Факторы для определения стоимости бизнеса

При определении стоимости бизнеса оценщик анализирует влияющие на неё различные микро и макроэкономические факторы. Макроэкономические показатели характеризуют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о том, повлияет ли на деятельность предприятия и как именно повлияет изменение макроэкономической ситуации.

Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики.

Стоимость предприятия, действующего в условиях высокого риска, ниже, чем стоимость аналогичного предприятия, функционирование которого связано с меньшим риском. Обычно более высокий доход характеризуется большей степенью риска.

Основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса:

  • ликвидность доли и (или) бизнеса (зависит от спроса);
  • полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода (величина, время получения дохода) и риски, связанные с его получением;
  • нематериальные активы, имидж предприятия на рынке;
  • ограничения для рассматриваемого бизнеса;
  • размер оцениваемой доли бизнеса;
  • степень контроля, получаемая новым собственником;
  • перспективы развития оцениваемого бизнеса;
  • финансовое положение предприятия (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и др.);
  • затраты на создание аналогичных предприятий;
  • степень конкурентной борьбы в данной отрасли;
  • диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг);
  • качество выпускаемой предприятием продукции;
  • технология и затраты производства;
  • степень изношенности оборудования;
  • ценовая политика;
  • взаимоотношения с потребителями и поставщиками;
  • уровень управления;
  • кадровый состав предприятия.

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Ликвидность доли и (или) бизнеса зависит от спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, зависящими от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, какова получаемая при сделке степень контроля, какие риски связаны с получением доходов, какова социально-политическая и экономическая среда функционирования бизнеса.

Бизнес имеет стоимость, если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна. Полезность жилья – комфортное проживание, полезность бизнеса – это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Инвестирование и возврат капитала могут быть отделены значительным промежутком времени, поэтому существенно влияет на стоимость информация о том, как много дохода от предприятия собственник будет получать с учётом рисков и как быстро. Если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена определяется посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества.

При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель.

Получение дохода собственником возможно от операционной деятельности и от продажи объекта, поэтому на рынке будет выше стоимость тех активов, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда можно сделать вывод: стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых.

Бизнес может иметь ограничения (ограничение цен на продукцию предприятия государством, экологические ограничения и т. п.). Стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений. Важен учёт перспектив развития оцениваемого бизнеса.

Неплатёжеспособные предприятия могут быть привлекательными для инвестора, предполагающего благоприятные пути развития, а стоимость предприятия в предбанкротном состоянии будет ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого.

При оценке стоимости предприятий необходимо учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли и в настоящее время, и в будущем. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то она привлекает капиталы, так как в неё пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли.

В настоящее время многие российские предприятия получают сверхприбыли только в результате своего монополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будут заметно сокращаться.

Если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счёт прямого уменьшения потока доходов, либо путём увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

При оценке предприятий особенно важен анализ следующих внутренних факторов:

  • диверсификация производства (отдельно учитывается при определении ставки дисконтирования);
  • ценовая политика и качество продукции (влияют на спрос);
  • степень изношенности оборудования (влияет на вес затратного подхода в итоговом согласовании);
  • финансовое состояние (основа для прогнозирования доходов, существенно влияет на стоимость бизнеса);
  • взаимоотношения с потребителями и поставщиками, уровень управления, кадровый состав предприятия, нематериальные активы предприятия (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.);
  • степень контроля (в среднем на 20…35 % может повлиять на итоговую стоимость пакета акций).

Анализ факторов, влияющих на стоимость предприятия, становится важной задачей, решение которой необходимо для получения обоснованной стоимости бизнеса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)