифференцированно к различным половозрастным, социальным и профессиональным группам подростков);
  • о личности несовершеннолетних преступников, включая ее основные социально-демографические (возраст, пол, занятие) и нравственно-правовые (состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, ранее судимые, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений) характеристики;
  • о состоянии и динамике безнадзорности детей и подростков (количество и состав задерживаемых несовершеннолетних, численность детей и подростков, лишившихся попечения родителей и нуждающихся в опеке, устройство в воспитательные учреждения);
  • о распространенности и динамике различных негативных явлений, влияющих на состояние преступности несовершеннолетних, (пьянство и алкоголизм, нарушение правил торговли и потребления спиртных напитков, наркомания и токсикомания, безнадзорность, венерические заболевания, деморализация в сфере полового поведения, неблагополучные семьи, включая родителей-алкоголиков или страдающих нервно-психическими заболеваниями);
  • об исполнении законов об образовании, о труде, об организации досуга детей и подростков;
  • о правоохранительных органах, об органах образования, здравоохранения, трудовой инспекции, органах внутренних дел, о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Выводы о количественных и качественных изменениях в явлениях, прямо или косвенно характеризующих состояние преступности и правонарушений, будут достоверны лишь при наличии достаточной информации, надежно отражающей действительное положение в городе (районе). С небольшими числами (единицы, десятки) проводить статистические расчеты и сравнения нужно очень осторожно либо вообще не следует исчислять процентные соотношения, определять годовой прирост или снижение в процентах или долях.

В небольшом цифровом выражении данные годовых и тем более квартальных отчетов различных государственных органов районного звена могут не отражать стойких тенденций изменений, приводить к неправильным выводам. Необходимо осторожно подходить также к подсчету процентов, удельного веса, исчислению специальных коэффициентов в расчете на 1 тыс. и 10 тыс. населения (по отдельным составам преступлений, различным контингентам несовершеннолетних, населенным пунктам и микрорайонам).

При небольших абсолютных показателях предпочтение отдается анализу конкретных фактов, материалов уголовных и гражданских дел, жалоб, заявлений и сообщений. В необходимых случаях используются цифровые таблицы, графики, диаграммы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)