Характеристики услуг

На сегодняшний день в науке выделяют пять характеристик услуг, которые представлены на рисунке 3. Неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость, отсутствие собственности.

Все они обусловлены особенностью процесса оказания услуг, воздействием ряда внешних и внутренних факторов на саму услугу. И если ряд этих факторов является контролируемым, то другая часть – не контролируемые. Их только можно учитывать и закладывать долю риска в исполнение.

Характеристики услуг

Рассмотрим эти характеристики более подробно.

1. Неосязаемость. Большая часть услуг неосязаема. Их нельзя увидеть, попробовать, почувствовать, услышать или уловить их запах до тех пор, пока они не будут приобретены. Например, приобретая билет на железнодорожную перевозку, вы не имеете ни чего, кроме обещания комфортной и безопасной поездки.

Большинство услуг – это действия. Бухгалтерская консультация включает в себя набор некой бухгалтерской информации, и, возможно, поход в налоговую. При этом подтверждением осязаемости может быть письменный ответ на вопрос, в котором излагается решение какой то конкретной проблемы. А реальным конечным продуктом можно считать ту основную идею, которая будет описана в данном отчете.

Именно отсутствие осязаемости заставляет компании применять методы е уменьшения: расположение офиса, интерьер, отзывы клиентов, опрятный вид сотрудников. Все это – внешние признаки, или очевидность качества предоставления услуги.

Это приводит к главной задаче производителя услуг – приведение материальных доказательств в пользу компании.

Например, когда мы идем в банк, на что мы смотрим?

  • месторасположение, способствующее быстрому обслуживанию: внешний облик и интерьер, очереди;
  • персонал, нравится нам работа его или нет;
  • оборудование;
  • предоставляемая информация в СМИ;
  • цена, расчет которой должен быть прост и понятен.

Итак, повысить материальность услуги можно с помощью ряда характеристик, которые носят названия – офф-лайн.

2. Непостоянство качества. Самая неустойчивая характеристика услуги. Салон красоты, фирма по дизайну одежды, кадровое агентство предоставляют услуги, которые будут разными для каждого конкретного клиента.

Это зависит и от психологического фактора, и от человеческой совместимости между людьми. Даже погодные условия для таких услуг могут повлиять. А для транспортных компаний – в первую очередь. Это, во многом, создает проблемы для сферы обслуживания. Человек, который оказывает услугу, в первую очередь, должен ориентироваться на потребности и желания того, кто является его получателем.

3. Неотделимость от источника. Часть товаров и услуг при производстве и потреблении неотделима. Для другой части товаров – это независимые.

Различие между товарами и услугами, с точки зрения взаимодействий производства и потребления, представлено на рисунке 4.

Характеристики услуг

Надо понимать, что и потребитель услуги тоже может быть неотделим от нее. Например, лечение зубов в кабинете врача. И услугой мы не можем запастись вперед. Есть еще ряд услуг, предоставляемые для больших групп покупателей. Футбол, хоккей, театральные постановки.

4. Несохраняемость. Услуги не хранятся в кладовке. Тем не менее это научились обходить, предоставляя страховку на оказание медицинских услуг, бронируя места в самолете на полгода вперед. Услугу нельзя унести домой, но тот, кому ее оказали, способен получать удовольствие в течение долгого времени после ее приобретения.

Методы поощрения закупки услуг:

  • поощрение потребителей к повторному использованию услуги (например, специальные схемы оплаты услуг, пакетные услуги, закупаемые вперед);
  • создание членских клубов или ассоциаций.

Традиционно в мировой практике (а именно, в международной статистике) учитываются 5 групп услуг (рис.5).

Характеристики услуг

В основе классификации услуг может лежать не один признак, а использоваться их комбинация. Например, в зависимости от степени осязаемости и типа потребителя, можно выделить следующие услуги (см. рис.6).

Характеристики услуг

Многие компании, классифицируя свою политику в области оказания услуг, используют матрицу Бостонской консультационной группы, внося свои специфические особенности в нее. Например, участие персонала в сфере услуг, установление контакта с клиентами.

Классифицируя услуги, мы все больше приходим к пониманию методов управления ими. Это позволяет правильно позиционировать, искать новые виды услуг, изыскивать специфические методы управления организацией и специфику проведения маркетинга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)