Гимнастическая терминология

Значение терминологии

В энциклопедической трактовке терминология — это совокупность, система терминов какой-либо науки, области техники, вида искусства и т.д. Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности c целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, процессов. B физическом воспитании, в частности на занятиях физической культурой, терминология играет очень важную роль.

Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить объяснение и описание гимнастических упражнений. В учебном процессе краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков, способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Требования, предъявляемые к терминологии – создание современной гимнастической терминологии, осуществленное на базе словарного фонда родной речи, сделало ее понятной, удобной для изучения, доступной широким кругам специалистов физической культуры и спорта. От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вис, упор, мост, выпад, спад, наклон и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных понятий.

K терминам предъявляются определенные требования:

  • доступность: терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, a также из интернациональных слов-терминов, полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка; нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной;
  • точность: термин должен давать ясное представление o сущности определяемого действия (упражнения) или понятия; точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им;
  • краткость: наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения; этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и записи упражнений.

Правила сокращений. Для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Обычно опускаются следующие слова:

  • вперед — при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем;
  • обозначающие положение рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;
  • туловище — при наклонах;
  • нога — при мaxax, движениях ногой в ОРУ, постановкой ее на носок;
  • поднять, опустить (при движении руками или ногами).

Основные термины гимнастических упражнений

Исходные положения (И. п.) — это положения, из которых выполняются упражнения.

Основная стойка (О. с.) — соответствует строевой стойке. Из низких исходных положений переход в любое положение стоики обозначается термином встать.

Сед — положение сидя на полу или снаряде.

Присед — положение занимающегося на согнутых ногах.

Выпад — движение (или положение) c выставлением и сгибанием опорной ноги.

Упор — положения, в котором плечи выше точек опоры.

Круг — движения руками, ногами, туловищем, головой по окружности.
Наклон — термин, обозначающий сгибание тела.

Равновесие — устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или c продвижением. Хват — способ держания за снаряд.

Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Смешанные висы и упоры — это такое положение, при котором используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

Maх — свободное движение относительно оси вращения.

Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда в свободном полете после отталкивания ногами. Опорный прыжок выполняется c дополнительной опорой (толчком) руками. Различают прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом.

Кувырок — вращательное движение тела c последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Переворот — вращательное движение тела c полным переворачиванием (c опорой руками, головой или тем и другим) c одной или двумя фазами полета.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Шпагат — сед c предельно разведенными ногами (c касанием опорой всей длиной той или другой ноги).

Полушпагат — аналогичное положение, но c согнутой ногой, находящейся впереди.

Одноименные — подразделяются на одновременные, поочередные, последовательные, одноименные и разноименные, однообразные. Одноименные, совпадающие по направлению co стороной конечности (руки, ноги).

Разноименные — противоположные.

Одновременные — выполняемые конечностями в одно и тоже время.

Поочередные — выполняемые сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.

Последовательные — выполняемые одно за другим c отставанием одной конечности на половину амплитуды.

Волнообразные — соединение одновременных и последовательных движений в нескольких суставах, сгибание и разгибание в суставах ног, туловища и рук, которое совершается последовательно от одного сустава к другому.

Все движения туловища, конечностей и головы могут выполняться в трех основных плоскостях:

  • в лицевой, проходящей по передней (или задней) стороне тела;
  • в боковой, проходящей в переднезаднем направлении по отношению к телу занимающегося;
  • в горизонтальной, проходящей по горизонтали по отношению к телу занимающегося (независимо от его положения).

Круговые движения руками: из исходного положения руки вниз и руки вверх выполняется круг руками вперед, круг руками назад, круг руками наружу, круг руками вовнутрь, круг руками вправо и круг руками влево; из исходного положения руки вперед и в стороны выполняется круг руками книзу и круг руками кверху.

Виды стоек

Стойка– это положение на ногах.
1. Основная стойка (О.С.) (она соответствует строевой стойке, но, в отличие от этого, возможны различные положения рук). 2. Узкая стойка (ст.) ноги врозь. 3. Стойка ноги врозь. 4. Широкая ст. ноги врозь. 5. Сомкнутая стойка (носки и пятки плотно сжаты). 6. Ст. ноги врозь правой (левой) (когда одна нога ставится на шаг вперед на носок). 7. Скрестная ст. правой (левой). 8. Ст. ноги врозь скрестно правой (левой). 9. Ст. на правой (левой), левую (правую) в сторону (ст. на одной ноге, другую ногу в сторону). 10. Ст. на правой (левой), левую (правую) в сторону (назад) на носок. 11. Ст. на коленях. 12. Ст. на правом колене (левая нога впереди) и наоборот.

Седы

1. Сед. 2. Сед, ноги врозь. 3. Сед, согнув ноги. 4. Сед углом. 5. Сед согнувшись (ноги вертикально). 6. Сед на правом бедре (на левом). 7. Сед согнув ноги скрестно правой (левой).

Упоры

Упор – положение с опорой руками и (чаще) другими частями тела (смешанные упоры).
1. Упор стоя согнувшись. 2. Упор присев. 3. Упор лежа. 4. Упор стоя на коленях. 5. Упор стоя на одном колене. 6. Упор лежа на бѐдрах. 7. Упор лежа на предплечьях. 8. Упор лежа сзади прогнувшись. 9. Упор лежа на правом (левом) боку. 10. Упор лежа на согнутых руках.

Положения лежа
1. Лежа на спине. 2. Лежа на животе. 3. Лежа на правом (левом) боку. 4. Лежа на груди с опорой коленом. 5. Лежа кольцом (рыбка).

Положения рук (положения рук и других частей тела указывается по отношению к телу)
1. Руки вперед (ладони друг к другу). 2. Руки вверх. 3. Руки в стороны (ладони вниз). 4. Руки назад. 5. Руки вниз. 6. Промежуточные положения: вперед-вверх, вперед-в стороны и др.

Положения с согнутыми руками
1. Руки (Р.) на пояс. 2. Р. перед грудью. 3. Р. к плечам. 4. Р. за голову (в замок). 5. Р. на голову (в замок). 6. Р. за спину. 7. Р. перед собой. 8. Р. Скрестно. 10. Р. к плечам. 11. Р. к плечам, локти в сторону (локти вперед).
Положения кисти
1. Кисть в кулак. 2. Кисть свободно (пальцы расслаблены). 3. Кисть расслаблена (вся кисть расслаблена). 4. Кисть поднята (опущена). 5. Кисть вправо (влево). 6. Пальцы врозь. 7. Пальцы согнуты.

Движения кистью
1. Сгибания и разгибания пальцев. 2. Волна кистью. 3. Восьмѐрка кистью.
Положения ног и движения ног
1. Правая вперед на носок. 2. Правая вперед (900). 3. Правая вперед-кверху (450 от вертикали).

Движения согнутыми ногами

Для обозначения сгибания ног в коленном суставе подаѐтся команда «Согнуть».
1. Согнуть правую (стопа касается голени). 2. Согнуть правую вперед (стопа вертикально). 3. Согнуть правую назад. 4. Согнуть правую в сторону (отвести ногу в сторону и согнуть в коленном суставе). 5. Согнуть праву, колено в сторону. Движения туловища и головы

1. Наклон (имеется в виду вперед). 2. Наклон влево (вправо, назад). 3. Наклон прогнувшись. 4. Полунаклон. 5. Наклон с захватом (хват за голеностопы). 6. Пружинистые наклоны.

Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают повороты отдельными частями тела, поворот туловища и поворот всего тела.
1. Поворот направо (налево) (900), 2. Поворот кругом (1800), 3. Полповорота (450), 4. Остальные повороты выражаются в градусах, например: поворот на 30 градусов.

Круговые движения
(2 термина): Круг – полное круговое движение. Дуга – неполный круг. Направление круговых движений: 1. В лицевой плоскости (вверх, внутрь, наружу, вниз). 2. В боковой плоскости (вперед, книзу, кверху, назад). 3. В горизонтальной плоскости (внутрь, наружу, вперед, назад).

Другие положения и движения
Оборот – круговое движение вокруг оси снаряда.
Поворот – вращение тела вокруг собственной продольной оси.
Вис – положение тела, когда плечи находятся ниже точки хвата.
Хват – способ держаться за снаряд. Бывает хват сверху, снизу, разноимѐнно, обратный, скрестный, широкий, узкий.

Правила и формы записи упражнений

K правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнении; соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Запись общеразвивающих упражнений осуществляется следующим образом.

При записи отдельного движения надо указывать:

  • исходное положение, из которого начинается движение;
  • название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и др.);
  • направление (вправо, назад и т.п.);
  • конечное положение (если необходимо). Например: И. п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1.Сгибая правую, наклон влево, руки вверх. 2.И.п. 3.Сгибая левую, наклон вправо, руки вверх. 4.И.п.

Терминология строевых упражнений

Назначение и особенности строевых упражнений. Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания и коллективной деятельности. Строевые упражнения служат средством постепенного и умственного разогревания мышц, а так же формируют правильную осанку и регулируют эмоциональный настрой учащихся.

Классифицируются на четыре группы:

  • строевые приемы
  • построения и перестроения
  • передвижения
  • размыкания и смыкания

Основные строевые понятия:

Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий.

Шеренга – размещение занимающихся на одной линии.

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Фланги – правая и левая сторона оконечности строя.

Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом. Интервал – расстояние по фронту между занимающимися Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину.

Направляющий – занимающийся, идущий в колоне первым.

Замыкающий – занимающийся, идущий в колоне последний.

«Становись!» — по этой команде занимающийся встает в строй, принимает строевую (основную) стойку.

«Равняйсь!», «Налево — равняйсь!», «На середину — равняйсь!» — по этой команде все занимающиеся, кроме (право-) левофлангового или среднего поворачивают голову направо (налево).

«Смирно!» — по этой команде занимающиеся принимают строевую стойку.

«Отставить!» — по этой команде занимающиеся принимают предшествующее ей положение.

«Вольно!» — по этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене. В разомкнутом строю занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и ставит руки за спину.

«Разойдись!» — по этой команде занимающиеся действуют произвольно. Повороты на месте (команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», «Полповорота налево!»).

Расчет: команды «По порядку — рассчитайсь!», «На первый и второй – рассчитайсь!», расчет начинается с правого фланга; каждый называя свой номер, четко поворачивает голову к стоящему слева и затем принимает исходное положение.

Построения и перестроения

Построение в шеренгу: команда «В одну (две, три и т.д.) шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него (или самостоятельно).

Построение в колонну: команда «В колонну по одному (два, три, четыре и т.д.) — становись!». Группа выстраивается за преподавателем в затылок (или за направляющим).

Построение в круг: по распоряжению «Встаньте в круг!». Перестроения — переходы из одного строя в другой. Перестроение из одной шеренги в две: после предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера делают левой нагой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют ногу (счет «три»). Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке обратном построению.

Перестроение из одной шеренги в три: после предварительного расчета (по три) подается команда «В три шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, первые становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаѐтся команда: «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке, обратном построению.

Перестроение из шеренги уступом: после предварительного расчета по заданию («6-3 — на месте», «6-4-2 на месте» и т.д.) подается команда «По расчету шагом — марш!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведет подсчѐт до момента приставления ноги первой шеренгой.

Так, при расчете «6-3 — на месте» — до 7; «9-6-3 — на месте» — до 10. Для обратного перестроения подается команда «Кругом!», «На свои места шагом – марш!». Все делают поворот кругом, идут на свои места в шеренгу. Преподаватель ведет подсчет до 7 (до 10) и подает команду «Кругом!».

Передвижения

Передвижения осуществляются по прямым, косым и закругленным линиям. По мере овладения техникой передвижений, фигуры усложняются различными заданиями: переход с ходьбы на бег; прыжки, танцевальные шаги и т.д. Занимающиеся должны знать, что все строевые движения начинаются с левой ноги, а танцевальные — с правой.

Движение на месте: команда « На месте шагом (бегом) – марш!». Остановка движения на месте: команда «Группа! Стой!» подается под левую ногу; затем делается еще один шаг правой и приставляется левая нога; команда «Направляющий на месте!» подается для всякого движения шагом (даже на один шаг).

Переход из движения на месте к передвижению: команда Прямо!» подается под левую ногу, затем делается шаг правой на месте и с левой ноги начинается движение вперед. Походный шаг (обычный): нога поднимается свободно, ставится на пол как при обычной ходьбе.

Переход с ходьбы на бег выполняется по команде «Бегом марш!». Переход с бега на ходьбу выполняется по команде «Шагом — марш!» , она подается под правую ногу, затем делается еще два шага бегом и с левой ноги начинается ходьба. Изменение характера и темпа передвижения: команды «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «Идти не в ногу!», « Идти в ногу!».

Разновидности ходьбы: походная (или обычная); на носках; на пятках; на внутренней и наружной стороне стоп; с опорой руками о колени; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; в приседе; выпадами; приставными, скрестными шагами вперед и в сторону; пружинный шаг — с различными положениями рук.

Разновидности бега: обычный бег; с высоким подниманием бедра; со сгибанием ног назад; со взмахом прямых ног вперед, назад или в стороны; скрестным шагом вперед и в сторону; спиной вперед; с поворотами с различными положениями рук. Разновидности прыжков и подскоков: на двух и на одной ноге; ноги врозь и вместе; ноги врозь скрестно; с ноги на ногу; с различными положениями рук; с поворотами; с движениями рук, туловища, ног.

Фигурная маршировка:

  • обход: команда «Налево (направо)», в «обход, шагом-марш!» подается для передвижения группы по границам зала или площадки;
  • противоход: команда «Противоходом налево (направо)-марш!». Подается команда для смены движения в противоположном направлении.
    Диагональ: команда “По диагонали — марш!” подается при подходе направляющего к одному из углов зала.

Размыкания и смыкания

Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания – приемы уплотнения разомкнутого строя.
Размыкания и смыкания в движении: команда “Вправо (влево, от середины) на 2-3 шага разомкнись!” Занимающийся, от которого начинается размыкание, движется в полшага, а остальные в полповорота направо (налево), продолжая движение, размыкаются на указанный интервал.

Методические указания при проведении строевых упражнений:

  • Команды, как правило, разделяются на предварительные и исполнительные. («Шагом – марш!», «Кругом!» и т.д.). Есть команды только исполнительные («Равняйсь!», «Смирно!» и т.д.), но при необходимости перед их подачей преподаватель может добавлять слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и др., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Группа! Смирно!» , «Колонна — стой!». Предварительная команда подастся отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что предстоит сделать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично. Голос при подаче команд и пауза между предварительной и исполнительной командами должны быть соразмерны величине строя: чем больше строи, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами, громче подача последней.
  • B некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Например, вместо того, чтобы группе, сидящей на полу, подать команду «Налево!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево».
  • При подаче команды на перестроение надо соблюдать последовательность ее частей: a) название строя; б) направление движения; в) способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «B колонну по четыре налево (направо) шагом — марш!». При размыкании соблюдается следующая последовательность: a) направление; б) величина интервала; в) способ выполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разомкнись!».
  • При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям). Рекомендуется разучивать по разделениям такие упражнения как: повороты на месте и в движении; перестроение из одной шеренги (колонны) в две (три);строевой шаг и другие разновидности передвижения; размыкание приставными шагами и др. Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, начиная с построения, строевых приемов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие и конкретные задачи на каждом уроке.

Методика обучения терминологии

Чтобы исключить разночтение отдельных положений и движений, предлагается терминология ОРУ с рисунками и техническим описанием их выполнения. Правильное применение терминологии способствует более точному и краткому объяснению упражнений. Кроме того, необходимо знакомить учащихся с терминологическим названием упражнений и их назначением.

Для обучения терминологии можно применять следующие методические приемы:

  • Проговаривание выполняемых движений — ученики выполняют упражнение и проговаривают название выполняемых движений. Например: ученики выполняют “присед, руки вперед” и, приседая, говорят: “Присед, руки вперед” и т. д. Этот методический прием в основном применяется с учащимися младших классов, где большая часть упражнений выполняется по распоряжению.
  • В средних и старших классах обучать терминологии можно, применяя различные варианты создания представления об упражнении. На первом уроке, при объяснении нового положения, например, выпада (вперед, в сторону и др.), можно применять метод “по разделениям”, где новое движение называется по терминологии и уточняется техника его выполнения. При этом желательно заострить внимание учащихся на терминологическом его названии следующими словами: “Запомните, это положение называется “выпад правой” (левой, вправо, влево и т. д.). На втором уроке при объяснении упражнения применять “рассказ с показом”, а на третьем — “рассказ”. Если ученики запомнили терминологическое название этого положения, то они правильно выполнят упражнение без показа его учителем. Чтобы убедиться в том, что все ученики понимают терминологию изученных положений, нужно на последующих уроках применить такие построения, в которых все учащиеся вынуждены были бы самостоятельно выполнять упражнения (например, стоя в кругу спиной к центру), а не наблюдать за товарищами, стоящими впереди.
  • Использовать на уроке учебные карточки. Карточка-задание включает в себя: назначение упражнения, описание упражнения согласно требованиям терминологии и правилам записи ОРУ, рисунок и методические указания к технике их выполнения. Такие карточки хорошо использовать в основной части урока для развития двигательных качеств, в которых может быть не одно, а серия упражнений. Учащиеся самостоятельно работают с карточкой: читают упражнение, рассматривают рисунок и пробуют выполнить упражнение. Учитель проверяет технику его выполнения, а затем ученики приступают к многократному их выполнению. Таким образом, ученики учатся понимать предлагаемые специальной литературой упражнения и применять их в самостоятельных занятиях.
  • Задания на дом. При наличии литературы по спорту для школьников задавать на дом выполнение упражнений (для развития силы и т. п.), а затем на уроке ученики, называя упражнение по терминологии, показывают технику их исполнения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)