Художественная культура

Художественная культура классического исламского мира своеобразна: в ней нет живописи, так как запрещалось изображать бога и живых существ, и чтобы уничтожить память о племенных идолах, запрещалась скульптура.

Зато получила широкое распространение поэзия, живописно рисующая словесные портреты и полотна. В кораническом жанре, т.е. рифмованной прозой писались знаменитые макамы (араб. «головомойка») – короткая любовно-приключенческая плутовская новелла. Особой популярностью пользовались «Макамы» аль-Харири (XI – XII вв.). Пятьдесят новелл, посвященные приключениям бродяги и поэта Абу Зайда ас-Саруджа – образец изощренного красноречия, виртуозности, остроумия и цветистой восточной словесности.

Истоки арабской поэзии лежат в доисламском фольклоре бедуинских племен. Уже в первые века нашей эры в Аравии были выработаны многие литературные жанры, ставшие впоследствии основными в арабской литературе. Утонченная и изысканная, легкая и изящная арабская поэзия отдавала явное предпочтение коротким размерам и была представлена такими жанрами, как: касыда (любовная или пейзажная лирика, в которой выдерживается одна римфа), кыта (стихотворение из 8 – 12 строк панегирического или осуждающего характера), рубаи, газель (лирическая любовная поэзия), хамрийа (застольная песня), зухдийат (лирическое стихотворение-молитва) и др.

В жанре газели писал Кайс ибн ал-Мулаввах, воспевший красавицу Лейлу («Лейла и Маджнун»). История этой несчастной любви стала сюжетом многочисленных романов и поэм. В эпоху ранних Аббасидов процветала панегирическая придворная поэзия, особенно при дворе Гаруна аль-Рашида, покровительствующего таким прославленным поэтам, как Абу Нувас, Абу аль-Атахия, Абу Таммам, аль-Бахтури.

Подлинные шедевры создала поэзия на персидском литературном языке – фарси. В IX – XV вв. он почти вытеснил из литературы арабский язык, за которым осталась, в основном, сфера религии и науки. Мировое значение имеет творчество таких поэтов, как Абдулхасан Рудаки, Омар Хайям, Низами Гянджеви, Фирдоуси, Насир Хосров, Джалаладдин Руми, Саади, Хафиз, Ширази, Джами. Прекрасные стихи сразу становились достоянием базара – средоточия религиозной и политической жизни того времени.

Необходимо назвать великого поэта Фирдоуси (ок. 940 – 1020 или 1030), создавшего знаменитую эпопею «Шахнаме», воспевающую иранских мифических и исторических царей, в центре которой находится эпический герой Рустам. Всемирно известно творчество Омара Хайяма (ок. 1048 – после 1122), ученого, философа и поэта, создавшего знаменитые рубаи, а также «Алгебру», в которой содержалось исследование уравнений третьей степени, и философский трактат «О всеобщности бытия». А в творчестве Джами (1414 – 1492) поэзия сочеталась с философией, суфизмом и музыкой.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи естественным образом включались в любовные повествования, медицинские трактаты, философские и исторические сочинения и даже официальные послания. Арабская литература была пронизана Кораном, цитаты оттуда и различные обороты встречаются повсеместно. В X – XV в. постепенно сложился сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В их основе, помимо собственных сказок, переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено на арабскую почву.

Арабская архитектура развивалась на основе переработанных греческих, римских и иранских художественных традиций. С VII – VIII в. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, много-колонный молитвенный зал, позднее появились порталы на главном фасаде. С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены коранические надписи – арабская вязь (арабески), построенная по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.

Благороднейшим из изобразительных искусств считалась каллиграфия, ставшая самостоятельным видом сакрального искусства. Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное искусство сконцентрировалось на ковровом творчестве, характерными чертами которого стали цветистость и узорчатость. На коврах часто изображали мечети.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)