Хроматизм и его значение

В принципе всякое изменение высоты любой, из семи основных диатонических ступеней лада (то есть повышение или понижение их на полтона при помощи неключевых знаков альтерации) представляет собой явление хроматического* (От греч. chroma   (хрома), что в переводе означает «краска», «цвет».) порядка.

В широком смысле слова хроматизмом называется любое повышение или понижение на полтона диатонических ступеней лада.

По своей роли в мелодическом движении хроматические звуки могут быть  проходящими, то есть взятыми «на проходе» между двумя соседними диатоническими ступенями (при наличии между ними целотонового соотношения), и вспомогательными то есть взятыми полутоном выше или ниже (отсюда различаются верхние и нижние  вспомогательные) какого-либо диатонического звука (ступени) между ним и его повторением:

Известно, что полутоновые сопряжения звуков в интонационном смысле всегда звучат острее целотоновых, поэтому использование хроматических явлений как в мелодическом, так и в гармоническом планах, как правило, способствует не только большей «вязкости» фактуры, но и значительному повышению напряженности общего звучания музыки:

 (Grazioso)                                                                            Л. Бетховен. Соната № 2, ч. IV

В гармоническом отношении применение хроматически измененных ступеней лада, входящих в состав аккорда, приводит к образованию более ярких и сильных тяготений в аккордовых комплексах. Например:

Andante espressivo                                                                          Э. Григ. Баллада op. 24

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)