Государственные пошлины

Государственная пошлина – федеральный сбор, урегулированный гл. 25.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г. Ранее государственная пошлина уплачивалась в том числе на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 “О государственной пошлине” (ныне утратил силу).


Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях гл. 25.3 НК РФ выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. В Определении КС РФ от 1 марта 2007 г. N 326-О-П разъяснено, что государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица (ст. 333.17 НК РФ). При этом указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;
  • выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, ВС РФ, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Перечень видов юридически значимых действий, для совершения которых в отношении плательщика необходимо уплатить государственную пошлину, а также размеры государственной пошлины предусмотрены в ст. ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2 , 333.32.3, 333.33 НК РФ.

Соответственно, государственную пошлину необходимо уплачивать:

  • при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды;
  • при обращении в КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
  • при обращении за совершением нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
  • за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
  • за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;
  • за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;
  • за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации биомедицинских клеточных продуктов;
  • за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются ст. ст. 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Интересно
Как следует из п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 21 января 2016 г. N 1 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела”, судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном гл. 7 ГПК РФ, гл. 10 КАС РФ, гл. 9 АПК РФ.

По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).

Интересная проблема будет иметь место и в делах, аналогичных рассмотренному в Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2009 г. N 1395/09 (ликвидация должника не препятствует покупателю его имущества подать в суд к Росреестру исковое заявление о государственной регистрации перехода права собственности на это имущество).

Впоследствии данная позиция была отражена в п. 62 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22. В ситуациях подобного типа орган Росреестра в принципе не может в административном порядке удовлетворить требование частного субъекта, поскольку такого основания для регистрации права в законодательстве нет.

Но это и не означает, что заинтересованное лицо не может потребовать защиты своих прав в суде – отсутствие конкретной компетенции у органа исполнительной власти может быть скомпенсировано приоритетом прав частных субъектов (ст. 2 Конституции РФ), правом суда на применение усмотрения и безусловной обязательностью судебного акта.

Соответственно, в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 46 “О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах” разъяснено, что законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; с требованием к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности об оспаривании решения этого органа об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку ввиду злоупотребления правом правообладателем).

Можно заключить, что в подобных делах государственный орган играет роль в некотором смысле “технического ответчика”, т.е. присутствует в процессе только потому, что в обозначенной обобщенными нормами его компетенции можно усмотреть полномочия по решению соответствующего вопроса, хотя конкретных норм для его решения не предусмотрено.

В силу ст. 333.24 НК РФ государственная пошлина взимается за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий.

Необходимо учитывать, что в силу ст. ст. 22 – 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) за совершение нотариальных действий, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе.

Интересно
Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. При этом, как разъяснено в Постановлении КС РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П, Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.

Следует отметить, что государственный нотариат в России в настоящее время существует только юридически, но фактически прекратил свое существование. Так, исходя из представленных Минюстом России Сведений о нотариате в Российской Федерации за 2018 год <1874>, в России в указанном периоде числилось фактически работающих 7 946 нотариусов, занимающихся частной практикой, а также 3 государственных нотариуса. С учетом Определения ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 31-КГ18-3, как правило, основной доход нотариуса, занимающегося частной практикой, составляет не нотариальный тариф, а плата за услуги правового и технического характера.

Ставки государственной пошлины установлены различными способами для разных юридически значимых действий и их особенностей, не исключен дифференцированный подход в зависимости от категории плательщиков.

Обычно ставка пошлины установлена в твердой сумме. Так, по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, ставка пошлины для физических лиц – 300 руб., для организаций – 3 000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Соответственно, для оспаривания в арбитражном суде решения налогового органа по результатам проверки, независимо от доначисленных в нем сумм, индивидуальный предприниматель должен уплатить 300 руб., организация – 3 000 руб. С учетом п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 46 “О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах” при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет, соответственно, 150 руб. для физических лиц и 1 500 руб. для юридических лиц.

Аналогичным образом данный вопрос разрешен в Обзоре судебной практики ВС РФ N 1 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 13 апреля 2016 г., со ссылкой на Определение ВС РФ от 3 ноября 2015 г. N 46-КГ15-19): при подаче апелляционной жалобы в суд индивидуальный предприниматель уплачивает государственную пошлину в размере, установленном для физических лиц (т.е. в настоящее время – 150 руб.).

Следует, однако, заметить, что сумма доначислений в оспариваемом решении налогового органа не влияет на сумму государственной пошлины при обращении в суд, но имеет значение, например, при решении вопроса о применении судом порядка упрощенного судопроизводства (п. 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 18 апреля 2017 г. N 10). При этом, в силу подп. 5 п. 1 ст. 333.22 НК РФ, при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Другой пример – за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, – 2 000 руб.; с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, – 1 500 руб.; с выдачей паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, – 800 руб.; с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность: изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе, – 500 руб.; изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения, – 1 500 руб. ( подп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Достаточно редко гл. 25.3 НК РФ устанавливается процентная ставка государственной пошлины. Так, за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей ставка государственной пошлины установлена: физическим лицам – 5% стоимости вывозимых культурных ценностей, но не более 1 млн руб.; физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическим лицам – 10% стоимости вывозимых культурных ценностей (подп. 34 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

По всей видимости, законодатель предпочитает твердые ставки пошлины, поскольку, как и в акцизах, он не исключает возможности занижения заинтересованным лицом расчетной стоимости для целей занижения государственной пошлины.

Тем не менее в ряде случаев ставка государственной пошлины устанавливается комбинированным способом.

Так, по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина уплачивается по правилам сложной регрессии:

  • при цене иска: до 20 000 руб. – 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
  • от 20 001 руб. до 100 000 руб. – 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 000 руб.;
  • от 100 001 руб. до 200 000 руб. – 3 200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб.; от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. – 5 200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200 000 руб.;
  • свыше 1 000 000 руб. – 13 200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Очевидно, что занижение истцом цены иска для целей снижения государственной пошлины при обращении в суд с имущественным требованием было бы абсурдным, поскольку суд в общем случае не мог бы присудить ему большей суммы, чем тот требовал. Judex non reddit plus quam quod petens ipse requirit – судья не может выносить решения на большую сумму, чем та, которую требует сам истец.

По этой причине законодатель не видит проблем в установлении здесь комбинированной (в том числе процентной) ставки государственной пошлины. Следует, однако, заметить, что иногда истцы прибегают к нехитрой “технологии”: в арбитражном процессе подают в суд исковое заявление с небольшой ценой иска (и, соответственно, оплачивают небольшую государственную пошлину), а впоследствии, уже в судебном процессе, увеличивают размер исковых требований (ч. 1 ст. 49 АПК РФ).

И если ч. 2 ст. 92 ГПК РФ в этом случае предполагает доплату государственной пошлины, то АПК РФ подобных норм не содержит, а итоговая государственная пошлина подлежит распределению только по итогам разбирательства – в соответствии с решением суда (подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ предусматривает ситуации, в которых государственная пошлина не уплачивается – в ст. 333.35 установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.

В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, ВС РФ, КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния (подп. 11 п. 1).

Кроме того, государственная пошлина не уплачивается, например, за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подп. 1, 3, 6 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (т.е. за государственную регистрацию юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Также в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ предусмотрен широкий спектр иных Например, в силу подп. 1, 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются в т.ч. прокуроры и иные органы, обращающиеся в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.


В плане практического применения указанных положений представляет интерес Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2011 г. N 13560/10: заключая муниципальный контракт, администрация действовала в интересах населения городского поселения, исходя из установленной компетенции. Следовательно, ответчик по делу как орган местного самоуправления освобожден от уплаты госпошлины.

Также следует отметить Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. N 1410/13: таможенный орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с подрядчика денежных средств за некачественное выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, помещений объектов таможни по государственному контракту.

Суд указал, что, заключая контракт, таможня действовала исходя из установленной компетенции по материально-техническому обеспечению деятельности центрального аппарата Федеральной таможенной службы и таможенных органов, содержанию и эксплуатации зданий и сооружений на балансе таможни.

Соответственно, таможня освобождена от уплаты госпошлины по подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Ту же логику можно наблюдать и в Определении ВС РФ от 13 августа 2018 г. N 310-ЭС18-781: по хозяйственному спору, связанному с оплатой отделом МВД оплаты тепловой энергии, Суд пришел к выводу, что отдел МВД в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

Соответственно, можно заключить, что если лицо, участвующее в деле, является органом власти (в том числе и в случае, когда судебный процесс напрямую не связан с его властными полномочиями), то оно подлежит освобождению от уплаты госпошлины по подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Примечательно то, что ранее, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2010 г. N 5658/10, высказывалась следующая позиция: подразделения вневедомственной охраны по делам о взыскании причитающегося им по гражданско-правовым договорам, заключенным с собственниками объектов охраны, должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (ст. ст. 1, 120 ГК РФ).

Взыскание причитающегося по гражданско-правовому договору также не представляет собой случая защиты государственных и (или) общественных интересов иным органом. Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании подп. 1, ни на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Изредка нормы, регламентирующие уплату государственной пошлины, содержатся не в НК РФ, а в иных нормативных правовых актах (хотя в ряде случаев они полностью либо частично дублируют положения НК РФ). Например, в силу ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Аналогично, как это следует из ч. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Соответствующее разъяснение дано в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”: в настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, в силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При подаче такого заявления не применяются положения подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Еще пример: в силу ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

При этом на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

В ряде положений НК РФ предусмотрено увеличение (уменьшение) размера государственной пошлины в силу закона (в том числе для определенных процедур и (или) категорий плательщиков).

Так, в силу подп. 2, 3 п. 3 ст. 333.34 НК РФ при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в десять раз, при регистрации средства массовой информации, внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), специализирующегося на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средства массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в пять раз.

Кроме того, при подаче заявления о вынесении судебного приказа подлежит уплате 50% от “стандартного” размера государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.19, подп. 4.1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Для определенных категорий дел и плательщиков в п. 3 ст. 333.36, п. 3 ст. 333.37 НК РФ установлено освобождение или пониженный размер (при существенной величине исковых требований) государственной пошлины при обращении в суды.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.18 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (п. 3). По общему правилу пошлина уплачивается авансом, до начала совершения в отношении плательщика юридически значимого действия.

Например, пошлина подлежит уплате при обращении в КС РФ, ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы (подп. 1 п. 1).

Интересно
В Определении КС РФ от 18 июля 2017 г. N 1721-О разъяснено, что плательщик государственной пошлины обязан верно указать необходимые реквизиты платежа (в частности, должны быть верно указаны номер счета получателя, наименование банка получателя платежа и т.п.), обеспечивая тем самым уплату государственной пошлины по месту совершения юридически значимого действия.

При этом предусмотренная подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ возможность уплаты налога и сбора через банк и в организации федеральной почтовой связи позволяет плательщику произвести такой платеж по месту совершения юридически значимого действия независимо от места своего нахождения.

Поскольку размер государственной пошлины потенциально может быть изменен законодателем, следует учитывать, что исходя из требования правовой определенности ее величина подлежит определению на момент обращения заинтересованного лица за юридически значимыми действиями (а не на момент принятия заявления или совершения истребуемых действий уполномоченным органом). Данный вывод подтверждается, в частности, в Определении КС РФ от 23 сентября 2010 г. N 1177-О-О.

Кроме того, в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 46 разъяснено, что при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

Судебные органы по ходатайству заинтересованного лица, исходя из его имущественного положения, могут освободить заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату (ст. 333.41, п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ).

Право суда на полное освобождения плательщика от уплаты государственной пошлины в настоящее время урегулировано в НК РФ как отражение правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 13 июня 2006 г. N 274-О: суд может снижать размер государственной пошлины вплоть до нулевого размера, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию.

Следует, однако, отметить, что на практике значительно чаще применяется отсрочка уплаты государственной пошлины, чем ее рассрочка (в связи с очевидной практической сложностью контроля за уплатой каждой части рассроченного платежа).

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК РФ. Некоторые правила данной статьи являются специальными нормами по отношению к ст. ст. 78, 79 НК РФ.

Например, в силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. В то же время в силу п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

В Определении ВС РФ от 11 августа 2016 г. N 309-КГ16-5644 отмечается, что положения ст. 333.40 НК РФ определяют территориальный налоговый орган, уполномоченный рассматривать заявление плательщика о возврате излишне уплаченной (взысканной) пошлины, перечень документов, являющихся основанием для возврата пошлины, и срок, в течение которого плательщик может реализовать свое право на соответствующее обращение в налоговый орган.

Однако внесудебный порядок возврата излишне взысканной пошлины не исключает права плательщика на обращение с соответствующим требованием в суд в порядке, установленном ст. 79 НК РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)