Игра «Правила движения»

Рассмотрим ситуацию, когда два автомобилиста систематически встречаются на узкой дороге, где могут разъехаться только два автомобиля. Обычно автомобили едут посреди дороги, что ставит водителей перед проблемой выбора одного из двух вариантов поведения: принять вправо или принять влево.

Предполагается, что водители принимают решения независимо друг от друга. Если оба автомобиля одновременно принимают вправо (или влево), то они благополучно разъезжаются. Их выигрыши в этом случае считают равными единице. Если же один автомобиль принимает вправо, а другой влево (или наоборот), то происходит лобовое столкновение и оба водителя погибают. Их выигрыши в этом случае считают равными нулю.

Матрица выигрышей данной игры, которую называют «Правила движения», имеет две строки и два столбца, поскольку каждый водитель может выбрать одну из двух стратегий: «Вправо» или «Влево» (табл. 3.10).

Таблица 3.10 – Игра «Правила движения»

 

Водитель 1 Водитель 2
Вправо Влево
Вправо 1; 1 0; 0
Влево 0; 0 1; 1

 

Рассмотрим несолидарные стратегии поведения водителей.

Во-первых, в данной игре не существует нерациональных стратегий.

Во-вторых, любая стратегия игрока является осторожной стратегией с максимином, равным нулю, т. е. ни одна стратегия не гарантирует водителю сохранения жизни. Иными словами, в данном случае нет безопасных вариантов поведения.

В-третьих, в данной игре имеются две точки равновесия с одинаковыми пара- ми выигрышей (1; 1). Обе они равноценны для водителей, и ни одна не может быть априори выделена как более предпочтительная.

Первая точка равновесия описывает ситуацию, когда у водителей сложилась традиция при разъезде принимать вправо, а вторая точка равновесия описывает ситуацию, когда при разъезде водители традиционно принимают влево. Однократное отклонение водителя от сложившейся традиции приводит к столкновению автомобилей и его гибели, поэтому отклоняющееся поведение в данном случае недопустимо.

В-четвертых, инновационное поведение здесь не имеет смысла, поскольку обе точки равновесия равноценны для водителей. Мало того, попытка реализовать инновационное поведение влечет гибель обоих водителей, поэтому инновационные эксперименты в данном случае недопустимы.

Следование согласованным стратегиям является в данном случае единственным допустимым вариантом поведения водителей. В качестве общепринятой стратегии необходимо принять ту, которая отвечает сложившимся традициям поведения водителей на дороге.

Так, если большинство водителей обычно принимают вправо при разъезде, то следует принять в качестве обязательной стратегию «Вправо». В силу особой общественной важности правил дорожного движения согласованность стратегий поведения водителей обеспечивается принудительно.

Таблица 3.11 – Модели институционального поведения

 

Модель Стратегия поведения
осторожная инновационная согласованная
Дилемма

заключенных

«Сознаваться»

«Сознаваться»

Нет «Не сознаваться»

«Не сознаваться»

Конкуренция

дуополий

«Большой выпуск»

«Большой выпуск»

Антагонистические «Небольшой вы-

пуск» «Неболь- шой выпуск»

Конфликт

полов

«Театр»

«Футбол»

Антагонистические Чередование рав-

новесных страте- гий

Встреча

студентов

«Библиотека»

«Библиотека»

Неантагонистические Лучшее равновес-

ное состояние

Проверка

знаний

«Готовиться»

«Не проверять»

Неантагонистические Лучшее равновес-

ное состояние

Право

собственности

«Плодородное»

«Плодородное»

Антагонистические Любое равновес-

ное состояние

Правила

движения

Любая

Любая

Недопустимы Привычное

равновесное состояние

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)