Функции наград

Функция награды есть то реальное воздействие, которое награда оказывает в социуме.

Цели награды, направленные как персонально на награжденного, так и на всю социальную группу (объект управления), а также особенности наград как разновидности правовых поощрений позволяют выделить премиальную и стимулирующую функции, функцию социального воспроизводства, идеологическую (воспитательную), ориентирующую, номинативную, коммуникативную, интегрирующую, социально-ролевую и эстетическую функции.

Премиальная функция состоит в вознаграждении заслуги, воздаянии лицу за принесенную пользу, предоставлении ему дополнительного блага за совершенное деяние.

Награждение – это реакция на заслуженное поведение, его справедливое последствие, благодеяние со стороны субъекта управления за услугу и пользу, оказанную награждаемым лицом субъекту и объекту управления.

Премиальная функция является противоположностью карательной (наказательной) функции, присущей взысканию. Даже когда награда присуждается посмертно, премиальное действие сохраняется, производя эффект в социальной группе.

Функция вознаграждения не предполагает эквивалентности воздаяния. Характер и степень заслуженного поведения, та польза, которую оно приносит социальной группе, обычно более значительны, чем благо, которое следует за совершение подвига.

Награда – это не плата за заслугу, а, главным образом, позитивная оценка, одобрение заслуженного деяния субъектом управления и, в его лице, всей социальной группой (объектом управления).

Впрочем, награда обязательно должна иметь какую-то ценность, иначе предоставленное награжденному благо будет для него обыденным и утратит значение награды: например,  М.И. Бару приводил пример, когда работника без учета его потребностей в пятый раз подряд поощрили часами.

Стимулирующая функция наград представляет собой побуждение членов социальной группы к определенным моделям поведения посредством установления и применения наград. Как и в превенции у наказаний, аналогичной по характеру, но противоположной по модальности в сравнении со стимулированием, в стимулировании довольно четко выделяются два направления: частное и общее стимулирование.

Надо заметить, что стимулирующая функция наград зачастую преувеличена. Довольно редко стимулирующая функция награды порождает настолько сильный мотив, что побуждает лицо заниматься какой-либо деятельностью или стремиться к достижению конкретного результата ради получения награды, хотя и такая возможность не исключена.

В пункте стимулирования наблюдается существенное отличие наград от рядовых поощрений. Из-за многочисленности, распространенности и частоты применения последних, а также ввиду малых заслуг и способностей, небольших затрат труда и времени, которые требуются для их получения, стимулирующее воздействие обычных поощрений может вызывать сильную мотивацию к получению социально ориентированного результата.

Рядовое поощрение мало, но достижимо, причем достижимо в краткосрочной перспективе. Поэтому обычные поощрения могут повысить эффективность и результативность повседневного труда (службы, учебы). На этом довольно простом механизме в той или иной степени основаны многочисленные содержательные и процессуальные теории мотивации.

Но если стремление получить обычное поощрение не требует перестройки жизненного уклада, многолетнего обучения и самообразования, смены профессии, потери здоровья, запущенных проблем в семье и делах, других кардинальных жизненных решений и великих личных лишений во имя общего блага, то награда, напротив, полагается за такого рода деяния: за героизм, многолетнюю беспорочную службу и другие проявления альтруизма и верности долгу.

Однако наивно было бы думать, что награда способна породить тип человека, который стал бы жертвовать жизнью только ради того, чтобы его посмертно наградили орденом Мужества.

Мотивы самопожертвования, подвига, благотворительности, принесения семейного и материального благополучия на алтарь долга, идеи, в жертву искусству, науке имеют своей основой не внешний стимул в виде награды, а внутреннюю психологическую установку, сформированную в процессе развития личности.

Для таких лиц награда объективно иллюзорна, ее субъективное ожидание слабо, и для субъекта заслуженного поведения она малозначима.

Но идеология награды состоит в ее предназначенности именно для альтруистов и жертвователей, которые выступают в ипостаси социального ориентира. Факт получения награды подчеркивает не только принесенную награжденным лицом социальную пользу, но также устойчивую социально-позитивную личностную установку деятеля.

Интересно
Поэтому для получения награды недостаточно исполнить объективную сторону заслуги, принести пользу другим (объект заслуги), а важно еще, чтобы субъект заслуги и его отношение к делу (субъективная сторона) были социально ориентированы. Благодаря этому награждение лица, объективно имеющего заслугу, может и не состояться, если это лицо не может быть социальным ориентиром. Поэтому в составе наградных материалов зачастую содержатся отзывы о личности и авторитете деятеля.

Чем более значительна заслуга, тем меньше возможностей побудить к ее совершению наградой. Награда неэквивалентна заслуге, и чем выше заслуга, тем больше разрыв между ее социальной ценностью и ценой предоставляемого за нее индивидуального блага. Как следствие, награды, вопреки их заявленной идеологии, применяются не только и не столько к альтруистам (им они, по существу, не так уж нужны, хотя обычно приятны), сколько к лицам с достижительной мотивацией, для которых обладание наградой как знаком публичного признания стоит в списке жизненных задач.

Награда наиболее эффективна именно в отношении этого типа деятелей, в котором велика доля карьеристов и производятся большие трудозатраты для общественных нужд, хотя и не часто встречается подлинный гений.

Поэтому наиболее перспективными для воздействия мотивационного механизма являются работники средней квалификации, не владеющие интеллектуальной собственностью, то есть люди не творческого склада. Именно в их частном случае верен тезис о том, что «желание получить награду является мотивирующим фактором», который в ряде научных работ излагается в виде общего утверждения применительно ко всем лицам.

В действительности награда устанавливается для всех, но стимулирующее воздействие оказывает преимущественно на лиц с достижительной мотивацией, которые рутинно продвигают общественный прогресс.

Функция социального воспроизводства состоит в репликации того социально значимого поведения, к стимулированию которого направлено награждение. В психологии труда отмечается, что ритуалы публичного награждения служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций. Хорошо организованные мероприятия такого рода закрепляют ценности, способствуют запоминанию героев, которые являются важным составным элементом культуры.

Наиболее дальновидные руководители специально подбирают людей для «героических» ролей, зная, что они послужат примером для подражания. Легенды, создающиеся вокруг них, отражают историю, в закодированном виде передают унаследованные ценностные ориентации. Для формирования героев важно выделять критерии и формировать условия для их появления.

Ш.-Л. Монтескье высказал интересное суждение: «Крупные награды служат признаком упадка – это общее правило как для республики, так и для монархии; появление таких наград указывает на то, что основные начала правления испорчены, что, с одной стороны, понятие чести утратило прежнюю силу, а с другой – ослабели гражданские добродетели».

Эта мысль исключительно точна, поскольку социальное воспроизводство достигается не столько содержанием награды (существенностью заключенного в ней блага), сколько процедурой ее сообщения награжденному лицу, тем почетом, который оказывается ему в процессе награждения и последующей социальной коммуникации.

Именно обостренное чувство собственного достоинства, стремление не уронить высокую планку своего авторитета, а не жажда большой награды подталкивает награжденного вновь и вновь поддерживать высокие стандарты социального поведения и вызывать коррелирующую своему статусу референцию в социальной группе.

Идеологическая (воспитательная) функция наград заключается в том, что, вознаграждая некоторые заслуги, субъект управления фиксирует социально значимые модели поведения, а через них утверждает в среде объекта управления определенные ценности и идеологию.

В этом ключе можно отметить утверждение О.В. Левина о том, что награда представляет собой механизм воспитания и создания элит (военных, интеллектуальных, научных), а также указание Е.В. Сердобинцевой на наличие у государственных наград воспитательной ценности.

Без наградной системы как системы коллективных представлений, обладающих надперсональным характером и принудительностью по отношению к каждому индивиду (члену социальной группы), награды не могут выполнять свои функции социальной регуляции. Наградные системы являются социальным достоянием, из которого не могут быть исключены базовые ценности, носящие знаковый характер66. Награды всегда отягощены идеологией.

Ориентирующая функция наград состоит в том, что они направляют определенным образом поведение членов социальной группы (объекта управления). Наградная норма ориентирует членов социальной группы на полезный вариант поведения, при этом вопрос о дозволенности или обязательности такого поведения не предопределяется.

Отсутствие однозначной модальности у вознаграждаемого поведения (заслуги) не позволяет говорить о регулирующей функции награды, так как деонтическое содержание награды выходит за рамки трихотомии «можно – должно – запрещено».

Номинативная функция награды заключена в обозначении заслуг (их характера, степени, сферы и прочих параметров) и социально-правового статуса обладателя награды. Наличная награда-объект сама по себе приписывает своему обладателю определенные заслуги и статус, указывает на его причастность субъекту и объекту управления. Это своего рода «визитная карточка» награжденного лица.

Коммуникативная функция наград запускает особые механизмы взаимодействия награжденного лица с субъектом и объектом управления. Наличие у награжденного лица награды-объекта (внешних отличительных знаков и документов) влечет применение к нему особых социальных и других правовых норм как к особому субъекту социального общения.

Интегрирующая функция состоит в укреплении социальных связей награжденного лица с субъектом и объектом управления.

Получение награды доставляет удовлетворение награжденному, укрепляет в нем чувство собственного достоинства и уважение к субъекту и объекту управления, оценившим его заслуги. Выделяя награжденных из массы других членов управляемой социальной группы, награды сплачивают вокруг них социальную группу и одновременно привязывают к ней награжденных, производя эффект ассоциации.

Награды ранжируют объект управления, усложняют социальную структуру управляемой группы за счет выделения различных слоев награжденных лиц, их отграничения от членов социальной группы, не имеющих наград, и их разграничения между собой по признаку обладания различными наградами. Члены социальной группы дифференцируются, устраняется формальная неопределенность различий между ними, выстраивается социальная иерархия, так что в результате применения наград объект управления оказывается более сплоченным, чем будучи просто совокупностью однопорядковых членов социальной группы.

Кроме того, эффект интеграции, производимый применением наград, способствует повышению легитимности власти69, что тоже повышает запас прочности объекта управления.

Социально-ролевая функция наград выражается в том, что награжденному сообщаются особая модель поведения, особый тип социальных связей и даже особый психологический облик, которому он должен соответствовать. Воздаяние в виде награды стабильно меняет статус награжденного лица даже в отрыве от конкретных социальных взаимодействий. Если коммуникативная функция проявляется во взаимодействии, то социально-ролевая функция непосредственно воздействует на личность награжденного лица и на его виновное (позитивно-ответственное) отношение к деятельности в социальной группе.

Эстетическая функция наград определяет награду-объект как эталон красоты и внешней привлекательности. Без этого награды не могли бы выполнить ни одной из вышеперечисленных функций.

В эстетике награды, в ее притягательности заложен один из краеугольных камней психологического механизма ее воздействия на индивида и социальную группу. Поэтому награды-объекты представляют собой культурную и художественную ценность, могут быть произведениями искусства и содержать драгоценные металлы и камни. Как особая категория объектов прав награды-объекты существуют в специфическом правовом режиме.

Вышеуказанный функциональный комплекс характерен только для награды и невозможен в рядовом поощрении. Если премиальная и стимулирующая функции, безусловно, присущи и рядовым поощрениям, а функции социального воспроизводства, идеологическая (воспитательная), ориентирующая и эстетическая функции могут проявляться и у них, то номинативная, коммуникативная, интегрирующая и социально-ролевая функции резко отличают награды от обычных правовых поощрений и для последних невозможны.

Характерные свойства наград и их функции наглядно показывают специфическую роль наград в социально-правовой динамике и статике. Динамика наград обеспечивает существование соответствующей социальной группы, ее функционирование и развитие в определенном направлении, задаваемом институцией.

Важен и производимый при этом статический эффект: применение наград порождает, закрепляет и поддерживает сложность социальной группы, ее стратификацию и структурирование по заданным параметрам (заслугам, категориям лиц, статусам, рангам, ролям и т.д.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)