Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня мозолистого тела

Данный синдром актуализируется характерным набором специфических признаков «функциональной дезинтеграции» мозговых полушарий в детстве.
На первый план у этих детей выступает накопление амби- латеральных черт в пробах на исследование латеральных (сенсорных и моторных) предпочтений. То есть среди них много лиц с несформированной доминантной рукой, глазом, ухом.

Это не значит, что они левши или амбидекстры, что доказывает динамика коррекционных занятий. Однако указанная доминантность, которая в норме уже достаточно отчетлива к 6 годам, у этих детей окончательно формируется лишь к 9— 10-летнему возрасту.

Все они демонстрируют первичную несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз. У них выявляется обилие реверсий (зеркальности) при восприятии, запоминании, написании букв и цифр. Однако наиболее специфично именно для данного синдрома возникновение полных, или системных, реверсий.

В последнем случае имеют место восприятие и анализ значительного по объему перцептивного поля справа налево. Это может обнаружитьсебя при рассматривании и назывании значительного по объему числа любых изображений, в ходе интерпретации сюжетных картин (особенно серийных), в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти, в счете. Характерным в последнем случае является, например, вычитание из нижнего числа верхнего или слева — направо.

Так, при написании собственного имени «Инна» ребенок сначала (справа) пишет букву «А», затем с левого края — «И», затем в образовавшемся проеме «НН». При воспроизведении 6 фигур здесь возможны два варианта. В одном случае ребенок начинает воспроизводить ряд от последней фигуры к первой (справа — налево); в результате достигается правильный результат, но «отзеркалена» стратегия воспроизведения.

В другом варианте демонстрируется полная реверсия — фигурки рисуются от первой к последней, но справа — налево, т. е. «отзеркален» сам мнестический материал. Патогномоничной для этих детей является маркировка, опосредствование зрительного материала: знаковая, если они запоминают невербализуемые эталоны, и наоборот, образная, если необходимо запомнить буквы.

Например, запоминая 6 фигур, ребенок проговаривает: «…это похоже на 4, а это на М… и т. д.». А при необходимости запомнить «д», наоборот, оно маркируется как «кружочек и петелька», что легко превращает впоследствии «д» в «б» или в «а».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)