Формирование психологических систем профессиональной деятельности

В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда.

В.А. Шадриков, анилизирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности.

Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает:

  • сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А.Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит “свой” предмет деятельности;
  • “принятие” человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности, что является важным для формирования профессиональной мотивации;
  • образование целостного поведения работника в результате формирования профессиональной мотивации.

Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов:

  • центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность – это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных);
  • сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться;
  • также цель профессиональной деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях;
  • основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).

Формирование представления о программе деятельности предполагает:

  • формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности;
  • формирование представления о способах выполнения деятельности;
  • формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).

Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов:

  • уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов);
  • особенности формирования ИОД: информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой;
  • в целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию); формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам).

Формирование блока принятия решений основано на учете следующего.

Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких.

Создается общая схема принятия решений:

  • осознание проблемы;разрешение проблемы.

При само этом формирование блока принятия решения предполагает освоение (выработка) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения;

  • проверка решения;
  • коррекция выбора (там, где это возможно).

Выделяются два основных типа решений:

  • детерминированные (основанные на строгой логике);
  • вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).

Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок:

  1. У человека уже есть определенные качества и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности.
  2. Общая логика такой перестройки деятельности.

Сюда относятся:

  • перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью;
  • появление и развитие новых качеств и способностей;
  • формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы “венчает” развитие профессионала.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)