Формирование мотивационно-побуждающего уровня программирования высказывания (по Зимней И. А.)

Как будет подробно аргументировано ниже, у детей коммуникативная потребность и коммуникативное намерение особенно сильно влияют как на процесс порождения конкретных высказываний, так и на онтогенез речевой деятельности.     Чем    младше    ребенок,    тем    отчетливее     проявляется    эта зависимость.

В раннем возрасте от качества коммуникативной ситуации, ее эмоциональной составляющей зависят степень речевой активности, наличие инициативных высказываний и даже темп овладения основными языковыми средствами.

Возникновение коммуникативного намерения, в свою очередь, чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным взрослым, позитивной эмоциональной окрашенности контакта.

Этот фактор настолько сильно влияет на эффективность и продуктивность порождения высказывания, что при неблагоприятных      обстоятельствах может      чрезвычайно      редуцировать высказывание: до уровня элементарных вокализаций или блокировать речевую активность.

На втором-третьем году жизни типология высказываний в общении ребенок—взрослый по ведущему мотиву уже весьма близка к той, что описывается у взрослых: а) вопрос, б) ответ, в) побуждение к действию, г) выдача информации (повествование) и д) выражение эмоционального отношения — восклицание. В паре ребенок—ребенок в этом возрасте коммуникативного намерения обычно не возникает.

Оно появляется в возрасте старше 3 лет, когда у ребенка появляются элементарные   формы     сначала коактивного,   а позже   интерактивного взаимодействия.     На 4-м  году     в     ситуации     ребенок—ребенок  мотив высказывания носит еще в значительной степени эгоцентрический характер:

а) сообщение (информирование или выражение эмоционального отношения),

б) весьма редко — побуждение к действию.

На 5-8-м годах структура мотивов высказываний приближается к взрослой: а) сообщение, б) отношение к сообщению, в) вопрос, г) побуждение к действию.

Параллельно с подобными переменами в структуре коммуникативных мотивов меняется и характер диалогических высказываний: от монодиалога, через коактивный диалог к интерактивному диалогу. Из всех языковых средств в наибольшей степени мотив высказывания влияет на его интонационное оформление.

Оно формируется у детей достаточно рано: примерно к 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная).

На 3-м году и позже все больше проявляется личностный  компонент интонационной окраски высказываний. Коммуникативный мотив и ситуация, преломляясь через определенную личностную позицию и эмоциональное отношение, вызывают заметные индивидуальные вариации интонационной выразительности. В целом проблема онтогенеза интонационной составляющей высказывания остается малоисследованной.

 

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)