Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

В соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании” под государственным контролем (надзором) понимается проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), процессам производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

До принятия соответствующих технических регламентов государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением обязательных требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г.

В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствующих технических регламентах.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

  • требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий;
  • осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  • направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;
  • привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  • принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

За нарушение требований технических регламентов, неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор включает в себя:

  • государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов;
  • государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;
  • государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности;
  • государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
  • государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

Государственный контроль и надзор проводится на основании распоряжений (приказов) главного государственного инспектора Российской Федерации (его заместителей) и главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации (их заместителей).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением обязательных требований к продукции, установленных федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными документами, в части обязательных требований.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляются согласно перечням, утвержденным постановлением Правительства РФ.

При проведении государственного контроля и надзора проверяются:

  • продукция;
  • техническая документация на продукцию, в том числе документация о соответствии ее обязательным требованиям согласно нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия;
  • соблюдение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований нормативных и правовых документов, устанавливающих правила проведения обязательного подтверждения соответствия в отношении проверяемой продукции, а также нормативных и правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (далее – главный государственный инспектор Российской Федерации и главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации).

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.

Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

  • проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;
  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся по распоряжениям главного государственного инспектора Российской Федерации, его заместителей или главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации, их заместителей.

Продолжительность мероприятия по государственному контролю и надзору не должна превышать одного месяца.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по государственному контролю и надзору, на основании мотивированного предложения государственного инспектора, главным государственным инспектором субъекта (региона) Российской Федерации (его заместителем) срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Государственный контроль и надзор может проводиться только указанным в распоряжении должностным лицом (лицами).

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обязан обеспечить государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

По прибытии к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю государственный инспектор (руководитель проверки):

  • представляется руководителю юридического лица (иному должностному лицу юридического лица) или индивидуальному предпринимателю, предъявляет удостоверение государственного инспектора установленного образца и распоряжение о проведении государственного контроля и надзора установленной формы;
  • представляет других участников проверки;
  • знакомит руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя с задачами государственного контроля и надзора и программой его проведения (если она составлялась);
  • уточняет номенклатуру проверяемой продукции и перечень необходимых документов и сведений для проведения мероприятий по контролю и надзору;
  • распределяет работы при проведении мероприятия по контролю между его участниками.

При проведении государственного контроля и надзора государственные инспекторы посещают объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При проведении мероприятия по контролю могут присутствовать представители юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

  • отбор образцов (проб) продукции и (или) документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов;
  • технический осмотр продукции;
  • исследования (испытания), экспертизы продукции, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
  • проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;
  • проверка соответствия продукции обязательным требованиям, установленным нормативными документами на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.

При проведении государственного контроля и надзора продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, проверяется:

  • наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, их подлинность, срок действия, правильность оформления и регистрации либо сведений о подтверждении соответствия в сопроводительной документации;
  • идентичность проверяемой продукции ее наименованию, указанному в предъявленном сертификате соответствия или его копии, или в декларации о соответствии;
  • наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, проведенного органом по сертификации;
  • правильность маркирования знаком соответствия;
  • своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной (декларированной) продукции, а также об изменении наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя, его юридического адреса и банковских реквизитов.

Отбор образцов (проб) из партии продукции для контроля, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки. Данная операция оформляется актом отбора образцов.

Методика отбора и количество отбираемых образцов (объем выборки) должны соответствовать требованиям технических регламентов или соответствующих стандартов на группу однородной продукции.

Технический осмотр продукции проводится непосредственно государственным инспектором в присутствии специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.

Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в технических регламентах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

На основании результатов технического осмотра, исследований (испытаний), экспертизы проводится оценка соответствия продукции обязательным требованиям. По результатам государственного контроля составляется акт проверки в двух экземплярах с необходимыми приложениями (акт отбора образцов, протокол испытаний, протокол технического осмотра и другие документы или их копии).

В акте указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • дата и номер распоряжения, на основании которого осуществлялся контроль;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), осуществлявшего контроль;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении контроля;
  • сведения о результатах контроля, в том числе о выявленных нарушениях;
  • сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при осуществлении контроля, их подписи или отказ от подписи;
  • наименование проверенной продукции, наименование и обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена проверка;
  • сведения о продукции – отечественная, импортная с указанием страны-изготовителя, наименования и адреса (при наличии) изготовителя и (или) поставщика продукции;
  • сведения о подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям;
  • сведения о маркировании знаком соответствия;
  • перечень выявленных нарушений обязательных требований с указанием документа и конкретных пунктов, требования которых нарушены;
  • выявленные нарушения метрологических правил и норм;
  • причины выявленных нарушений;
  • общее заключение о соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований;
  • меры, принятые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в ходе проверки.

Если продукция и документация, необходимые для проведения мероприятий по контролю и надзору, не предоставлены, или мероприятия по контролю и надзору не проводились из-за отсутствия готовой продукции, или если в результате контроля и надзора нарушений не выявлено, то в акте делается соответствующая запись.

Акт подписывается всеми участниками проверки. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручают руководителю юридического лица (иному должностному лицу юридического лица), индивидуальному предпринимателю под расписку либо направляют посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта, остающемуся в органе государственного контроля и надзора. Уведомление о вручении акта прилагается также при направлении материалов проверки в судебные органы.

В случае отказа руководителя юридического лица (должностного лица юридического лица) или индивидуального предпринимателя от получения акта проверки в нем делается запись: “от получения отказался”.

Ответственным за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте проверки материалов является руководитель проверки.

Государственный инспектор (руководитель проверки) в журнале учета мероприятий по контролю производит запись о проведенном мероприятии по контролю и надзору, содержащую сведения о наименовании органа государственного контроля и надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю и надзору, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю и надзору, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах об административных правонарушениях, выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и надзору, и его (их) подпись.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного государственного контроля и надзора, делается соответствующая запись.

Участники проверки, руководитель юридического лица (иное должностное лицо юридического лица), индивидуальный предприниматель вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к акту проверки. В акте делается пометка: “С особым мнением”.

По результатам проверки главные государственные инспекторы (их заместители) и государственные инспекторы в пределах предоставленной им компетенции выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотренные действующим законодательством предписания.

В случае выявления в результате контроля административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Информация о нарушениях, установленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным контрольно-надзорным органам, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей. Информация о нарушениях требований действующих нормативных правовых документов, устанавливающих правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативных правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р, направляется в орган по сертификации, выдавший сертификат или зарегистрировавший декларацию о соответствии, и в центр стандартизации и метрологии, на территории деятельности которого находится орган по сертификации.

Главный государственный инспектор Российской Федерации (его заместители) и главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации (их заместители) обеспечивают контроль за исполнением выданных предписаний. Для контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований и своевременным выполнением выданных предписаний проводятся повторные проверки.

Если при повторной проверке нарушений не выявлено, государственный инспектор на основании представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов об устранении выявленных нарушений принимает решение о достаточности принятых ими мер.

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных отделов.

Объектами государственного метрологического контроля и надзора являются:

  • средства измерений:
  • эталоны единиц величин, применяемые для поверки средств измерений;
  • методики выполнения измерений[1 – Методика выполнения измерений – это совокупность правил, норм и требований к методу, средствам и условиям измерений, процедуре их выполнения и алгоритму вычислений, соблюдение которых гарантирует получение результата измерения с требуемой точностью.];
  • метрологические правила и нормы;
  • количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
  • количество фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор распространяется:

  • на здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
  • торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;
  • производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям;
  • обязательную сертификацию продукции и услуг;
  • измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ и другие сферы в соответствии с законодательством. Государственный метрологический контроль включает в себя:
  • утверждение типа средств измерений;
  • поверку средств измерений, в том числе эталонов;
  • лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений (осуществляется до вступления в силу соответствующих технических регламентов).

Утверждение типа средств измерений

Средства измерений, предназначенные для использования в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, подвергаются обязательным государственным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Целью государственных испытаний средств измерений является обеспечение единства измерений в стране, установление рациональной номенклатуры и эффективное использование парка средств измерений, а также постановка на производство и выпуск только таких средств измерений, которые по своему техническому уровню и качеству соответствуют лучшим отечественным и зарубежным образцам. К серийному производству, выпуску в обращение в России и ввозу из-за границы партиями допускаются лишь те средства измерений, которые прошли государственные испытания, утверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и внесены в Государственный реестр средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений, срок действия которого устанавливается при его выдаче Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

Таким образом, утверждение типа средств измерений представляет собой правовой акт государственной метрологической службы, заключающийся в признании типа средств измерений пригодным для серийного выпуска в стране.

Основными задачами государственных испытаний средств измерений являются:

  • определение целесообразности и возможности производства средств измерений в стране, а также необходимости их ввоза из-за границы партиями;
  • проверка обеспеченности средств измерений необходимыми методами, средствами поверки и ремонтом;
  • проверка соответствия выпускаемых и ввозимых из-за границы средств измерений требованиям распространяемых на них нормативно-технических документов.

В необходимых случаях тип средств измерений подвергается также обязательной сертификации на безопасность применения в соответствии с законодательством о защите здоровья, жизни, имущества граждан, охране труда и окружающей среды. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений осуществляется в соответствии с ПР 50.2.009-94.

Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, аккредитованными[2 – Аккредитация – официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение соответствующих работ.] им в качестве государственных центров испытаний средств измерений.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории России контролируется органами государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей.

Поверка средств измерений

Поверка средств измерений представляет собой совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми по результатам испытаний по утверждению типа средства измерений.

Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Поверку средств измерений осуществляют физические лица, аттестованные в качестве поверителя органом государственной метрологической службы.

В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку. Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Процедура поверки регламентирована специальными нормативно-техническими документами: стандартами на методы и средства поверки, инструкциями по поверке. Согласно требованиям нормативных документов, в ходе поверки составляется протокол, в который вносятся наименования и характеристики применяемых образцовых средств измерений, на основании которых делается вывод о пригодности или непригодности средства измерений к применению.

Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.

Поверительные клейма представляют собой знак, нанесенный на средство измерений и (или) техническую документацию и удостоверяющий, что поверка средства измерений проведена с удовлетворительными результатами, а также для защиты, при необходимости, средств измерений от любого несанкционированного доступа, включая регулировочные (юстировочные) устройства.

Места установки пломб, несущих на себе поверительные клейма, и их количество определяются в каждом конкретном случае при утверждении типа средств измерений.

Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ. Порядок поверки средств измерений отражен в ПР 50.2.006-94. Поверка может быть первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной.

Первичная поверка производится при выпуске средств измерений из производства или ремонта, а также при поставках по импорту. Импортные средства измерений не подлежат первичной поверке в России в случаях, когда результаты поверки, проведенной в других странах, признаны Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ в соответствии с международными соглашениями о взаимном признании результатов испытаний и поверки, участником которых является Россия. При этом допускается выборочная первичная поверка средств измерений.

Периодическая поверка проводится при эксплуатации и хранении средств измерений через определенные промежутки времени – межповерочные интервалы. Эти интервалы устанавливаются при проведении государственных приемочных испытаний или метрологической аттестации средств измерений, исходя из показателей надежности. Они должны гарантировать метрологическую исправность средств измерений (соответствие метрологических характеристик установленным для них нормам) в период между поверками. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа.

Средства измерений, находящиеся на длительном хранении, срок которого превышает межповерочный интервал, не подвергаются периодической поверке при условии соблюдения требований к их консервации и хранению. Передача средств измерений на длительное хранение должна быть оформлена актом с указанием даты последней поверки, условий хранения, вида консервации и упаковки. Поверку таких средств измерений проводят перед началом их эксплуатации.

Внеочередная поверка проводится при эксплуатации (хранении) средств измерений независимо от сроков периодической поверки в следующих случаях: когда возникает необходимость удостовериться в пригодности средств измерений к применению, например, после ремонта, транспортировки; при проведении работ по корректировке межповерочных интервалов; при контроле результатов периодической поверки; когда средства измерений устанавливают в качестве комплектующих изделий после истечения гарантийного срока на них; при повреждении поверительного клейма и утрате документов, подтверждающих прохождение средством измерения периодической поверки; при вводе в эксплуатацию после длительного хранения, в течение которого не проводилась периодическая поверка.

При проведении государственного контроля и надзора средства измерений выборочно подвергают инспекционной поверке. При этом устанавливают правильность результатов последней поверки и соответствие установленных межповерочных интервалов условиям эксплуатации. Если результаты поверки показывают неудовлетворительное состояние средств измерений, то поверительные клейма погашают, свидетельства о поверке аннулируют, а в паспортах или других заменяющих их эксплуатационных документах делают запись о непригодности средств измерений к применению. Результаты инспекционной поверки отражают в акте.

Акт поверки передают проверенному предприятию, копии акта – соответствующему государственному органу власти по принадлежности, органу государственной метрологической службы, проводившему поверку. Вместе с актом поверки тем же организациям и предприятиям направляются предписания и устанавливаются сроки устранения нарушений метрологических правил и норм.

Орган государственной метрологической службы осуществляет контроль за выполнением предприятием предписаний путем проведения повторных поверок.

При метрологической экспертизе средств измерений по требованию суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления, органы государственной метрологической службы проводят экспертную поверку средств измерений в объеме, необходимом для обоснования заключения экспертизы о состоянии средств измерений, правильности их поверки и применения. По результатам поверки составляют экспертное заключение, которое утверждает руководитель органа, проводившего поверку.

Экспертное заключение направляют заявителям, а один его экземпляр оставляют на хранение в органе государственной метрологической службы.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ “Об обеспечении единства измерений” государственный метрологический надзор осуществляется:

  • за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм (порядок его осуществления изложен в правилах по метрологии ПР 50.2.002–94);
  • за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций (порядок его осуществления изложен в правилах по метрологии ПР 50.2.003–94);
  • за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже (порядок его осуществления изложен в правилах по метрологии ПР 50.2.004–94, основные положения которых соответствуют международным рекомендациям МР МОЗМ № 87).

Государственный метрологический надзор осуществляется в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственности.

По срокам проведения проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными. Плановые проверки проводятся на предприятии не реже одного раза в три года в соответствии с графиком проведения проверок, составляемым органом государственной метрологической службы.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции, контрольнонадзорных органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы. Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием по результатам предыдущей проверки.

Основными задачами проверок являются:

  • определение соответствия используемых величин допущенным к применению;
  • определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;
  • определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для поверки средств измерений;
  • определение наличия и правильности применения аттестованных методик выполнения измерений;
  • контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ “Об обеспечении единства измерений” и действующими нормативными документами по обеспечению единства измерений;
  • определение наличия документа, подтверждающего право проведения поверки средств измерений силами метрологической службы данного юридического лица;
  • определение наличия сертификата об утверждении типа средств измерений;
  • определение наличия документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, в качестве поверителей органами государственной метрологической службы;
  • определение наличия поверительного клейма или свидетельства о поверке средств измерений, а также установление межповерочного интервала;
  • определение наличия лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений предприятием, занимающимся указанными видами деятельности и соблюдение предприятием условий осуществления лицензируемой деятельности (до вступления в силу соответствующих технических регламентов);
  • контроль правильности определения количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций путем выполнения измерений;
  • контроль за правильностью выполнения измерений, определяющих количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
  • определение количества фасованных товаров в упаковках;
  • определение наличия на ярлыках (этикетках) или упаковках сведений о номинальном количестве потребительского товара, пределе допускаемых отклонений, наименования и адреса предприятия-изготовителя и предприятия-расфасовщика.

При выявлении нарушений государственный инспектор имеет право:

  • запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
  • гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;
  • при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;
  • представлять предложения по аннулированию лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
  • давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушения метрологических правил и норм;
  • составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм для представления в соответствующие органы для наложения взысканий.

Юридические и физические лица, а также государственные органы управления РФ, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)