Гражданско-правовая ответственность в сфере лицензирования

Гражданско-правовая ответственность в сфере лицензирования, которая, как уже было сказано, является сферой влияния права административного в силу своей административно-правовой природы, применяется к субъектам лицензионных правоотношений наряду с мерами административной и (или) уголовной ответственности.

Собственно ответственностью гражданско-правовые последствия нарушения норм о лицензировании назвать нельзя. Однако такие последствия также негативны для нарушителей и зачастую накладывают на них дополнительные обязательства, связанные с реституцией.

Основанием для присутствия в гражданском законодательстве норм об ответственности за нарушение лицензионного законодательства является то обстоятельство, что наличие или отсутствие специального разрешения (лицензии) у субъекта гражданского права ключевым образом влияет на характер его правоспособности.

Как известно, в соответствии с ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Прежде всего, гражданско-правовая ответственность за безлицензионную деятельность юридического лица или деятельность указанного лицензиата с нарушением лицензионных требований предусмотрена ч. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный пункт устанавливает, что юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Кроме того, основанием для ликвидации юридического лица по решению суда может быть также осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, т.е. в том числе и с нарушением лицензионных требований и условий.

При этом часть 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что требование о ликвидации юридического лица по указанному основанию может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В этом случае уполномоченный орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Характерно, что возможность применения указанных санкций к лицензиату – юридическому лицу не предусмотрена Законом о лицензировании, также как и не была предусмотрена ранее действовавшим федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статья 13 Федерального закона от 08 августа 2001 г. лишь указывает в ч. 2, что лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица. Таким образом, создается парадоксальная ситуация, когда право лицензирующего органа обратиться в суд с указанным требованием Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности не предусмотрено, однако, согласно ч. 1 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации реализация соответствующих полномочий государственного или муниципального органа возможна только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом.

Из этого следует вывод о том, что иски о ликвидации юридических лиц по основанию нарушения лицензионного законодательства на сегодняшний день лицензирующие органы заявлять не вправе. Отсутствие права на предъявление исков о ликвидации значительно снижает эффективность лицензионной работы лицензирующих органов, при этом не представляя особой бюрократической ценности с точки зрения возможности злоупотребления властными полномочиями.

Предъявление иска о ликвидации само по себе не создает препятствий для текущей деятельности лицензиатов (или лиц, осуществляющих лицензируемые виды деятельности без специального разрешения).

Возможно, отсутствие таких полномочий у лицензирующих органов связано с отсутствием в целом контрольных полномочий за безлицензионной деятельностью хозяйствующих субъектов (лицензирующие органы занимаются контролем за соблюдением лицензионных требований и условий лицами, получавшими лицензии на осуществление того или иного вида деятельности).

Между тем, таким правом обладают органы прокуратуры. В этой связи сформировалась достаточно обширная практика по применению положений ст. 61 Гражданского кодекса РФ.

Так, прокурор Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о ликвидации АООТ «ТПК «Русское поле», которое привлекало денежные средства населения и юридических лиц на условиях платности, срочности и возвратности, т.е., по существу, занималось осуществлением банковской деятельности, не имея надлежащим образом оформленной лицензии.

Суд исковые требования удовлетворил. Учредителям «Русского поля» было предложено провести ликвидацию акционерного общества в порядке, установленном законодательством.

Заместитель Председателя ВАС РФ в своем протесте указал, что при рассмотрении подобных дел необходимо установить, является ли этот вид деятельности единственным для данного юридического лица.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)