Индивидуальные особенности мышления

Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этом что-то определяется генотипом, а что-то — в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить свои мыслительные способности, чем ученик музыкальной школы.

С другой стороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтому психологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления.

Мышление как высшая психическая функция зависит от множества психологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД, уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации, установки и характер.

Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг от друга.

Для простоты можно представить себе, что мышление состоит из двух блоков — мотивационного («Чего хочет человек?») и операционного («Как этого добиться?»). При различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития встречаются разнообразные нарушения мышления.

При поражениях лобных долей мозга страдают механизмы программирования и контроля, а другие интеллектуальные операции остаются сохранными.

Интересно
Поражение ассоциативных зон затылочной доли, наоборот, приводит к нарушению наглядно-образных форм мышления. При поражении речевых зон левого полушария наблюдаются затруднения в формировании или восприятии речи.

Варианты нарушений мышления показаны в табл. 9.6.

К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения — недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении:

  1. Дебильность — человек владеет элементарными навыками письма, счета и может овладевать простыми профессиями.
  2. Имбецильность — когда имеются элементы речи, но запас слов мал, произношение неправильно, познавательная деятельность крайне мала.
  3. Идиотия — наиболее глубокое нарушение психического развития.

При этом наблюдается нарушение равновесия между возбуждением и торможением в коре головного мозга, недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)