Иерархия прикладных ведических дисциплин

Структура ведических дисциплин.

Веды рассматривают четыре уровня человеческих потребностей:

  • тело – хочет жить;
  • ум – хочет эмоциональной близости;
  • интеллект, или разум – хочет обучаться и достигать целей;
  • душа – хочет служить.

Всё разнообразие ведических дисциплин можно условно разделить на четыре категории, – в соответствии с уровнем потребностей, которые они призваны удовлетворять:

  • для тела – аюрведа  (ведическая медицина);
  • для ума – джйотиш  (ведическая астрология с элементами психологии);
  • для интеллекта – бхага-вата-прашна  (ведический коучинг или «системные расстановки по Бхагаватам»);
  • для души – шуддха-бхакти  (чистое бескорыстное любовное служение Богу).

Эти четыре категории дисциплин отличаются между собой по сложности методологического аппарата и по необходимости индивидуального подхода к каждой «страждущей» личности. Аюрведа  действует по принципу симптом / рецепт. Джйо-тиш  – по принципу негативное влияние / нейтрализующее воздействие. Суть бхага-вата-прашны  сводится к чтению святых книжек, общению со святыми и служению святым. Наконец, шуддха-бхакти  учит не планировать своё счастье, а черпать счастье в своих попытках удовлетворить Бога.

Отличительные черты ведических дисциплин. На самом грубом (телесном) уровне,  определяющую роль играет методологический аппарат, а индивидуальное отношение к личности является второстепенным фактором. Так работает современная медицина: есть симптом – есть рецепт; и не важно, что у человека в голове, чем он живёт и о чём переживает.

На чуть более тонком (умственном) уровне,  методологический аппарат уже попроще. Поэтому психология – наука хоть и сложная, но уже более простая, чем грубая медицина. Однако здесь уже становится важной индивидуальность подхода, и как следствие принятие во внимание таких «причуд» личности, как «хочу/нехочу», «нравится/ненравится», «хорошо/плохо», а также внешних «благоприятных и неблагоприятных» воздействий. Поэтому для внешне одних и тех же симптомов, психология может предлагать разные рецепты.

На ещё более тонком (интеллектуальном) уровне,  предлагаемый Ведами методологический аппарат – ещё проще. Однако, необходимость индивидуального подхода здесь уже играет очень заметную, – едва ли не первостепенную, – роль. Если с телом и умом работают аюрведа  и джйотиш , для которых в современном западном мире аналогами являются грубая медицина и психология, то бхагавата-прашна  на западе представлена в виде мотивационных бизнес-тренингов, коучинг-сессий личностного роста и других подобных мероприятий.

В данной сфере услуг, методологический аппарат уже настолько прост, что даже не требует специального образования. Поэтому часто можно встретить бизнес-тренеров, которые не имеют соответствующего высшего образования, но вместе с тем делятся своим живым опытом, и успешны в этом. У них это получается, потому что здесь на первый план выходит способность строить отношения со своей аудиторией. А этому в вузах не учат.

Поэтому образовательный процесс человека, желающего помогать людям на этом уровне, в основном сосредоточен на том, как:

  • развивать дух сотрудничества;
  • строить отношения со своей аудиторией;
  • достигать взаимоуважения и взаимодоверия с ней;
  • правильно играть роль учителя и ученика.

Веды уделяют этим вопросам первостепенную важность и дают проработанную методологию для их разрешения. Тогда как для приверженцев западных методик лидерства и мотивирования, это в значительной степени – непаханое поле. Поэтому сфера удовлетворения интеллектуальных потребностей в большинстве своём открыта только для последователей восточных учений, в особенности, для последователей Вед.

Самый тонкий уровень удовлетворения человеческих потребностей – духовный.  Это уровень шуддха-бхакти,  уровень бескорыстного любовного служения Богу, Верховной Личности Бога. Это настолько тонкая и личностная тема, что без живого общения с людьми, которые живут идеей любви к Богу, – понять её не представляется возможным. Сфера шуддха-бхакти  ещё даже более редка, чем сфера бхагавата-прашны,  потому что она доступна даже ни всем ведантистам – а лишь тем, кто на основе «Шримад-Бхагаватам» свою жизнь строит.

Итак, мы рассмотрели четыре уровня человеческих потребностей и четыре категории ведических дисциплин, призванных удовлетворить соответствующие потребности; разобрали их методологическую сложность и необходимость личностного подхода. Для полноты картины также следует отметить, что какой бы грубой ни была ведическая дисциплина, её цель в конце концов – привести человека к шуддха-бхакти:  к бескорыстному любовному служению Богу.

У данного обстоятельства есть два приятных следствия:

  • даже на самых грубых уровнях удовлетворения человеческих потребностей, – тело и ум, – аюрведа  и джйотиш  уделяют значительное внимание личностному подходу;
  • ведические медицина и психология, не так сложны методологически, как западные их аналоги.

Поэтому, – имея конечной целью, дать человеку шуддха-бхакти , – даже аюр-веда  и джйотиш  в основе своей указывают на необходимость принятия человеком духовного учителя. А рецепты для лечения тела и психики приводятся только для закоренелых материалистов, которые неспособны воспринять идею любви к Богу. Но благодаря тому, что рецепты аюрведы  и джйотиш  так или иначе работают, люди постепенно начинают уважать Веды и как следствие принимать идею, что любовь к Богу – высшая цель человеческой жизни.

Коренная причина всех болезней. Современные психологи убеждены, что абсолютно все телесные болезни – это результат психологических проблем. Веды в этом вопросе идут ещё дальше, указывая на то, что все психологические проблемы проистекают из отсутствия у человека цели или миссии жизни, из-за его непонимания кто он есть, почему он страдает, и что ему делать.

Похожей идеи придерживался Виктор Франкл, который опровергая Фрейда и Адлера, говорил, что суть человеческой жизни ни в сексе и власти, а в том, чтобы иметь прочный внутренний стержень – в том, чтобы свой «орган смысла» в здоровом состоянии поддерживать.

Но легко сказать об этом: «Найди себя, найди свою цель, найди свою миссию, заточи свой внутренний стержень», – сделать же это, намного сложнее. Однако Веды и для этого дают соответствующий рецепт, говоря, что отсутствие миссии, цели и внутреннего стержня – это результат отсутствия целостного эго слуги, которое формируется в процессе следования шуддха-бхакти,  начинающейся с повторения мантры:  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе [прим. автора: «Харе Кришна» в переводе с санскрита означает «слава Богу»].

Естественно, все эти виды дисциплин заслуживают своего места под солнцем, и в зависимости от обстоятельств являются важными для человека. Например, было бы абсурдным говорить человеку, страдающему из-за острых болей аппендицита, о психологической причине его проблемы и тем более о духовности.

В этом случае медицина. – как нельзя кстати. Однако, если время терпит, наиболее полезными оказываются такие ведические дисциплины, которые на более тонком уровне работают: бхагавата-прашна,  а ещё лучше – шуддха-бхакти.

Ключевое преимущество бхагавата-прашны. Хорошим преимуществом решения проблем на уровне разума, или интеллекта является отсутствие необходимости погружаться в интимные подробности переживаний «пациента». Тогда как при работе на уровне психики, – без этого, как правило, не обойтись. А ведь внутренние переживания часто бывают настолько интимными, что о них даже себе признаться стыдно, – не говоря уже о том, чтобы поделиться ими с посторонним человеком.

Ведь на уровне психики надо разбирать такие вещи, как хорошо/плохо, нра-вится/ненравится, хочу/нехочу, и надо понять их взаимосвязь с внешними благоприятными/неблагоприятными условиями, и отталкиваясь от этого предложить пациенту способ выхода из проблемы.

Тогда как на более тонком уровне, – уровне разума -достаточно ценностную основу гармонизовать, и тогда человеку становится легче. Не столько потому что проблемы ушли, сколько из-за смены собственного отношения к проблемам. Не зря говорят, что «человек может вытерпеть любое как,  если у него есть достойное зачем ».

Т.е. проблемы возможно останутся, возможно уйдут – но отношение к ним сменится, и поэтому жить станет легче. Поистине, только начиная с этого уровня, мы становимся способными делать друзей из своих врагов. И ведь этот мир держится только на таких людях, которые способны поступать подобным образом.

Быть таким человеком – большое счастье. И это счастье достигает своей кульминации, когда я мотивируюсь принципами шуддха-бхакти,  – когда собственное счастье для меня уходит на второй план, а основным мотивом становится желание удовлетворить Бога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)