Философия права Георга Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) является гениальным мыслителем-диалектиком, внесшим выдающийся вклад в прогресс человеческого познания. Значительное место в творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права, поэтому он вошел в историю не только как классик философии, но и как классик философии права.

Проблемы права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах его творчества. Эта тематика обстоятельно освещает­ся во многих его произведениях, в том числе таких, как «Конституция Германии» (1798—1802), «О научных способах иссле­дования естественного права, его месте в практической филосо­фии и его отношении к науке о позитивном праве» (1802-1803), «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевст­ва Вюртемберг», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и ряде др. В наиболее цельном и систематизированном виде философско-правовое учение Гегеля изложено в его работе «Философия права» (1820).

Это одна из наиболее известных работ во всей истории пра­вовой политической и социальной мысли. В «Философии пра­ва» в концептуально-концентрированной форме отражены достижения гегелевской философии в области социальных, полити­ческих и правовых проблем. В чем же состоит сущность философии права Гегеля и в чем ее методологические основы?

В самом общем виде философия права Гегеля представляет собой еще один вариант естественно-правового мышления, осно­вывающегося на идеалистическом мировоззрении. Продолжая во многом линию Канта, он стремится реализовать принцип субъективности. Это значит, что истоки права и его критерий он пытается отыскать в человеческом сознании. Так, сравнивая за­ коны природы и законы права, он отмечает, что мерило природы находится вне нас, а законы права — «это законы, идущие от людей».

Человек, считает Гегель, «внутри себя обладает мас­штабом правового», «его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу закона». Из принци­па субъективности Гегель выводит и нормативную силу права: «В законах права предписание имеет силу не потому, что оно существует и каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию».

Истоки права, утверждал Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего, для нее характерна колли­зия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же об­стоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа. Именно данное противоречие обусловливает необходимость фи­лософского осмысления права, рассмотрение разумности права.

Однако в поисках легитимации идеи права он отвергает попытки обращения к природе как образцу для себя, тем самым от­вергает попытки натуралистической легитимации, характерной для философии эпохи Просвещения. Отвергает он и подход Канта к конструированию идеала, считая, что философия долж­на быть далекой от того, чтобы конструировать право и государство такими, какими они должны быть. Он отвергает также ро­мантический субъективизм тех, кто считает, что основанием пра­ва и государства должны быть внутреннее чувство и сердце, что ведет к уничтожению как внутреннего нравственного и правово­го порядка в отношениях между людьми, так и публичного порядка и государственных законов.

Поэтому основы легитимации права Гегель ищет в самом пра­ве, в его имманентной разумности. Его естественное право и ра­зумно, и действительно. Разумно потому, что относится к сфере подлинной реальности, к тому, что есть, а то, что есть, есть Ра­зум. Действительно потому, что как сущность приобщается к су­ществованию (позитивному праву). Оно есть Разум в состоянии мирового осуществления.

И именно в этом диалектическом смысле следует понимать выражение Гегеля о том, что «фило­софская наука о праве имеет своим предметом идею права — по­нятие права и его осуществление». Право, как и все остальное в мире, есть единство разумного и эмпирически-иррационального. Разумное — это есть «чистое понятие» (в себе несущее право) и его осуществление (для себя сущее право) в конкретном правопорядке, то есть действительное. Поэтому для него право и естест­венное право есть одно и то же. Все, что не разумно, не обладает действительностью, а следовательно, не является и правом.

Специфический смысл философии права Гегеля, как отмеча­ет В. Нерсесянц, раскрывается в его расхождении с естественно­ правовой концепцией Канта. Основная цель философии права, по Гегелю, усматривается в очищении ее от идей естественного права XVII — XVIII столетий. Гегель отрицал противопоставле­ние естественного права положительному.

По его мнению, есте­ственное (или философское) право — это наиболее разумная основа положительного права, но с одним важным уточнением: естественное право не должно отождествляться с доктринами Гуго Гроция и его последователей, которые трактуют естественное право как нечто извечно данное и застывшее. Такое понимание права чуждо гегелевской идее всеобщего развития. Можно сказать, что в отличие от Канта, рассматривавшего «идею» в состоянии покоя, Гегель предметом своего анализа сделал идею в развитии.

Таковы мировоззренческо-методологические основы философии права Гегеля. Для уяснения философского и политико-правового смысла гегелевской философии права важно установить, какое место за­нимает она в системе всей философии Гегеля. Известно, что Гегель поставил перед собой задачу построить законченную теорию Вселенной. С этой целью он создает всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом.

Эта абсолютная идея находится в процессе непрерывного развертывания, который проходит через стадии-триады: тезиса, антитезиса и синтеза. Любое понятие (тезис), доказывал Гегель, содержит свою собственную противоположность (антитезис), а процесс перехода от одного к другому происходит через катего­рию синтеза. Например, понятие «бытие» (тезис) содержит свое отрицание «ничто» (антитезис) и проходит через «становление» (синтез). Или понятие «сущность» (тезис) и «явление» (антитезис) находят свой синтез в понятии действительность». Синтез в свою очередь становится начальным пунктом новой триады. Таким образом, вся Вселенная развивается во всех аспектах.

Этот процесс, как считал Гегель, является логическим про­цессом. Каждая часть с логической необходимостью соединяется с любой другой частью. Любой аспект реальности основывается, таким образом, на разуме. Задача философии — показать, что все разумное является действительным, а все действительное ра­зумным. Следовательно, не существует разрыва между опытом и идеей или между разумом и действительностью. Важно только видеть имманентную и вечную сущность во временной и прехо­дящей видимости.

В своем диалектическом развитии идея, согласно Гегелю, проходит ряд последовательно восходящих ступеней благодаря движущей силе ведущего вперед противоречия. Идея в логике (т. е. на первой ступени философской системы) превращается в абсолютную идею (тезис). На второй ступени развития абсолют­ного начала идея обнаруживает себя вовне, то есть в природе.

Это — инобытие идеи (антитезис). На третьей ступени идея сно­ва возвращается к себе, в область духа (синтез). Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменоло­гия, психология), объективный дух (право, мораль, нравствен­ность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Та­ким образом, в рамках гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа.

Диа­лектическая триада объективного духа представляет собой:

  • абстрактное право (тезис),
  • мораль (антитезис)
  • соци­альную этику (синтез).

Объективный дух, по Гегелю, — это та ступень развития ду­ха (и всемирной истории), когда свобода впервые приобретает форму реальности, то есть наличного бытия в виде государствен­ но-правовых формообразований (право, государство, общество). Дух выходит из своей субъективности, познает и приобретает внешнюю реальность своей свободы, иными словами, «объек­тивность духа входит в свои права». Таким образом, в «Философии права» Гегеля развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права: от его абстрактных форм до конкретных, или от абстрактного пра­ва к морали, а затем к нравственности (семье, гражданскому об­ществу и государству). Как же рассматриваются в гегелевском учении эти три глав­ных уровня развития понятия права?

Абстрактное право у Гегеля включает в себя те права и обя­занности, которые принадлежат человеческим существам не по­тому, что они являются гражданами, а просто потому, что они представляют собой человеческие личности. Эти права делятся на три группы, а именно: собственность, контракт и ущерб (де­ликт и преступление). Право собственности является результатом свободной воли, поскольку какая-либо вещь может быть присвоена определенным лицом в качестве средства удовлетворения его потребности.

Присвоение является выражением верхо­венства воли лица в отношении вещей, путем демонстрации того, что они не имеют какого-либо собственного предназначения. Од­нако для Гегеля последствия права собственности, являющегося результатом действия свободной воли, заключаются не в том, чтобы собственность была поделена поровну между людьми, но, скорее, в том, что она должна быть разделена неравно, в зависимости от разных способностей и талантов.

Антитезисом собст­венности является контракт, с помощью которого человек может отказаться от собственности посредством акта свободной воли. Ущерб является результатом противопоставления индивидом себя всеобщей воле. Преступление поэтому представляет собой отрицание права. Целью наказания является восстановление права, или, другими словами, восстановление истинной воли преступника — той, которая находится в согласии со всеобщей волей.

Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувст­во. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Мораль состоит в том, чтобы следовать всеобщему, когда воля обнаруживает посредством диалектического процесса, что любая воля, противопоставляющая себя универсальной воле, является безнравственной.

Социальная этика (нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь она развертывается в триаде:

  • семья,
  • гражданское общество,
  • государство.

Они являются институтами, в которых воля ин­дивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей. Рас­смотрим коротко взгляды Гегеля на эти институты.

Семья является институтом, основанным на чувствах. Одна­ко в браке две независимые личности теряют себя с тем, чтобы слиться в одну личность, так что брак становится институтом, основанным на разуме, к которому влюбленность не имеет отношения.

Гражданское общество возникает тогда, когда члены семьи приобретают независимый статус и больше не являются частью семьи. Таким образом, общество задумано как общество отдель­ных индивидов, преследующих свои специфические, эгоистиче­ские интересы, разделенное на сословия. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, зависящий от природы, промышленный и коммерческий класс, зависящий от своей работы и мышления, и универсальный, или правящий класс, зависящий от разума.

Гражданское общество нуждается в правосудии, которое регулирует взаимоотношения между людьми посредством опубликованных законов и судов, защиты их права на благосостояние с помощью полиции и формирования групп людей в ассоциации, способствующих осуществлению всеобщих целей общества, по­скольку их цели более универсальны, чем цели индивида.

Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде:

  • отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция),
  • отношений государства с другими государствами
  • перехо­да государства в мировую историю.

В своей внутренней политике государство является воплоще­нием как индивидуальной свободы, так и всеобщей. Поэтому в его деятельности есть три аспекта: всеобщий (законы), особен­ный (применение законов к конкретным делам) и единичный (монарх). Таким образом, государство не является внешней вла­стью, навязанной личности, но результатом реализации универ­сального характера самой личности. Государство, таким образом, считает Гегель, является воплощением свободы, выражени­ем рациональной воли.

В отношениях государства с другими государствами нет объ­ективной сферы всеобщего права. Проблемы в их постоянно из­меняющихся отношениях, в конечном счете, решаются при помощи войн. В синтезе перехода государства в мир истории действитель­ное сознание какой-либо нации, которое актуализирует себя че­рез взаимоотношения определенных рациональных умов, вы­ступает как всеобщее сознание в процессе мировой истории. Право универсального всемирного разума является верховным правом.

Таким образом, под правом Гегель понимает не просто гражданское законодательство, но также и мораль, этическую жизнь и мировую историю. Именно потому, что эта концепция права объединяет знания в то, что он назвал истинной системой, иссле­довав диалектические стадии, он заключает, что государство сто­ит выше предыдущих стадий и является воплощением свободы в самой конкретной форме, подчиняющейся только высшей абсолютной истине мирового разума.

Все последующее раз­витие философии права в XIX веке шло по нисходящей, уступая место социологии права. Однако неверно думать, что развитие философии и науки совпадает с развитием идеологических и по­литических воззрений, бытующих в обществе. Крах философско-спекулятивных систем под напором научно-технического прогресса и в связи с утверждением в научном сообществе мето­дов объективных оценок окружающего человека мира не означа­ет, что эти системы исчерпали свой мировоззренческий потенци­ал и стали архивным достоянием прошлого. Одной из разновидностей правового объективизма указанного периода является историческая школа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)