Гуманитарные и образовательные технологии в высшей школе

Гуманитарные и образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений. Во-первых, часть образовательных технологий можно рассматривать как полноценные гуманитарные в том случае, если они ориентированы на самого обучающегося, на его индивидуальные потребности и особенности, на группу обучающихся или на социум.

Интересно
К таким технологиям могут быть отнесены, в частности, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения и т. п. Во-вторых, образовательные технологии могут превратиться в полноценные гуманитарные технологии, если они будут наполнены собственно гуманитарным знанием. Таким образом, гуманитарные технологии или шире образовательных технологий, или могут быть приравнены к ним.

Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путем преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студента. Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом.

Интерактивные методы в высшей школе ориентированы на активное самостоятельное получение информации, соотнесения нового с уже известным, отслеживания собственного понимания:

  • интерактивная лекция (проблемная лекция;
  • лекция с заложенными ошибками, лекция-консультация и проч.), учебная дискуссия;
  • метод проектов;
  • дебаты;
  • концептуальная таблица.

Интерактивные методы, способствующие размышлению обучающихся, т. е. ориентированные на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулированию вопросов и выбору коммуникативных стратегий и тактик для дальнейшего продвижения в информационном и коммуникативном поле:

  • категориальный обзор;
  • интервью;
  • ментальная карта;
  • конференция;
  • ярмарка-фестиваль идей;
  • круглый стол;
  • квест – «полевые», поисковые задания;
  • фокус-группа, баскет-метод (анализ корреспонденции), кейс-стади (ситуационный анализ), технология модерации (управления группой, процессами), технология фасилитации (организации переговоров);
  • технология медиации (проведение переговоров), технологии формирования ассертивного поведения.

Специфическими для магистерского обучения является технология «угасающей помощи», или скэффолдинг. В трудах зарубежных авторов, пишущих о функциях и роли современного преподавателя вуза, активно используются термины «скэффолдинг» (scaffolding) и «угасающая помощь» (fading help), характеризующие поддержку студентов преподавателем в процессе обучения. Такой вид помощи предполагает вмешательство преподавателя только в случае, когда студент совсем не может справиться с заданием. Провоцируя (challenge) студентов, преподаватель отпускает их за пределы безопасной зоны, где они сталкиваются с новыми, неожиданными, но интересными задачами.

Множество различных приемов используется при применении стратегии скэффолдинга:

  • разделение объемного задания на более мелкие;
  • использование тактики «размышление вслух», проговаривание или озвучивание процесса размышления над заданием после его выполнения;
  • совместная работа в группе, команде и диалог между студентами той или иной группы (той или иной команды, т.д.);
  • целенаправленные «подсказки» со стороны преподавателя;
  • вопросы;
  • коучинг;
  • карточки-суфлеры (cue cards – карточки, помогающие актерам или ведущим телепередач запомнить слова);
  • моделирование.

Другими приемами скэффолдинга являются: активация уже имеющихся знаний, подсказки студентам, какую стратегию выполнения задания лучше выбрать, т. д. Эффективная скэффолдинговая помощь подразумевает, прежде всего, понимание преподавателем того, что студенты уже знают и что уже способны делать самостоятельно без его помощи.

Специалисты выделяют две основные ступени скэффолдинг – инструктажа:

  • разработка инструкций по оказанию помощи студентам;
  • применение разработанных инструкций на практике, в ходе которой преподаватель (инструктор, коуч, т. д.) оказывает помощь студентам на каждом этапе процесса обучения.

Среди других технологий высшего образования (магистерского) можно выделить гуманитарную технологию форсайтинга, конкурсную технологию, вебквесты, гуманитарную экспертизу и проч. ((Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018))

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)