Информационная логистика в туризме

Информационные услуги необходимы как собственно туристу, так и организаторам туризма. Турист, готовясь к путешествию и в его процессе, нуждается в дополнительной информации о месте пребывания, нормах, правилах и обычаях данной местности и страны, детальным описанием достопримечательностей, схемах и картах местности, схемах транспортных магистралей.

Древние путеводители (дорожники) известны с времен Римской империи. В средние века путеводители составляли паломники. Первые путеводители в нашем современном понимании были изданы более двухсот лет назад.

Это и описание европейского Grand Тour, путеводители Томаса Кука по европейским гостиницам, а также классические и издающиеся до наших дней путеводители Карла Бедекера (1801–1859 гг.). В настоящее время описания путешествий и туристских приключений издаются в виде популярной и специальной литературы и побуждают потенциальных туристов к предприятию путешествий и приключений. В современной индустрии туризма большое внимание уделяется изданию красочных буклетов, проспектов, бесплатно раздаваемых потенциальным туристам. Туристская отрасль, генерирует примерно в три-пять раз больше рекламы, чем иная другая.

Интересно
Большое значение имеют современные электронные средства информации, в частности сеть Интернет, в которой многие тысячи и миллионы сайтов предлагают пользователям летальное описание туристских центров, туристских услуг, достопримечательностей и даже виртуальные путешествия, в том числе по электронным музейным экспозициям.

По сети Интернет можно не только выбрать себе путешествие и туристское агентство, но и забронировать туристскую поездку, билеты на перевозку осуществить платеж на услуги. Организаторы туризма пользуются большим спектром информационных услуг. Они при формировании туристского продукта изучают специальные профессиональные путеводители.

Издаются различные каталоги туристских агентств и туроператоров, расписания движения транспорта по странам и даже всему миру.

Имеются расписания рейсов всех авиалиний, железных дорог, автобусов, речных и морских судов. Расписания регулярных перевозок всех видов имеются в глобальных мировых информационных системах и системах автоматизированного бронирования туристских услуг (Аmadeus, Sabre и др.). Большое значение имеют туристские специализированные выставки. Можно утверждать, что в мире ежедневно проводится 4–5 крупных туристских выставок в различных регионах и туристских центрах.

Туристские выставки предназначены в основном для иловой продажи туристского продукта, но частично на них осуществляется допуск и о6ычных посетителей.

Выставки, обычно красивые и шумные, проводятся в течение 3–5-ти дней. В период выставок организуются множественные семинары, съезды ассоциаций, презентации. Самой крупной туристской выставкой в Европе следует признать Международную выставку туризма ITB Berlin проводимую в марте. Она привлекает около 10 тыс. экспонентов, 115 тыс. посетителей-специалистов, 50 тыс. частных посетителей, 23 тыс. делегатов конференции, обеспечивает ежегодный оборот в 7,2 млрд. евро, площадь выставки 170 тыс. м². Следующей по значимости является туристская выставка World Travel Market в Лондоне (Великобритания).

В России ежегодно проводятся крупные международные туристские выставки – Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT) марте, и INWETEX – СIS TRAVEL MARKET в октябре в Санкт-Петербурге.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Логистический информационный поток – это совокупность циркулирующей в логистической системе информации.

В настоящее время в мировом сообществе происходят глобальные изменения, обусловленные проникновением во все сферы жизни информационных технологий. В связи с этим большое внимание следует уделять и туризму как сфере экономики, деятельности и занятости населения.

В развитии мирового туризма сегодня выделяются две основные тенденции:

  • создание крупных туристических концернов, в которых сосредоточены все этапы производства и сбыта туристских услуг;
  • развитие электронной коммерции через сеть Интернет.

Необходимость оперативного удовлетворения запросов клиентов, которые с помощью сети Интернет могут выбрать наиболее приемлемый вариант, требует активного применения передовых информационных технологий в работе турфирм. Новые информационные ресурсы, проникая в туристский бизнес, меняют технологии управления, помогают получать ответы на любые вопросы о состоянии дел и принимать оперативные решения.

Логистика играет решающую роль в эффективной организации и управлении туризмом. В логистической отрасли, где функционируют основные субъекты: потребитель, турагент, туроператор, поставщик услуг, владелец рекреационно-туристских ресурсов, важно правильно спланировать, разумно направить и оперативно контролировать сквозной туристский поток, а также материальные, информационные и финансовые потоки, обслуживающие его и обеспечивающие процесс формирования и реализации тура в соответствии с интересами и требованиями потребителя. Логистика невозможна без информации и технологий работы с этой информацией, т.е. информационных технологий.

Информационные технологии – это совокупность методов сбора, организации, обработки и предоставления информации с помощью компьютеров и компьютерных сетей.

Общество переходит на новый этап своего развития – становится информационным, основными свойствами которого являются создание систем глобальных коммуникаций, обеспечивающих каждому члену общества доступ к информационным ресурсам человечества с помощью персональных и сетевых компьютеров. Современный турбизнес невозможен без проникновения информационных технологий в каждую турфирму и объединения всех туристских, гостиничных, транспортных, информационных и других компаний в единое информационное пространство.

Информация в логистике туризма играет важную роль. Ее цель состоит в обеспечении эффективного обслуживания потока туристов в логистической цепочке «турагентство – туроператор – материальнотехническая база – рекреационно-туристические ресурсы» путем контроля и учета как туристического потока – главного в логистике туризма, так и обслуживающих его материального и финансового потоков.

Решение данной задачи требует интеграции отдельных участков логистической системы в туризме в единую логистическую информационную систему. Логистическая информационная система – это совокупность определенным образом организованных и связанных средств вычислительной техники (компьютеров), которые контролируют движение туристского, материального и финансового потоков.

Структура логистической информационной системы в туризме включает следующие составляющие:

  • структуризация сетей;
  • их иерархическое построение;
  • компьютерное обеспечение;
  • применение стандартных компьютерных программ.

К логистическим информационным системам в туризме относятся следующие подсистемы:

  • стратегическая, действующая на уровне централизованного управления туристическим предприятием;
  • диспозитивная (диспетчерская), действующая на уровне производственного участка (отдела);
  • исполнительная, функционирующая на уровне отдельных исполнителей (менеджеров).

Сегодня уже трудно найти турфирму, которая не использует сеть Интернет, электронную почту. Некоторые турфирмы применяют глобальные компьютерные системы бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan и др. Так, сотрудничая с Amadeus, можно бронировать места в гостиницах, авиабилеты во всем мире, а Worldspan, кроме этого, позволяет еще и арендовать автомобиль.

Многие турфирмы имеют свои сайты, на которых клиент может не только просмотреть интересующую его информацию, но и отправить заявку на бронирование туристической поездки.

Такие системы используют не только туристические, но и транспортные фирмы, в частности авиационные компании. Особенно эффективно применять информационные компьютерные технологии в небольших турфирмах, в которых нет жесткого разделения функций между менеджерами.

Это позволяет полностью автоматизировать процесс оформления заказов, в частности обеспечиваются:

  • жесткий внутренний порядок работы с документами; прямые связи с зарубежными партнерами;
  • комплексные системы бронирования туров, практически исключающие ошибки;
  • система электронной почты, доступ в сеть Интернет;
  • введение системы типовых документов и единой базы данных.

В результате достигаются определенные преимущества:

  • увеличивается количество клиентов;
  • уменьшается время обслуживания одного клиента;
  • улучшается эффективность работы небольших турфирм, обслуживающих большее количество туров;
  • единая база данных позволяет широко использовать электронную почту.

Компьютерные системы бронирования поставляют турагентствам специальные пакеты, включающие специальные программы и оборудование для осуществления своей деятельности.

Поставляемые КСБ выполняют следующие функции:

  • поиск оптимальных ценовых вариантов туристских услуг;
  • доступ к различным тарифам, в том числе к конфиденциальным, вводимым авиакомпаниями для своих агентов;
  • распечатка билетов на основе данных о бронировании;
  • формирование отчетов;
  • ведение статистики;
  • доступ к справочной системе оперативной информации;
  • контроль всех операций по взаиморасчетам с клиентами и поставщиками;
  • создание на сайте турагентства системы бронирования туристских услуг для корпоративных и частных клиентов, которая позволяет посетителям сайта сделать самостоятельный выбор авиарейсов и отелей и их последующее бронирование.

Компьютерные системы бронирования можно разделить на три группы:

  • Глобальные системы бронирования, принадлежащие авиакомпаниям – Galileo, Amadeus, Sabre, Worldspan.
  • Неприсоединительные системы бронирования, позволяющие осуществлять информационный выход в глобальную сеть бронирования и в Интернет-бронирование на основе компьютерных систем бронирования, принадлежащих независимым консорциумам (Fidelio, Utell, Start, SRS, Trust, Габриель, Сирена). Их используют более 800 тыс. турагентств по всему миру для бронирования туристских услуг.
  • Интернет-системы бронирования, предоставляющие услуги по бронированию частным клиентам.

Система Galileo – одна из самых распространенных систем бронирования, она обеспечивает доступ к расписанию полетов, наличию мест и тарифам.

Сеть Galileo охватывает 540 авиакомпаний, 48 тыс. отелей, 368 транспортных компаний, 9 круизных корпораций, реализующих 85 % всех морских и океанских туристских маршрутов, 45 компаний по аренде автомобилей.

Через Galileo можно бронировать рейсы, гостиницы, осуществлять прокат автомобилей, заказывать круизы, железнодорожные билеты, туристические услуги крупнейших мировых туроператоров. Доля Galileo составляет 1/3 в общем объеме услуг бронирования в мире. Глобальная многофункциональная система бронирования Amadeus обеспечивает доступ к ресурсам и позволяет работать с продуктами туроператоров, гостиниц, авиа-, железнодорожных, круизных, страховых и паромных компаний, компаний по аренде автомобилей.

Она обслуживает свыше 42 тыс. агентств в 148 странах, около 500 млн клиентов в год и позволяет бронировать: билеты на рейсы более 450 авиакомпаний и просматривать расписание рейсов свыше 710 авиакомпаний мира; номера в 110 тыс. гостиниц из числа международных гостиничных цепочек, таких как Marriott, Accor, Radisson, Renaissance и др., а также отдельных самостоятельных гостиниц; автомобили в аренду более 35 тыс. офисов 30 компаний по прокату автомобилей во всем мире.

Наиболее сильны позиции Amadeus на туристских рынках Европы, Африки и Латинской Америки. Интересы Amadeus в России представляет компания «Амадеус – информационные технологии».

Офисы компании расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Лидером по популярности в странах СНГ является стационарная Windows-версия AMADEUS Pro Tempo. Система бронирования Sabre была создана в 1964 г. авиакомпанией American Airlines, а в 1976 г. была создана подсистема бронирования гостиничных мест. Sabre объединяет 350 тыс. турагентств, 400 авиакомпаний, 100 тыс. отелей, 25 компаний по прокату автомобилей, 50 железнодорожных перевозчиков, 13 круизных компаний и многие другие предприятия туриндустрии. Система Sabre обрабатывает более 19 тыс. операций в секунду – около 2 млрд операций ежедневно.

Информационная система Worldspan – результат объединения компьютерных систем бронирования PARS европейского отделения американской авиакомпании TWA и DATAS американского авиаперевозчика Delta Airlines.

Осуществляет главным образом резервирование на авиатранспорте (487 авиакомпаний), в отелях (39 тыс. гостиниц и 216 гостиничных сетей), экскурсионных бюро, театрах и др. учреждениях культуры, компаниях по сдаче в аренду автомобилей (45 основных фирм проката). Системой пользуются более 25 тыс. туристских фирм по всем миру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)