Формирование воли как овладение собственным поведением

Воля — специфически человеческое качество. В поведении жbвотных имеются лишь некоторые ее аналоги. К ним относится, например, рефлекс свободы, заключающийся в том, что животные способны преодолевать препятствия при насильственном ограничении движений. Это врожденная реакция узкого действия исключительно в рамках приспособительного поведения и актуальных биологических потребностей. Только человек способен проявлять специфическую активность, направленную на то, что необходимо, что соответствует социально одобряемым нормам поведения, вопреки своим непосредственным интересам и потребностям, субъективно переживаемым как «я хочу». Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Воля — продукт общественно-исторического развития и формируется прижизненно как способность противостоять власти актуальных потребностей и импульсивных желаний. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. На основе потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата у человека формируется сознательная ориентировка по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане представления, воображения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Но цель, которая должна осуществиться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она далека и трудна. Расширение и усложнение целей в процессе жизнедеятельности сделали пути их достижения более тяжелыми. Возникла необходимость в формировании более сложных действий и механизмов их саморегуляции, которые были бы адекватны достижению далеких и труднодостигаемых целей.

В процессе общения и различных видов деятельности человек включается в систему общественных отношений, реализуется как личность, овладевает знаниями, нравственными нормами и ценностями. Уже в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры ребенок встает перед необходимостью действовать в соответствии с правилами и ролевыми ожиданиями и подчинять им свои непосредственные желания и импульсивное поведение. Если он играет роль врача, то не может бросить больного и убежать, если капитана судна — то должен стоять на вахте столько, сколько нужно. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, которая требует выработки произвольного внимания, произвольной памяти, самоорганизации и саморегуляции своего поведения. Именно в младшем школьном возрасте произвольность действий и психических процессов формируется как одно из главных личностных новообразований. В подростковом и затем в юношеском возрасте складывается мировоззрение, человек становится способным воспринимать и анализировать ценностные характеристики цели действия и осуществлять усилия для ее достижения в соответствии с личными убеждениями и нравственными нормами. Овладение волевыми действиями дает ему возможность преодолевать ограничивающее влияние наличной ситуации, строить и воплощать в жизнь долгосрочные планы, обрести контроль над своим поведением.

Требования и критерии эффективного осуществления волевых действий определили содержание и структуру способностей к волевой активности — специфический комплекс качеств личности, которые называются волевыми. Они необходимы человеку на всех этапах волевого действия. Качество, которое позволяет успешно ставить перед собой и другими людьми новые цели, называется инициативностью. Развитие инициативности расширяет возможности человека к творчеству в различных видах деятельности, повышает лидерские и организаторские способности. Безынициативный человек — это потенциальный исполнитель и подчиненный. Ему будет трудно, если возникнет необходимость взять на себя функции руководителя. Для учителя инициативность, организаторские способности — профессионально значимые качества, которые должны целенаправленно развиваться в процессе профессиональной подготовки.

На этапе борьбы мотивов помогает решительность — способность быстро принимать решения, но не импульсивно, а обдуманно, со знанием дела, и затем быстро претворять их в жизнь. Нерешительный человек принимает решение долго, мучительно, неоднократно меняет его. Обычно он привлекает к обсуждению и принятию решения других людей, с тем чтобы впоследствии возложить на них ответственность. Принятое в таких условиях решение не обладает побудительной силой и нередко вообще не реализуется. Нерешительные люди имеют склонность избегать ситуации, в которых им нужно принимать важные решения, предпочитают пускать дело на самотек. Профессия учителя предъявляет высокие требования к умению принимать решения, касающиеся как лично себя, так и классного коллектива.

Претворение принятого решения в жизнь требует от человека исполнительности, целеустремленности, настойчивости, терпеливости, дисциплинированности, смелости. На всех этапах волевого акта человеку важно проявлять самостоятельность, уметь принимать решения и совершать действия без помощи других, руководствуясь собственными взглядами, используя свои знания и умения. Многие люди испытывают чувства удовлетворения, радости и даже счастья не тогда, когда достигают желаемого, а от самого процесса его достижения. Особенность педагогической деятельности заключается в том, что это деятельность с отсроченным результатом. Цели обучения и воспитания учащихся достигаются в течение длительного времени. Чтобы сохранять высокий уровень волевой активности, эффективно решать педагогические задачи, повышать педагогическое мастерство, учителю важно сформировать в себе волевые качества, позволяющие добиваться отдаленных целей.

Осуществление волевых действий вызывает у человека разнообразные эмоции: в случае достижения успеха — положительные, в случае неудачи, неспособности преодолеть препятствия — отрицательные, например страх перед трудностями, перед поражением или страх совершить какое-либо необходимое, но связанное с опасностью действие. Часто в подобных ситуациях человек испытывает чувство стыда — не справился, подвел других, не оправдал надежд. Вспыльчивость, раздражение, гнев часто выражаются субъектом в форме аффекта — человек теряет контроль над собой, обвиняет в
своих неудачах других людей, вступает с ними в конфликт. При повторных и длительных неудачах у человека возникают стрессы, развивается состояние фрустрации, он теряет веру в себя. Отрицательные эмоции снижаю т эффективность волевых действий, часто человек бросает начатое дело. Воля здесь проявляется в том, чтобы научиться справляться с отрицательными, дезорганизующими деятельность эмоциями. Умение владеть собой, своими эмоциями и
действиями, способность сдерживать психологические и физиологические проявления, мешающие достижению цели, характеризуют такие волевые качества, как выдержка и самообладание. Данные качества также важны для учителя. В его работе нередко возникают конфликты с учащимися. Причины их многообразны — несогласие с оценкой, нарушение дисциплины, невыполнение педагогических требований и многое другое. Выдержка и самообладание позволяют учителю избежать срывов, предотвратить состояние аффекта, сохранить контроль над ситуацией и над собой и найти конструктивный способ разрешения конфликта.

Учитель несет ответственность за результаты своего труда, за применяемые по отношению к детям педагогические воздействия. В ответственности как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия.

Способность человека к волевым действиям предполагает гармоничное развитие у него комплекса основных волевых качеств. О таком человеке говорят, что у него сильная воля. Субъект с силь­
ной волей способен ставить перед собой труднодостижимые цели, принимать важные и сложные решения, претворять их в жизнь. Он умеет справляться с отрицательными эмоциями, возникающими при временных неудачах. Преодоление препятствий повышает его активность и может вызывать чувство удовольствия.

Человека с низким уровнем развития волевых качеств называют безвольным. Он предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, следует своим непосредственным влечениям, уступает
своей лени. Если обстоятельства требуют от него выполнения сложного действия, связанного с достижением трудной цели, он обычно совершает его под влиянием внешнего давления, из страха перед наказанием или ради поощрения, не следуя своему волевому решению. Препятствия в такой ситуации вызывают отрицательные эмоции; активность, направленная на их преодоление, невысока, чувства ответственности за качество полученного результата человек не испытывает, так как действие совершается под влиянием внешних сил, а не как проявление собственной активности личности.

Волевые действия характеризуются у каждого человека индивидуальными особенностями, которые определяются сочетанием и уровнем развития различных волевых качеств. Вариантов здесь
очень много. Например, человек проявляет высокую волевую активность только тогда, когда кто-то указывает ему, что и как нужно делать. Это может быть следствием низкого уровня развития инициативности при хорошей исполнительности и дисциплинированности. Такие люди, как правило, готовы к принятию целей, поставленных перед ними другими, им присущи внушаемость или конформность.

Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания. Человек живет по внушенным установкам и направляет свои усилия на достижение внушенных целей деятельности. Ему не свойственно проявление активности, направленной на их осмысление, логический анализ, оценку в соответствии со своим прошлым опытом и собственным пониманием ситуации, и он легко может оказаться зависимым от ж еланий и целей других.

Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других. Для конформного человека важно, чтобы его поведение соответствовало мнениям, оценкам или требованиям окружающих. Так, выбирая будущую профессию, некоторые молодые люди следуют не своим стремлениям, а подчиняются, например, совету, а иногда и давлению родителей, выбирают вуз по примеру товарища или отдают дань выбору модной, престижной профессии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)