Феномен ведущего исследовательского университета

Идея исследовательского университета (автором которой считают, кстати, немецкого ученого В. Фон Гумбольдта) такова: университет нацелен на подготовку элитных научных кадров путем включения их [уже в процессе обучения] в интенсивную научную работу, проводимую учеными университета.

На сегодня предложено две ведущие методики оценки исследовательского потенциала вуза — обе разработаны в США. Это так называемые «критерии Карнеги для исследовательского Университета» и «методика Ломбарди». Локальные европейские рейтинги (например, различных образовательных программ Евросоюза) за основу берут вышеназванные методики.

В начале 1970-х гг. в США комиссией, созданной Фондом Карнеги, была разработана «Классификация учреждений высшего образования США» (данная Классификация сегодня является определяющей и для исследовательских университетов Канады и Великобритании).

Вот эта классификация:

  • исследовательские университеты, присуждающие докторские степени (экстенсивные). Учреждения высшего образования, которые предлагают широкий набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в докторантуре и с присуждением 50 или более степеней PhD в год, по крайней мере, по 15 дисциплинам;
  • исследовательские университеты, присуждающие докторские степени (интенсивные). Учреждения высшего образования, которые предлагают широкий набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в докторантуре и с присуждением, по крайней мере, 10 степеней PhD в год по 3 или более дисциплинам, или до 20 степеней PhD в год без учета числа дисциплин;
  • колледжи и университеты I-го типа, присуждающие магистерские степени. Учреждения высшего образования, которые предлагают широкий набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре и с присуждением 40 или более степеней магистра в год по 3 или более дисциплинам;
  • колледжи и университеты II-го типа, присуждающие магистерские степени. Учреждения высшего образования, которые предлагают широкий набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре и с присуждением 20 или более степеней магистра в год;
  • колледжи, присуждающие степени бакалавра (гуманитарные науки). Образовательные учреждения, которые предлагают базовые образовательные курсы и присуждают степени бакалавра в области гуманитарных наук;
  • колледжи, присуждающие степени бакалавра (общие). Образовательные учреждения, которые предлагают базовые образовательные курсы и присуждают степени бакалавров в области гуманитарных наук;
  • объединенные колледжи (Associate’s Colleges). Образовательные учреждения, которые присуждают степени, выдают сертификаты, другие квалификационные документы и удостоверения, при этом, число степеней бакалавра должно составлять, по крайней мере, 10% из общего числа выдаваемых ими квалификационных документов;
  • специализированные образовательные учреждения (медицинские школы, школы бизнеса, технические и педагогические колледжи, юридические школы и др.);
  • колледжи и университеты для национальных меньшинств.

Сегодня можно сформулировать и дефиницию исследовательского университета, считая таковыми следующие учебные заведения:

  • предлагающие широкий набор программ бакалавриата, проводящие подготовку научных кадров с обучением в магистратуре;
  • проводящие подготовку элитных научных кадров с обучением в докторантуре с присуждением степени PhD (присуждают 50 и более степеней PhD в год по разным специальностям);
  • придающие большое значение проведению научных исследований, а также ежегодно получающие существенную федеральную финансовую поддержку на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ, привлекающие большое число грантов для проведения научных исследований.

В качестве примера оценочных критериев деятельности исследовательских университетов США можно привести следующие показатели, по которым ежегодно научно-исследовательским предприятием The Center в рамках программы Ломбарди (The Lombardi Program от Measuring of University Performance) определяются ведущие исследовательские университеты США:

  • общие затраты на научные исследования (Total research expenditures). При расчете этого показателя учитываются средства, поступившие от промышленных предприятий, федерального, регионального и местного бюджетов, и направленные на работы научно-технического характера. Обратим внимание, что затраты на НИР в области гуманитарных наук, изобразительного искусства, журналистики, бизнесобразования не учитываются;
  • расходы на научные исследования за счет средств федерального бюджета (Federal research expenditures). Здесь также не учитываются затраты на НИР в области гуманитарных наук, изобразительного искусства, журналистики, бизнес-образования;
  • величина привлеченного университетом частного капитала (Endowment assets). Данный показатель определяет рыночную стоимость привлеченных университетом частных средств нарастающим итогом. Показатель отражает объем привлеченных за все время университетом частных средств, а также повышение/уменьшение рыночной стоимости этого капитала;
  • ежегодная величина привлеченных университетом частных средств (Annual giving).

Показатель включает все частные средства, полученные университетом в отчетном году от выпускников университета, спонсоров, предприятий, фондов, религиозных организаций и других групп. Учитываются поступившие наличные средства, акции, имущество, товары и пр. Не включаются средства государственных фондов, доходы на инвестиции, произведенные университетом, несостоявшиеся пожертвования;

  • представительство членов профессорско-преподавательского состава университета в Национальных академиях. Подразумевается членство в Национальной академии наук, Национальной академии технических наук, Институте медицины США;
  • премии, присужденные членам профессорско-преподавательского состава университета. Премии, присужденные профессорско-преподавательскому составу по нескольким известным грантам и программам в области гуманитарных, естественных и технических наук, а также здравоохранения;
  • количество присужденных университетом степеней PhD в год;
  • количество в университете постдокторантов (Postdoctoral appointees). Число сотрудников университета на начало академического года со степенью PhD (Доктор философии), MD (Доктор медицины), DDS (Доктор стоматологии), DVM (Доктор ветеринарии), занятых повышением своей научной квалификации посредством проведения научно-исследовательской работы или обучения (по своей специализации) в подразделениях университета с временным назначением на должности, не требующие ученого звания;
  • SAT (Scholastic Aptitude Test). Средний бал SATтеста, полученного абитуриентами при поступлении в университет.

Один из важных показателей деятельности исследовательских университетов — место в ведущих рейтингах университетов мира — показывает интегральный уровень и потенциал вуза, несмотря на недостатки конкретных рейтингов.

Первый в мире рейтинг университетов опубликован в 1983 году журналом US News & World Report. Рейтинги, публиковавшиеся затем несколькими зарубежными журналами на протяжении 80-х и 90-х годов, уточнили подходы к независимой оценке университетов и привели к появлению в начале XXI века целой индустрии сравнительных оценок университетов и научно-исследовательских организаций — эти оценки проводят уже не только СМИ, но и специализированные исследовательские лаборатории.

В 2003 году Институт высшего образования (Institute of Higher Education) Шанхайского университета (Shanghai Jiao Tong University) впервые опубликовал академический рейтинг 500 ведущих университетов ми ра — ARWU-500 — и ежегодно его обновляет.
Шанхайский рейтинг, или Академический рейтинг университетов мира, стал первым опытом составления глобального рейтинга вузов. Рейтинг составляется на основе шести показателей:

  • общее число выпускников данного вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса (Alumni, 10%);
  • общее число работников вуза, получивших Нобелевскую премию по физике, химии, медицине или экономике, или медаль Филдса по математике (Award, 20%);
  • число часто цитируемых исследователей, работающих в 21 предметной области наук о жизни, медицины, физики, инженерного дела и социальных наук (HiCi, 20%);
  • число статей, опубликованных авторами университета в журналах Nature и Science за последние пять лет (N&S, 20%);
  • общее число статей, вошедших в индексы научной цитируемости SCIE и SSCI в предыдущем году (SCI, 20%);
  • результат деления суммы баллов по предыдущим пяти показателям на число эквивалентов полной ставки (FTE) академического персонала (Size, 10%).

Что касается показателей Alumni и Award, то здесь можно выделить несколько серьезных недостатков: охват большого временного периода (с 1901 года по настоящее время); учет наиболее выдающихся исследователей (за все время медаль Филдса получили 48 человек, а Нобелевскую премию по физике, химии, медицине и экономике менее 600 человек); исследовательская направленность (успешных бизнесменов и политиков не рассматривают).

Еще три показателя Шанхайского рейтинга — HiCi, N&S и SCI связаны с публикациями сотрудников вузов в различных журналах. Эти показатели действительно позволяют учесть результаты научно-исследовательской деятельности вуза, но результаты подобной деятельности обозначенными показателями не исчерпываются.

Стоит обратить внимание, во-первых, на то, что частота цитирования различна в разных научных областях — например, в области биоинженерии на одну статью приходится в 7 раз (!) больше ссылок, чем на статью в области истории. Во-вторых, учитывается количество статей, но не их качество: например, автор нескольких научных изобретений и открытий без большого числа статей оценивается ниже, чем преподаватель вуза, опубликовавший десятки статей, посвященных анализу изобретений и открытий других исследователей.

Кроме того, индексы цитирования охватывают в основном англоязычные научные журналы. Последний показатель — Size — позволяет отчасти привести первые пять показателей к масштабу университета. В 2004 году составлен первый ежегодный рейтинг
THES.

В 2004 году создан первый мировой рейтинг британской газеты Times —он составляется ежегодно, однако в 2009 г. произошла замена компании, составляющей рейтинг. В настоящее время этим занимается Thomson Reuters.

Рейтинг THES в настоящее время объединяет показатели пять областей:

  • обучение, или образовательная среда (teaching — the learning environment) — всего 30% (составляющие — репутационный рейтинг по вопросу преподавания — 15%; число кандидатов и докторов наук среди преподавателей — 6%; отношение числа бакалавров к численности профессорско-преподавательского состава — 4,5%; со
    отношение получивших степени кандидатов и докторов наук к числу бакалавров — 2,25%);
  • исследовательская работа — общий объем, уровень и экономическая отдача исследований (research — volume, income and reputation) — 30% (составляющие: репутационный рейтинг по вопросу объема и уровня научных исследований — 19,5%; количество публикаций в расчете на одного преподавателя и научного сотрудника университета — 4,5%; доход от НИОКР — 5,25%, при этом в расчет берутся не абсолютные, а шкалированные показатели; соотношение дохода от НИОКР, результаты которых открыты для общественности к общему доходу от НИОКР — 0,75%).
  • цитирование, или влияние университета в исследовательском мире (citations — research influence) — 32,5% (составляющая: индекс цитирования, нормализованный относительно средней цитируемости в данной области);
  • экономический доход от НИОКР, или инновативность (industry income — innovation) — 2,5% (показатель дается в расчете на одного научного сотрудника и преподавателя);
  • доля иностранных преподавателей и студентов (international mix — staff and students) — 5% (составляющие: соотношение числа иностранных преподавателей к числу штатных преподавателей университета — 3%; соотношение числа иностранных студентов к числу студентов из данной страны в вузе — 2%).

Интересно, что данные репутационного рейтинга, полученные в ходе опросов научного сообщества (в частности, в 2015 году опрошено около 15 тысяч ученых из 135 стран мира, каждый из которых признан в мировом академическом сообществе, в среднем имеет не менее чем 16-летний опыт научной деятельности и не менее 50 опубликованных научных работ), резко расходятся с итоговыми показателями рейтинга. Внутренняя оценка академического сообщества должна иметь больший вес.

Что касается показателей доли иностранных студентов и учащихся, то они скорее отражают возможности трудоустройства, связанные с экономической мощью страны, нежели собственно качество образования. Что же касается доли иностранных сотрудников, то при составлении рейтинга не учитывается их квалификация; повышение доли иностранных преподавателей не означает роста качества образования. Кроме того, показателем легко манипулировать.

Еще один показатель рейтинга THES связан с уже проанализированными выше индексами цитирования. В настоящее время в рейтинг вносятся поправки, связанные со спецификой предметных областей, однако пул анализируемых журналов серьезных изменений не претерпел.

В 2004 году запущен проект Webometrics, нацеленный на формирование и периодическое обновление глобального рейтинга, содержащего сравнительные оценки четырех тысяч высших учебных заведений мира.

Впервые рейтинг Webometrics опубликован почти одновременно с рейтингом THES-QS. Составители (Cybermetrics Lab, Spain) интерпретируют рейтинг Webometrics как оценку результатов научноисследовательской деятельности лучших вузов мира: «… мы верим, что интернет-сайты лучше всего отражают результаты деятельности профессоров и исследователей, так как являются наглядным отражением их деятельности». Недостаток содержательной интерпретации рейтинга состоит в том, что интернет-сайт вуза фактически становится единственным источником информации о деятельности вузов.

Рейтинг Webometrics составляется на основе четырех показателей:

  • число страниц сайта, покрываемых основными поисковыми системами (Size, 25%);
  • число уникальных внешних ссылок на страницы сайта (Visibility, 50%);
  • число «ценных» файлов, размещенных на сайте (Rich Files, 12,5%);
  • число страниц и ссылок на сайт вуза, обеспечиваемых специализированной поисковой системой Google Scholar (Scholar, 12,5%).

Показатели, в основном, соответствуют содержательной интерпретации рейтинга (сравнение качества и наполняемости официальных интернет-сайтов вузов). В то же время, перечень показателей не является исчерпывающим, в чем заключается один из главных недостатков рейтинга. При подсчете итогового значения по вузу (рейтингового значения) показатели учитываются с разными весовыми коэффициентами, что предполагает существенную зависимость результатов рейтинга от величины показателя Visibility.

И все же, несмотря на достаточно объемную работу по составлению глобальных рейтингов, можно отметить и их недостатки:

  • нечеткая содержательная интерпретация рейтингов;
  • использование ограниченного набора показателей для составления рейтингов с заданной содержательной интерпретацией;
  • субъективность подбора весовых коэффициентов показателей рейтинга;
  • использование ограниченного числа методов сбора данных для подсчета показателей по всем исследуемым вузам, что существенным образом сказывается на наполняемости этих показателей.

Самый главный недостаток рассматриваемых рейтингов в том, что в качестве базовой категории не рассматривается собственно качество образования.
Разработка концепции «ведущего вуза» в нашей стране происходила, прямо скажем, долго. Она обрела законченный вид к моменту проведения административной реформы, когда Министерство образования перестало существовать и появилось Министерство образования и науки РФ.

В разработанной схеме ведущие вузы обладают набором характеристик, очень сходных с теми, которые обычно характеризуют исследовательский университет в общепринятом понимании. Согласно последним разработкам, статус «ведущего» должен быть присвоен 15–20 вузам федерального значения. Кроме того, 80–85 вузов будут отнесены к категории «ведущего вуза по направлению», куда попадут вузы, успешно развивающие ту или иную область исследований.

Ведущие вузы призваны активно заниматься как исследовательской, так и инновационной деятельностью. В них должны работать высококвалифицированные ученые и преподаватели; подготовка кадров высшей квалификации должна вестись в определенных — выше среднестатистических — масштабах; необходимо иметь развитые связи с другими организациями как внутри страны, так и за рубежом; они должны служить центрами культурного и социального развития на своей территории. В целом, выделено более 50 критериев, по которым предполагается вести отбор ведущих вузов.

Согласно разработанному пакету документов, статус «ведущего» должен присваиваться на конкурсной основе на пять лет и сопровождаться дополнительным финансированием из госбюджета; он же предоставляет таким вузам некоторую свободу в построении программ обучения. По сути, введение статуса «ведущего вуза» — это еще один способ поддержки сильнейших вузов в условиях, когда средств на всех не хватает.

Заметна аналогия между статусом «ведущего вуза» и статусом «государственного научного центра» (ГНЦ), который был введен в 1993 году. Разработанная для бывших отраслевых организаций, эта идея была направлена на сохранение — путем придания особого статуса ГНЦ и дополнительного финансирования — наиболее продвинутым институтам, являющимся профильными в своих областях.

Статус ГНЦ присваивался не навсегда, а на двухлетний срок, с необходимостью периодического прохождения аттестации. Достаточно быстро установилось их неизменное число — 58; они успешно проходят аттестацию за аттестацией, получая средства в пропорциях, практически не изменяющихся с момента изначального распределения ресурсов.

Практика показала, что перераспределять ресурсы внутри группы организаций очень сложно, и такие попытки практически неизбежно ведут к конфликтам. Некоторое изменение пропорций финансирования возможно лишь в случаях дополнительного выделения средств, что происходит нечасто. Поэтому, однажды получив статус, организации делают все, чтобы его не лишиться, так что включение новых участников в круг избранных маловероятно. То же может произойти у нас и с ведущими вузами.

Прогнозируя эту ситуацию, против концепции «ведущего вуза» выступило немало представителей ректорского корпуса, особенно тех, кто рискует быть на границе между
«ведущими» и всеми остальными. Опасения связаны с тем, что из-за введения данного статуса финансово пострадает множество вузов, особенно сравнительно молодых, а также региональных. Они могут потерять часть абитуриентов, поскольку будут рассматриваться в качестве «отсталых». Это даже может привести к социальным и межвузовским конфликтам.

Министерство образования и науки вернулось и к понятию «исследовательского университета». Таким образом, сегодня в стране одновременно сосуществуют две концепции.

Новая концепция «исследовательского университета» несколько отличается от предыдущей. Она подразумевает, в первую очередь, создание новых интеграционных структур на основе взаимодействия университетов и академических институтов, а также ГНЦ. Предполагается, что такая интеграция должна быть добровольной, и новые структуры могут формироваться как на базе университетов, так и ГНЦ и академических НИИ.

Юридически понятия «исследовательский университет» в России не существует, поэтому создание интеграционных структур в форме исследовательских университетов потребует значительной переработки действующего законодательства. Пока планируется, что первые интегрированные структуры появятся уже в этом году и, в частности, начнется реализация пилотного проекта на базе Новосибирского государственного университета. Он станет центром объединения ряда ведущих учреждений науки и образования.

Не исключено, что новая концепция принимает во внимание появление такого феномена, как создание «академических» университетов (то есть вузов) в структуре Российской Академии наук. Курс на создание исследовательских университетов может стимулировать рост числа «академических вузов». Это, безусловно, должно способствовать решению кадровых проблем академического сектора науки. Но такой подход имеет и минусы.

Во-первых, высок соблазн составления узкоспециализированных программ обучения, поскольку заранее известно, на работу в каких институтах ориентируют студентов. Во-вторых, это развитие ведомственного подхода в образовательной практике со всеми соответствующими издержками.

Еще в 90Cх гг. концепции ведущих и исследовательских вузов выносились на широкое обсуждение научного сообщества и могли фактически проходить общественную экспертизу. К сожалению, пока эти концепции дискутируется в узких экспертных кругах или в так называемой «целевой аудитории», тогда как публичное обсуждение предлагаемых новаций могло бы снизить риск введения неэффективных механизмов. Сегодня еще пока не понятно, совершенно непонятно, какая предусматривает «глубину интеграции» в рамках исследовательских университетов.

Представители как академических организаций, так и вузов в последнее время активно высказываются в пользу развития связей и различных совместных проектов, но как те, так и другие являются сторонниками, по преимуществу, горизонтальной интеграции — когда происходит взаимодействие организаций без слияний и поглощений.

При этом, интеграция различных секторов науки рассматривается вне контекста исследовательского университета. Последний видится таким, как исследовательский университет на Западе. То есть его должны отличать: значительная ориентация на подготовку аспирантов и докторантов, расширенный набор изучаемых дисциплин, неразрывная связь науки и образования, наличие современного научного оборудования, развитые связи с промышленностью и включенность в процессы коммерциализации технологий, сотрудничество с различными организациями, развитая инфра-структура (кампус) вокруг университета, а также наличие налаженной структуры для работы с выпускниками и донорами.

Добавим: введение нового статуса — «исследовательского» ли, «ведущего» ли университета, либо обоих в России — по сути, будет представлять собой новую форму аккредитации.

И все же, национальные исследовательские университеты (НИУ), согласно существующей концепции, должны принять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичных секторов российской экономики.
Исследовательский университет — высшее учебное заведение, эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.

НИУ должны являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.

Миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.

Основной задачей НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.

В целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, научного и кадрового обеспечения потребностей отраслей экономики и социальной сферы первые НИУ были созданы Указом Президента России от 7 октября 2008 г. «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».

Президент принял предложение Правительства о реализации пилотного проекта по созданию Национального исследовательского ядерного университета на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский инженерно-физический институт (государственный университет)» и Национального исследовательского технологического университета на базе федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов».

Процесс образования НИУ идет, в него втягивается все большее число вузов. Минобрнауки России издало Приказ от 29.07.09 № 276 «О перечне показателей, критериев и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет».

В числе двадцати двух установленных показателей:

  • доля обучающихся по приоритетным направлениям развития НИУ;
  • количество человек, принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций в расчете на одного научно-педагогического работника;
  • количество молодых ученых, специалистов, преподавателей; количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями;
  • доля доходов от НИОКР из всех источников в общих доходах НИУ;
  • количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности;
  • количество научных лабораторий, оснащенных высокотехнологичным оборудованием;
  • доля НТР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук;
  • эффективность работы аспирантуры и докторантуры;
  • доля иностранных обучающихся;
  • объект НИОКР в рамках международных научных программ в расчете на одного НТР.

Чем все же отличаются национальные исследовательские университеты от других вузов?
Они, действительно, являются кузницей кадров для самых высокотехнологичных секторов экономики. НИУ призваны объединить образовательный, научный и экономический потенциал, создав эффективную систему коммерциализации научных результатов, разрушив тем самым выросшую стену неконкурентоспособности вокруг нашей системы высшего образования.

Сыграют свою роль и значительные академически свободные НИУ — собственные программы обучения, дипломы своего образца, дополнительное бюджетное финансирование, активное участие в научной работе, а значит, получение больших средств в связи с реализацией результатов научных исследований.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)