Факторы мотивации и удовлетворения работой

1. Для собственного развития человеку необходимо убедиться в том, что руководители всех звеньев имеют:

  • качества, необходимые для работы в трудовом коллективе;
  • мотивацию эффективного руководителя.

Практические меры по собственному развитию как руководителя в значительной степени связаны с этапом служебной карьеры данного человека; критический этап приходится на середину карьеры.

2. Исследования по планированию служебной карьеры были проведены в Массачусетском технологическом институте в отношении следующих инженеров, которые:

  • потеряли интерес к технике и вместо этого увлеклись проблемами человеческого поведения;
  • полностью потеряли мотивацию к работе и обратили свою активность на семейные потребности и увлечения. Исследованием было охвачено более 3 тыс. человек, работавших на разных уровнях и должностях.

3. В результате исследования были отмечены следующие факторы, влияющиена удовлетворенность работой и мотивацию:

  • многообразие требований к мастерству (самовыражение) – структурный фактор мотивации. На практике речь идет о возможности проявить в работе свое созидающее начало, соответствии предъявленных требований уровню мастерства;
  • осознание задачи тождественной работе (работа как она есть) – активизирующий фактор мотивации;
  • представление о значении, ценности своей работы (статус) – центральный фактор мотивации;
  • обратная связь. Ответная реакция на результаты труда стимулирует мотивацию;
  • самодеятельность. Возможность работать самостоятельно, сбалансированность полномочий (власти) и ответственности, по-другому: «Самодисциплина – это цена свободы. Обычно люди готовы заплатить эту цену».

4. На разных стадиях пребывания в одной и той же должности решающее значение может принадлежать одному из перечисленных факторов в зависимости от длительности выполнения человеком неизменной по содержанию работы.
Так, во время первого года работы в определенной должности факторами мотивации служат представление о значении работы и наличие обратной связи, а в интервале между вторым и пятым годами – самостоятельность.

Работник находится «в расцвете сил» после 2–3 лет работы на одном месте. После 5 лет работы на одном и том же месте достижения в работе существенно снижаются. Мотивация, связанная с работой, замещается другим (путешествия, представительские мероприятия, хобби в рабочее время).

5, Для поддержания мотивации следует предпринимать следующие меры:

  • систематический учет занимаемых должностей персонала по срокам (не более 5 лет); практика профессионального передвижения по горизонтали и престижность такого передвижения;
  • обогащение и расширение содержания работы (эффективно до 5-летнего срока);
  • активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная, матричная организация);
  • организационная деятельность, обучение и развитие творческого подхода;
  • реализация новых эффективных форм взаимодействия, производственная демократия.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)