Идеал образованности и ценностная ориентация личности на образование
В западной интеллектуальной традиции прочно утвердился взгляд на образование как на
процесс и результат обретения человеком своего образа в пространстве культуры. Эта точка зрения уходит своими корнями в Античность и в той или иной степени прослеживается во все последующие эпохи, изменяя смысловую нагрузку в соответствии с мировоззрением каждого
конкретного исторического времени.
Очень близки к такому пониманию сущности образования многие отечественные ученые. Например, по мнению И.Я. Лернера, «образование представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире».
Образование – это достояние личности и процесс обретения личностью своего достояния, –
считают Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова. С этих позиций система образования может
рассматриваться в качестве посредника между личностью и культурой, а «школа, учитель,
учебник заняты переводом с различных сложившихся в культуре общества языков на языки
формирующихся индивидуальных культур».
Образование может рассматриваться как важнейшая духовная потребность человека в ряду неэкономических потребностей, реализация которой состоит в познании себя и окружающего мира (табл. 1).
Известно свыше 30 классификаций потребностей. Так, например, существуют
классификации потребностей и интересов по сферам деятельности (потребности труда, познания), по объекту (материальные, духовные), по функциональной роли (доминирующие и
второстепенные), по субъекту (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные), по
характеру (позитивные, негативные, рациональные) и др. Как и другие потребности, по мере
развития человеческого общества потребность в образовании эволюционирует.
Занимая определенное место в каждой из классификаций, потребность в образовании отличается тем, что имеет следующие характеристики:
- множество носителей (начиная с отдельного человека, социальной группы и заканчивая обществом в целом);
- объективную направленность (расширение возможностей жизнедеятельности и развития человека и общества);
- безграничные возможности реализации (процесс удовлетворения никогда не будет завершен);
- особое место в системе потребностей (развитие потребности в образовании предшествует развитию и совершенствованию системы потребностей в целом);
- актуализация потребности по мере ее удовлетворения (с накоплением знаний расширяется область непознанного, в связи с этим усиливается потребность в дальнейшем образовании).
Таблица 1
Классификация потребностей человека
Один из классиков философии образования Ричард Пе-терс в своей работе «Этика и образование», обсуждая смысл образования как достояния личности, предположил, что образованный человек должен:
- владеть неким целостным объемом знаний или, иначе, понятийной схемой, а не просто
изолированными умениями и навыками; - быть преобразованным этими представлениями таким образом, чтобы знание, например, истории влияло на то, как человек воспринимает, скажем, архитектуру или социальные институты;
- предпочитать определенные стандарты или нормы, неявно заложенные в освоенных им способах понимания мира;
- иметь собственную познавательную позицию, что предполагает способность разместить, например, некое научное понимание в более широком контексте мировосприятия.
Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова считают, что образование можно понять (как процесс и как результат), только увидев его роль и место в развитии личности. Для доказательства этого положения авторы «Введения в философию образования» ссылаются на известное высказывание выдающегося ученого, нобелевского лауреата Макса фон Лауэ: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».
Это определение звучит на первый взгляд парадоксально: действительно, что может остаться после того, как все выученное позабыто? Оказывается, остается главное – структура образования личности. Образование человека есть система моделей мира и поведения, среди подсистем которой выделяются знания, умения, навыки и т. п.
Воспринимая образование личности как систему, можно утверждать,что в системе отношения между элементами, т. е. структура целого, важнее, чем элементы, взятые по отдельности: потеря даже большого массива данных (знаний) практически не приносит ущерба целостности образования. Так, при обмене веществ в организме происходит замена конкретных атомов водорода или азота на другие атомы тех же химических элементов, но способ их соединения между собой при этом остается прежним и организм сохраняет свою структуру.
- Методологическая культура педагога
- Интерпретация, апробация и оформление результатов педагогического исследования
- Методы педагогических исследований
- Исходные основания конструирования логики исследования
- Структура обобщенной логики педагогического исследования
- Понятие методология педагогической науки
- Методология науки и общие методологические проблемы
- Структура системы образования
- Стратегии взаимодействия государства с системой образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу