Идеал образованности и ценностная ориентация личности на образование

В западной интеллектуальной традиции прочно утвердился взгляд на образование как на
процесс и результат обретения человеком своего образа в пространстве культуры. Эта точка зрения уходит своими корнями в Античность и в той или иной степени прослеживается во все последующие эпохи, изменяя смысловую нагрузку в соответствии с мировоззрением каждого
конкретного исторического времени.

Очень близки к такому пониманию сущности образования многие отечественные ученые. Например, по мнению И.Я. Лернера, «образование представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире».
Образование – это достояние личности и процесс обретения личностью своего достояния, –
считают Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова. С этих позиций система образования может
рассматриваться в качестве посредника между личностью и культурой, а «школа, учитель,
учебник заняты переводом с различных сложившихся в культуре общества языков на языки
формирующихся индивидуальных культур».

Образование может рассматриваться как важнейшая духовная потребность человека в ряду неэкономических потребностей, реализация которой состоит в познании себя и окружающего мира (табл. 1).

Известно свыше 30 классификаций потребностей. Так, например, существуют
классификации потребностей и интересов по сферам деятельности (потребности труда, познания), по объекту (материальные, духовные), по функциональной роли (доминирующие и
второстепенные), по субъекту (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные), по
характеру (позитивные, негативные, рациональные) и др. Как и другие потребности, по мере
развития человеческого общества потребность в образовании эволюционирует.

Занимая определенное место в каждой из классификаций, потребность в образовании отличается тем, что имеет следующие характеристики:

  • множество носителей (начиная с отдельного человека, социальной группы и заканчивая обществом в целом);
  • объективную направленность (расширение возможностей жизнедеятельности и развития человека и общества);
  • безграничные возможности реализации (процесс удовлетворения никогда не будет завершен);
  • особое место в системе потребностей (развитие потребности в образовании предшествует развитию и совершенствованию системы потребностей в целом);
  • актуализация потребности по мере ее удовлетворения (с накоплением знаний расширяется область непознанного, в связи с этим усиливается потребность в дальнейшем образовании).

Таблица 1

Классификация потребностей человека

Один из классиков философии образования Ричард Пе-терс в своей работе «Этика и образование», обсуждая смысл образования как достояния личности, предположил, что образованный человек должен:

  • владеть неким целостным объемом знаний или, иначе, понятийной схемой, а не просто
    изолированными умениями и навыками;
  • быть преобразованным этими представлениями таким образом, чтобы знание, например, истории влияло на то, как человек воспринимает, скажем, архитектуру или социальные институты;
  • предпочитать определенные стандарты или нормы, неявно заложенные в освоенных им способах понимания мира;
  • иметь собственную познавательную позицию, что предполагает способность разместить, например, некое научное понимание в более широком контексте мировосприятия.

Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова считают, что образование можно понять (как процесс и как результат), только увидев его роль и место в развитии личности. Для доказательства этого положения авторы «Введения в философию образования» ссылаются на известное высказывание выдающегося ученого, нобелевского лауреата Макса фон Лауэ: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

Это определение звучит на первый взгляд парадоксально: действительно, что может остаться после того, как все выученное позабыто? Оказывается, остается главное – структура образования личности. Образование человека есть система моделей мира и поведения, среди подсистем которой выделяются знания, умения, навыки и т. п.

Воспринимая образование личности как систему, можно утверждать,что в системе отношения между элементами, т. е. структура целого, важнее, чем элементы, взятые по отдельности: потеря даже большого массива данных (знаний) практически не приносит ущерба целостности образования. Так, при обмене веществ в организме происходит замена конкретных атомов водорода или азота на другие атомы тех же химических элементов, но способ их соединения между собой при этом остается прежним и организм сохраняет свою структуру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)