Художественная культура Античности

Литература

Античная литература выросла из фольклора, из сказаний о жизни богов и героев. Первыми авторскими произведениями были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и сочинения Гесиода «Труды и дни» и «Теогония» (VIII-VII вв. до н.э.). Позже появились жанры лирической поэзии (Сафо), оды (в честь победителей Олимпийских и Пифийских игр), басни (Эзоп).

Основными жанрами классической литературы стали трагедия и комедия. Отцом трагедии называют Эсхила, главными темами которого были прославление гражданских добродетелей и патриотизма («Прометей прикованный»), а также идеи возмездия и силы судьбы (трилогия «Орестея»). Тема неотвратимой судьбы занимает важное место и в творчестве Софокла, который подчеркивает бессилие человека перед неизбежностью уготованной ему участи (трагедии о царе Эдипе). Еврипид – творец психологической драмы. В центре его произведений – конфликт между рассудком и страстями, который неотвратимо приводит человека к гибели («Медея», «Федра»). Великолепным комедиографом был Аристофан, придавший комедии политическую остроту и злободневность.

В эллинистический период возникает целый ряд новых жанров и стилей:

  • комедия нравов (Менандр);
  • александризм (особый изысканный поэтический стиль, созданный Каллимахом);
  • придворной и искусственный эпос (сопоставление многочисленных мифологических версий – Аполлоний Родосский);
  • буколическая поэзия (описание пастушеских сценок на фоне условного красивого пейзажа создающие искусственный мир безмятежно живущих людей, резко контрастирующий с реальным миром эллинизма);
  • социальные романы-утопии (описание фантастических стран, островов блаженных где-то на краю ойкумены, на лоне роскошной природы, где у людей полный достаток, гармоничные отношения, отменное здоровье).

Интерес к форме и неглубокое идейное содержание, исследование внутреннего мира отдельного человека и игнорирование общественных потребностей, подмена глубоких философских мыслей мелкими будничными заботами и вместе с тем разработка реалистических сюжетов, интерес к психологии отдельного человека и к его внутреннему миру характеризуют противоречивое течение литературного процесса эллинистической эпохи.

На становление и развитие римской литературы оказало влияние народное творчество, но особенно – греческая литература. Первыми римскими писателями были греки (Тит Ливий Андроник, раб, обучавший грамоте детей своего господина; позднее – вольноотпущенник), а первые произведения на латыни – переводы с греческого.

Римская комедия и трагедия развивались под влиянием греческих образцов и не считались жанрами исконно римскими. Собственно римским литературным жанром был жанр «сатуры» (буквально «сатура» – блюдо, наполненное разными плодами). Как жанр, сатура – это смесь разных стихов, длинных и коротких, написанных разным размером. Позже она стала жанром небольшого обличительного произведения.

В I в. до н.э. римская литература поднялась на новую, более высокую ступень. Повальным стало увлечение написанием стихов. Среди множества поэтов того времени высятся два гиганта: Тит Лукреций Кар (его сочинение «О природе вещей» – философская поэма, излагающая основы учения Эпикура) и Гай Валерий Катулл (мастер лирической поэзии).

Параллельно развивалась и проза. Ярким явлением стало творчество Теренция Варрона (семьдесят четыре сочинения в шестиста двадцати книгах, почти все из которых погибли, – первая римская энциклопедия) и Марка Туллия Цицерона (философские произведения, юридические сочинения, труды по теории ораторского искусства, письма).

Правление императора Августа было ознаменовано «золотым веком латинской поэзии». Август и его окружение, победив соперников в борьбе за власть, стремились использовать выдающихся поэтов и писателей для укрепления своего морального авторитета. Выполняя эту деликатную миссию, приближенный Августа Гай Цильний Меценат превратил свой дом в Риме и пригородные поместья в центр литературной жизни римского общества.

Меценат собирал, поддерживал материально и опекал всех талантливых поэтов своей эпохи. Членами его кружка были Вергилий (его незаконченная «Энеида» прославляла величие Рима, римский дух) и Гораций (воспевший высокое назначение поэта в знаменитом «Памятнике», которому подражали многие поэты, в том числе и А.С. Пушкин). Имя Мецената стало нарицательным. Им обозначают богатого покровителя наук и искусств.

Выдающимся поэтом эпохи был Овидий, попавший в немилость императора и высланный из Рима. Его творчество – вершина римской любовной лирики («Метаморфозы», «Наука любви» и др.).

Зрелищная культура. Театр

Одна из характерных черт античной цивилизации – многочисленные и разнообразные развлечения и зрелища. Первоначально они были тесно связаны с религиозными ритуалами и праздненствами. Непременной частью религиозного культа стало почитание главного божества полиса в форме торжественного шествия граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Участие основной части граждан придавало праздненству всенародный характер.

В V в. до н.э. религиозные начала праздников постепенно стушевываются, а общественно-политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Увеличивается доля гимнастических состязаний и театральных представлений.

Самыми знаменитыми праздниками стали Олимпийские игры, посвященные Зевсу. Они проводились раз в четыре года и включали в себя соревнования атлетов. На Пифийских играх в честь Аполлона в Дельфах на первое место вышли не спортивные, а музыкальные состязания, на Панафинейских играх в Афинах – театральные представления.

Наибольшего размаха зрелищная культура достигла в Древнем Риме. Как и в Греции, праздники здесь первоначально носили исключительно или преимущественно религиозный характер. Но с VI в. до н.э. стали устраиваться светские праздненства. Появились Римские, а с Ш-П вв. – Плебейские, Аполлоновы и Мегаленские игры.

Эти праздники были ординарными (ежегодными, регулярными). Могли устраиваться и экстраординарные игры в честь избавления от нашествия, победы в войне, данного обета или просто по желанию магистрата (выборного лица). Праздники длились от шести до пятнадцати дней, а общая продолжительность всех ординарных игр в году достигала семьдесят шесть дней. Представления заканчивались обычно массовым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Устройство игр требовало больших денег. Казенных средств на это, как правило, не хватало, и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Традиция их проведения на поминках рабовладельца восходит к этрускам. Первый бой трех пар гладиаторов был проведен на Бычьем рынке в Риме в 264 г. до н.э. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н.э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Дать представление гладиаторского боя – значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. Желающих стать магистратами было много, поэтому число гладиаторских боев непрерывно растет. На арену выводят уже по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью несколько сот тысяч сестерций. Римские архитекторы создают специальный, ранее неизвестный тип здания, – амфитеатр, где устраиваются гладиаторские бои и травля диких зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей, чем в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

В общественной жизни Императорского Рима праздненства и представления имели по-прежнему огромное значение. Плебс требовал «хлеба и зрелищ», а для римской знати зрелища служили воплощением идеи славы и почестей, добытых в бою.

В дни праздников магистраты, а чаще сами императоры, устраивали многодневные зрелища, сопровождавшиеся массовыми раздачами подарков зрителям. Всякий римлянин, входивший в цирк или амфитеатр, получал металлический жетон, по предъявлении которого в особые кассы ему выдавалась некоторая сумма денег, новые одежды или кусок жареного мяса.

В эпоху империи особую популярность получила состязания колесниц в цирке. Запряженные четверками коней, колесницы управлялись возницами в туниках различных цветов (белого, красного, синего, зеленого). В каждом заезде принимали участие четыре колесницы, которые должны были семь раз обскакать арену цирка. Победитель получал большую денежную награду. Зачастую во время скачек колесницы разбивались, а возницы погибали. Скачки начинались утром и продолжались, с перерывом на обед, весь день. Толпа ревела, поощряла своих фаворитов, вопила при их победе или гибели. Сам император Нерон выступал в цирке в зеленом одеянии.

Не меньший азарт вызывало кровавое зрелище травли зверей и бои гладиаторов, происходившие в амфитеатрах. В период Империи они получили невиданный прежде размах и популярность. При открытии амфитеатра Флавиев было убито около девяти тысяч диких и прирученных зверей, во время празднования победы над даками – одиннадцать тысяч.

Даже смертные казни обставлялись в амфитеатрах как зрелища. То «Геракл», которого изображал осужденный на смерть, сжигал себя заживо на костре; то «Икар» летел на веревке до середины амфитеатра, а затем веревка обрывалась и он, падая, разбивался насмерть; то осужденного на глазах публики терзали голодные и разъяренные хищные животные.

Театральные представления возникли как часть религиозных праздненств. Со временем их популярность настолько возросла, что они отделились от религиозных церемоний и превратились в самостоятельный вид искусства, занявший особое место в жизни греков и римлян.

В Греции появились места, специально предназначенные для сценических действий. Как правило, они выбирались у подножия пологих холмов, склоны которых обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители. Само действие происходило на утрамбованной круглой площадке, называемой орхестрой. Позади нее находилась палатка, в которой переодевались актеры. Называлась она скена.

Сценическое действие разыгрывалось первоначально как диалог между одним актером и хором, позже были выведены еще два актера, и роль хора уменьшалась. Актерами были исключительно мужчины, которые исполняли как мужские, так и женские роли. Они выступали в масках, закрывавших не только лицо, но и голову. Меняя маски, актер мог играть несколько разных ролей. Маска исключала мимику актера, однако это компенсировалось его выразительными телодвижениями. Применялись механические приспособления (платформы, подъемники), шумовые устройства.

Приобщение к театральному действу объединяло зрителей через сопереживание персонажам (катарсис). Театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Одним из самых грандиозных был театр в Эфесе (шестьдесят тысяч мест).

В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Знаменитейшие трагики классической драматургии – Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиограф – Аристофан. Каждый из них по-своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания.

Эллинистический город невозможно представить без театра, который обычно вмещал до половины всего городского населения. Действие велось непосредственно актерами, число которых возросло. Изменился и их реквизит: использовались более мягкие маски, приближающиеся к изображению человеческих черт, и костюмы, похожие на повседневную одежду. Действие приобрело более реалистический, близкий к жизни характер.

В Древнем Риме около пятидесяти праздничных дней в году отводилось театральным представлениям. Интерес к ним был связан, с одной стороны, с влиянием греческого театра и греческой литературы, с другой, – с появлением блестящих пьес Плавта и ряда других римских драматургов.

Долгое время постоянного театрального сооружения в Риме не было. И только в 55 г. до н.э. было построено каменное здание театра.

Архитектура

Важнейшие принципы греческой архитектуры сформировались еще в период архаики. Основой развития зодчества стал храм. Именно в храмовом строительстве была разработана ордерная система, которая предполагала

  • строгую соразмерность частей здания;
  • четкое разделение несущих и несомых частей;
  • широкое использование колонн;
  • украшение храма скульптурой и живописью;
  • органичное включение здания в окружающий ландшафт.

Появились несколько ордеров: дорический, ионический, коринфский. Колонны дорического ордера – самые массивные, тяжеловесные, с простой и строгой капителью. Ионический ордер – более легкий, изящный, с капителью, имеющей изогнутую форму. Коринфский ордер – пышный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

Показателем зрелости греческого зодчества в период классики явилось создание сложных, художественно уравновешенных архитектурных ансамблей. Самым прославленным из них стал афинский Акрополь. Он включал в себя несколько зданий и сооружений: Пропилеи (парадные ворота), к которым примыкали помещение для картинной галереи (пинакотека) и маленький храм в честь богини победы Ники. Центром ансамбля является величественный Парфенон, построенный в честь богини Афины в 432 г. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом и сочетающий дорические и ионические традиции. Громада Парфенона несколько уравновешивается небольшим храмом Эрехтейоном. Вертикальной осью всего ансамбля была статуя стоящей с копьем Афины Воительницы. Крутой склон Акрополя был использован для устройства здесь театра Диониса на семнадцать тысяч мест и специального помещения для музыкальных состязаний.

Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин.

Период эллинизма был временем основания множества новых и благоустройства древних городов. Это способствовало подъему архитектуры, разработке новых типов зданий, возведению таких грандиозных сооружений, которое было невозможно в предшествующее время. Одним из «семи чудес света» считался Александрийский маяк, который был построен в 280 г. до н.э. на остове Фарос в устье Нила и известен нам по описаниям арабов.

Он представлял собой трехъярусное сооружение общей высотой около ста двадцати метров. Первый ярус – квадратное в плане здание, стороны которого ориентированы по сторонам света. Второй ярус выполнен как восьмигранная башня, грани которой были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий ярус имел форму цилиндра, увенчанного куполом, на котором стояла семиметровая статуя бога морей Посейдона. Здесь, наверху, горел огонь маяка, который с помощью зеркал был виден на расстоянии до шестидесяти километров.

В дневное время, когда огонь был невидим, применяли дымовую завесу. Топливо (специально просмоленные поленья) подавалось на ослах, поднимавшихся по винтовой дорожке внутри всех трех ярусов.

Маяк служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с гарнизоном. В перестроенном виде он просуществовал до XIV в., а затем был разрушен.

В целом для эллинистической архитектуры характерны: стремление к грандиозности построек; роскошь внутренней и внешней отделки. Нарочитая помпезность и масштабность подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного монарха или божественных сил.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом городов. Происходило оно под греческим и этрусским влиянием. Но в отличие от греческих архитекторов, римляне отдавали преимущество не храмовым постройкам, а зданиям и сооружениям для практических нужд.

В IV-III вв. до н.э. небольшой и бедный ранний город строится без плана, беспорядочно, имеет узкие, кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Ведущим типом сооружения являются военно-инженерные (например, оборонительные сервиевы стены) и гражданские (первые водопроводы и дороги).

Во II-I вв. до н.э. городская земля повышается в цене. Расчищаются и застраиваются не только пустыри, но и свалки. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича, бетона и даже мрамора.

Римляне предпочитают коринфский, тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер сходен с дорическим, но его колонна имеет базу и гладкий ствол. Композитный ордер сочетает коринфские и ионические волюты.

Появляются новые, собственно римские, типы зданий:

  • базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд;
  • амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями;
  • цирки, где происходили ристания колесниц;
  • термы – сложные комплексы банных помещений;
  • библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парками.

Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка.

В своих зданиях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи и величия. Отсюда – любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности сооружений, поражающих воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, к множеству украшений.

Эти черты продолжали развиваться в Императорском Риме. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные храмы местных и общеимперских богов, дворцы, базилики, портики для прогулок, различного рода здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. Города имели каменные мостовые, водопроводы, канализацию. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление.

До настоящего времени сохранились величественные руины грандиозного римского амфитеатра Колоссея (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около пятидесяти тысяч зрителей. Большими размерами отличался и храм «всем богам» – Пантеон. Диаметр его купола – более сорока трех метров.

Во II в. н.э. в Империи было триста семьдесят две мощеные камнем дороги общим протяжением около восьмидесяти тысяч километров. Через каждую тысячу шагов (милю) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до Рима. В самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: «Все дороги ведут в Рим!»

Однако если дома богачей и общественные здания блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. В городах строились многоэтажные (в три-шесть и даже восемь этажей) доходные дома (инсулы), сдававшиеся внаем по квартирам и комнатам.

Скульптура

Важное место в художественной культуре античности играла скульптура. Плутарх замечал, что в Афинах статуй больше, чем людей.

Назначение скульптур было самым различным:

  • религиозным (разработка образов наиболее чтимых богов и героев);
  • идеологическим (прославление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного, жизнерадостного, с чувством собственного достоинства);
  • декоративным (украшение площадей, зданий, святилищ);
  • мемориальным (надгробная скульптура).

Господствующий образ архаики мог относиться к божеству, герою или атлету-воину. Это образ обнаженного, физически здорового, жизнерадостного человека, защитника родного полиса и своей собственной свободы. Такие статуи называли куросами («юношами»), или архаическими аполлонами, и корами («девушками»). Чтобы они смотрелись идеально при любом освещении и были максимально похожи на живых людей, их раскрашивали. Эти скульптуры были еще далеки от совершенства, фигуры отличались статичностью и обобщенностью образа.

В VI-V вв. греческие мастера преодолели неподвижность и скованность архаических фигур, научились передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний. Их статуи уже полны жизни и движения.

Своего совершенства греческая пластика достигла в творчестве великого Фидия, создавшего много прекрасных творений, среди которых выделялась знаменитая статуя Зевса Олимпийского, выполненная из слоновой кости и золота. Четырнадцатиметровая скульптура грозного бога, сидящего на троне, была воплощением мудрости и человеколюбия. Она причислялась к «семи чудесам света», но нам известна лишь по описаниям и изображениям на древних монетах.

Два великих современника Фидия – Мирон и Поликлет – прославились изображением скульптурных образов атлетов-победителей. Наиболее известен из них «Дискобол» Мирона, сохранившийся в римской копии. Среди других великих скульпторов Греции следует назвать Праксителя, который первым в истории изобразил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины («Афродита Книдская»); Лисиппа, создавшего прекрасный портрет Александра Македонского; Леохара, автора легендарного “Аполлона Бельведерского”.

В эллинистической скульптуре отражаются и раскрываются новые веяния эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и театральности, реализм, часто граничащий с грубым натурализмом.

В Риме первые статуи появились при Тарквинии Гордом. В IV в. до н.э. многие римляне стремились поставить на форуме портретные скульптуры себе и своим предкам. Массовое производство скульптур не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным было портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не перепутали ни с кем другим. Во II в. до н.э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

С конца III в. до н.э. в Рим буквально хлынул поток греческих статуй, захваченных римлянами при грабеже греческих городов. Один из римских полководцев привез из своего похода двести восемьдесят пять бронзовых и двести тридцать мраморных скульптур, другой – двести пятьдесят телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, городских домах.

Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров.

Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование затормозили расцвет собственно римской пластики. И только в области реалистического портрета римляне внесли свой вклад в развитие скульптуры.

В период империи портретная скульптура реалистически передавала черты императоров, императриц, военачальников, поэтов, философов и др.

Живопись

Античная живопись – это древнегреческие и древнеримские росписи восковыми красками или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине. Известны росписи общественных и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произведения станковой живописи.

Большинство памятников древнегреческой живописи утрачено; общее представление о ней дают литературные источники, немногие уцелевшие фрагменты, одновременные образцы вазописи, росписи гробниц, а также копии римского времени. В росписях первых греческих живописцев (VII в. до н.э.) преобладают мифологические сюжеты.
Главную роль играет контур, внутри которого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов. Трактовка фигур, одежд, движений условна, но всегда выразительна.

В V в. до н.э. осваивается реалистическое изображение фигуры, сложных движений, ракурсов, передача эмоций, в композицию вводятся элементы пейзажа. Наряду с мифологическими сюжетами художники обращаются к реальным историческим событиям. Популярен портрет, появляются пейзаж и натюрморт. Крупнейшие мастера второй пол. IV – III вв. до н.э. уже свободно владеют светотенью, основами перспективы, передачей чувств героев. Живопись эпохи эллинизма разнообразна по стилям и по тематике – мифологические и исторические сюжеты, жанровые и буколические сцены, портрет, натюрморт, пейзаж. Росписи крупнейшей школы – Пергамской – отличает широкая свободная манера письма, пластичность форм, яркость красок.

Ранний период римской живописи (IV – II вв. до н.э.) известен главным образом по письменным источникам, в которых упоминаются портреты, картины с изображением битв и полководцев-победителей. Живопись II в. до н.э. хорошо известна по сохранившимся росписям жилых домов в Помпеях, Геркулануме, Стабиях и Риме, имитирующим кладку стен и архитектурные детали, гирлянды цветов и листьев, окаймляющих картину – пейзаж, натюрморт, бытовую или мифологическую сцену. Росписи отличает свободная манера исполнения, богатая игра светотени. Наряду с монументальной, продолжает развиваться станковая живопись, портрет, известный главным образом по находкам в Египте (фаюмские портреты).

Живопись II – III вв. сохранилась преимущественно в гробницах. Картины дополняются мозаиками. Во II в. проявляется ориентация на искусство греческой классики (обобщенность форм, уравновешенность композиций, статичность фигур). Живопись III в., напротив, динамична, экспрессивна; позы, движения, выражения лиц схвачены точно, хотя и обобщенно. Часты сцены охоты, городской жизни. Мифологические сюжеты отходят на второй план, переосмысляются в соответствии с новыми, христианскими представлениями.

Первые росписи христианских катакомб исполнены в той же живописной манере с широким использованием светотени; библейские фигуры, символы чередуются с чисто античными.

Со второй пол. III в. и в IV в. постепенно утрачивается четкость, пластичность форм, усиливается роль контура. Нарастают черты схематизации, повышенной экспрессии, жесты приобретают условноритуальный характер.

Музыка

Сам термин “музыка” греческого происхождения. Первоначально музыкой называли исполнение стихов нараспев. Мелодия была подчинена поэзии и танцу. Лишь в послеклассическое время их единство распалось: музыка и поэзия стали существовать отдельно.

В Древней Элладе музыка проникла во все сферы жизни. Прежде всего она служила культовым целям в жертвенных обрядах, процессиях, погребальных ритуалах, мистериях, посвященных различным богам. Музыка наполняла собой повседневность (пастушеские и трудовые песни), украшала общение (пиршества, шествия, танцы, хороводы). Вместе с гимнастикой она служила развитию физических и духовных способностей юношей. В основе музыкальных занятий лежало совершенствование в пении и игре на струнных инструментах.

В эпоху эллинизма упражнения в музыке стали особым видом искусства, а сама музыка стала рассматриваться как средство духовного воспитания. Творцами музыки и музыкальных инструментов считались греческие боги, которые часто изображались музицирующими.

Музыка играла выдающуюся роль в самых различных областях римской жизни, будь то бытовая музыка, связанная с культом, обрядами и военным делом, или профессиональная музыка театральных представлений, танцев и развлечений. В инструментовке заметно развитие этрусского, греческого и восточных влияний.

Музыкальная жизнь Рима, особенно периода империи, отличалась пестротой. В столицу стекались исполнители из многих стран. Поэзия и музыка были тесно связаны: произведения Горация, Вергилия, Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. Основными музыкальными инструментами были: тибия, кифара, инструменты типа арфы, кимвалы. Римская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы – гидравлосы. При военных легионах существовали огромные духовые оркестры, включавшие букцины (изогнутые рога), трубы и другие металлические инструменты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)