Государственная регистрация гражданских воздушных судов

В основе международно-правового статуса воздушного судна лежит его национальная, т. е. государственная принадлежность. Под этим понимается регистрация воздушного судна в соответствующем государстве в соответствии с его законами и правилами.

Требования о необходимости и порядке государственной регистрации гражданских воздушных судов вытекают из положений гл. III Чикагской конвенции 1944 г. «Национальность воздушных судов».

Нормы ст. 33 ВК РФ распространяется на все виды авиации и устанавливают общие принципы и виды государственной регистрации и государственного учета воздушных судов, а также определяют уполномоченные органы, выполняющие эти функции. Государственная регистрация воздушных судов необходима для документального подтверждения их принадлежности Российской Федерации и вытекающих из этого обязательств собственника, эксплуатанта и Российской Федерации как государства регистрации в соответствии с требованиями воздушного законодательства и международных договоров РФ (в первую очередь Чикагской конвенции).

Согласно подпункта 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ подлежат государственной регистрации предназначенные для выполнения полетов беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее.

В Российской Федерации порядок государственной регистрации гражданских воздушных судов определен Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта (Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федерального агентства воздушного транспорта и порядок их взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги. Структурным подразделением Росавиации, уполномоченным на осуществление административных процедур, связанных с предоставлением государственной услуги, является Управление инспекции по безопасности полетов.

Действие Административного регламента не распространяется на сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения, беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сверхлегкие пилотируемые гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотные неуправляемые аэростаты.

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация документов; оценка полноты заявленных сведений о воздушном судне и его собственнике; внесение сведений о гражданском воздушном судне в Государственный реестр и присвоение ему государственного и регистрационного опознавательных знаков; оформление и выдача свидетельства о регистрации; внесение изменений в Государственный реестр; выдача дубликата и замена свидетельства о регистрации; исключение данных о воздушном судне из Государственного реестра; оформление и выдача свидетельства об исключении воздушного судна из Государственного реестра, свидетельств о регистрации (п. 46 Административного регламента).

В случае внесения изменений в Государственный реестр производится замена свидетельства о регистрации. Ранее выданное свидетельство о регистрации погашается и хранится в деле гражданского воздушного судна. При переоформлении свидетельства о регистрации его номер остается неизменным в течение всего периода государственной регистрации в Государственном реестре (п. 81, 82 Административного регламента).

Нормы п. 1–3 ст. 33 ВК РФ предусматривают возможность установления уполномоченными органами особого порядка государственной регистрации и государственного учета сверхлегких воздушных судов гражданской авиации и воздушных судов экспериментальной авиации.

Сверхлегкие воздушные суда регистрируются в Федеральном агентстве воздушного транспорта с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения.

Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Зарегистрированное в установленном порядке в России воздушное судно приобретает национальную принадлежность РФ. Тем самым решается вопрос юрисдикции, или подчиненности национальному правопорядку. Данная норма соответствует ст. 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, согласно которой воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Каждое воздушное судно должно иметь национальность только одного государства и должно быть включено в реестр того государства, национальность которого оно имеет. Международное право допускает смену государственной регистрации воздушных судов: «Регистрация или смена регистрации воздушных судов в любом Договаривающемся государстве производится в соответствии с его законами и правилами» (ст. 19 Чикагской конвенции).

На ВС наносятся изображения Государственного флага РФ, присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки. Могут также наноситься изображение флага субъекта РФ, а также товарные знаки-символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке знаки.

Порядок нанесения на гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков определен приказом Минтранса РФ от 29.04.2014 г. № 113.

Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра в следующих случаях: списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации; продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации; нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.

При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.

Свидетельство о регистрации выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право собственности на воздушное судно. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушные суда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 г. № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на гражданские воздушные суда и сделок с ним и ведение Государственного реестра, является ФАВТ. Государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Роль международных Конвенций при регулировании прав собственности на воздушные суда невелика. Основным международным соглашением является Женевская конвенция о международном признании прав на воздушные суда 1948 г. По сравнению с другими конвенциями в области воздушного права число ее участников незначительно. Конвенция распространяется на все воздушные суда, за исключением военных судов и судов, используемых для таможенной или полицейской службы. Основным коллизионным принципом в конвенции избран принцип права страны регистрации судна.

Согласно Конвенции договаривающиеся стороны обязуются признавать:

  • право собственности на воздушные суда;
  • право владельца приобретать суда путем покупки;
  • право владения на основе договора аренды;
  • право залога, ипотеки и другие имущественные права, возникающие из договоров в качестве обеспечения платежей по долговым обязательствам.

Все эти права признаются при условии, что они возникли по праву страны, в которой судно внесено в реестр, и при условии, что они занесены в соответствующий официальный реестр. Все записи об имущественных правах в отношении одного и того же судна, согласно Конвенции, должны совершаться в одном официальном реестре. Каждое договаривающееся государство может признавать на основе своих законов и другие имущественные права, кроме перечисленных в Конвенции.

Всякого рода ограничения в праве пользования гражданскими воздушными судами (привлечение к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные ограничения) по статье 39 ВК РФ допускается в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)