Фактические и юридические основания производства следственных действий
Основания производства следственных действий – это обстоятельства, с одной стороны, вызывающие необходимость, а с другой стороны, разрешающие производство конкретного следственного действия. Основания проведения следственного действия подразделяются на: 1) фактические; 2) юридические (процессуальные, формально-правовые).
Указанная информация может быть зафиксирована путем производства следственного действия, в наибольшей степени приспособленного для получения, интерпретации или оценки данной информации в зависимости от целей, появляющихся в процессе доказывания.
Таким образом, установление фактического основания производства следственного действия состоит из двух этапов:
- мысленной реконструкции преступного события;
- выбора конкретного следственного действия, исходя из его функционального предназначения.
Следственные действия, предусмотренные в уголовном судопроизводстве, не дублируют, а дополняют друг друга, поскольку сконструированы так, чтобы либо обеспечить получение сведений, содержащихся на различных по природе источниках, либо добиться раскрытия какой-либо одной, специфической грани оставленного преступлением следа.
Законодательно предусмотренные случаи обязательного производства следственных действий (допрос подозреваемого в течение 24 часов с момента задержания, допрос обвиняемого немедленно после предъявления обвинения, обязательное назначение экспертизы) являются исключениями, не опровергающими, а только подтверждающими общее правило.
Юридические (процессуальные, формально-правовые) основания заключаются в наличии у должностного лица полномочий на производство конкретного следственного действия по конкретному уголовному делу. В структуре процессуального основания следственного действия можно выделить 3 аспекта.
Временной аспект характеризует период, в течение которого возможно производство следственного действия:
- по общему правилу, производство следственных действий допускается после возбуждения уголовного дела. Время возбуждения дела фиксируется во вводной части соответствующего постановления с точностью до минуты;
- такие следственные действия, как осмотр места происшествия, трупа, предметов и документов, освидетельствование, назначение и производство
экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования, могут быть произведены до возбуждения уголовного дела, с момента получения сотрудником правоохранительного органа сообщения о преступлении, даже до его официальной регистрации.
Конечным моментом, после которого производство следственных действий недопустимо, выступает:
- объявление первому из обвиняемых об окончании производства следственных действий (ч. 1 ст. 215 УПК РФ);
- приостановление производства предварительного расследования (ч. 3 ст. 209 УПК РФ);
- прекращение уголовного дела (ст. 212, 213 УПК РФ).
Персональный аспект характеризует лицо, имеющее право на производство следственного действия. По общему правилу, после возбуждения уголовного дела таким правом обладает только дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело.
Проведение следственных действий другими должностными лицами допускается, как исключение, только в случаях, прямо предусмотренных
законом:
- следователем или дознавателем правоохранительного органа, дислоцированного на другой территории – в порядке исполнения поручения о производстве следственных действий;
- сотрудником органа дознания – также в порядке исполнения поручения о производстве следственных действий;
- сотрудником органа дознания – в случае возбуждения уголовного дела для производства неотложных следственных действий, до передачи данного
уголовного дела руководителю следственного органа.
Значительную сложность представляет решение вопроса о том, кто имеет право на производство следственных действий до возбуждения уголовного дела. Очевидно, что такими полномочиями обладают все сотрудники органов предварительного расследования и дознания, к которым поступило сообщение о преступлении, при условии, что данные должностные лица находятся при исполнении служебных обязанностей и на территории, обслуживаемой правоохранительным органом, в штате которого они состоят.
Документальный аспект процессуального основания следственного действия определяет, какой документ должен быть вынесен для его
производства. Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает 3 варианта назначения следственных действий:
- по судебному решению (это относится к следственным действиям, ограничивающим конституционные права граждан);
- по постановлению дознавателя;
- по устному решению дознавателя, без вынесения постановления.
При этом не имеет значения, подследственно ли будет уголовное дело (в случае его возбуждения) тому правоохранительному органу, в штате которого находится соответствующий сотрудник.
- Направление запросов о выдаче лиц из иностранного государства для уголовного преследования
- Направление уголовного дела в иностранное государство для осуществления уголовного преследования
- Направление дознавателями запросов о правовой помощи в иностранные государства
- Нормативная основа и направления международного сотрудничества при производстве дознания
- Иные особенности производства дознания по делам о несовершеннолетних
- Особенности производства следственных действий с несовершеннолетним подозреваемым
- Особенности задержания несовершеннолетнего подозреваемого
- Обязательность участие защитника для подозреваемого несовершеннолетнего
- Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу