Эволюция менеджмента

Менеджмент прошел несколько стадий развития. При этом существуют различные точки зрения, раскрывающие логику становления менеджмента как систему управленческих навыков и как устоявшейся практики деловой активности.

Становление менеджмента можно рассмотреть, опираясь на длительное развитие знаний и навыков управленческой деятельности по отношению к хозяйствующим единицам. Так, в одной из версий развития менеджмента авторы за начало отчета берут опыт древних цивилизаций. В связи с этим периодизация становления менеджмента выглядит следующим образом.

Первая стадия связана с деятельностью священнослужителей в начале III тыс. до н.э. в цивилизации Древнего Египта. Жрецы выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом по-средников между людьми и богами. «Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты».

Несмотря на присутствие мощной светской власти, жрецы все же имели возможность манипулировать общественным сознанием, регулировать социальные и культурные нормы. Позже, в эпоху Средневековья, священнослужители в храмах стали владеть уже огромными земельными наделами и хозяйствами, что потребовало от них знаний эффективного управления церковными ресурсами.

Вторая стадия накопления опыта в области менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием «Кодекса ца-ря Хаммурапи» (начало II тысячелетия до н.э.), законов «12 таблиц» в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

Третья стадия относится к VI–V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки выпускаемой продукции. Одновременно в Древнем Риме, Египте появляется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов и военно-административных округов.

Четвертая стадия формирования менеджмента относится авторами к XVII–XVIII векам и связывается с зарождением капитализма и началом процесса индустриализации. В этот период появляются менеджеры как особый слой управленцев, не являющихся собственниками. Такого рода управленцы занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских. Такие люди были незаменимы в управлении крупными частными и государственными хозяйствами.

Пятая стадия, которую можно назвать «революцией», характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В силу масштабности производства собственники оказались не в состоянии выполнять управленческие функции на создаваемых предприятиях, и эту работу начали выполнять административные работники, наемные менеджеры.

Не менее познавательной следует признать и периодизацию развития технологий менеджмента, представленную в трудах Г.Л. Тульчинского. Как полагает автор и его коллеги, за последние 200 лет менеджмент и его технологии совершили интенсивную революцию.

Этапы эволюции менеджмента определялись факторами, от которых зависел успех дела. Если менялись факторы успеха, значит, менялась и технология эффективного бизнеса, а значит и менялись требования к профессионализму менеджеров.

Первый этап – ресурсный. До второй половины XIX столетия решающим фактором успеха в бизнесе был доступ к ресурсам: полезным ископаемым, лесу, хлопку и т.д. Первые крупные производства создавались очень часто в тех местах, где существовал доступ к при-родным ресурсам (показательна в данном случае история Рокфеллеров, опыт русских предпринимателей в Сибири).

Второй этап – товарный. В тот момент, когда природные ресурсы были поделены, доминирующее положение в бизнесе заняла идея увеличения полезности товара при сохранении стоимости затрат на его производство. До начала XX века насыщение рынка производилось путем создания инновационного товара или услуги, материально-технической возможности их реализации. Изобретения и инновационное производство на этом этапе становились решающими факторами для успешного бизнеса.

Третий этап – технократический. Данный этап длился с начала XX века до кризиса 1930-х годов. Рынок производителей начал уплотняться, и решающим фактором успеха стала возможность обеспечить максимальный выход товара при минимальных издержках. Данное время стало временем менеджеров-технократов, которые должны были быть хорошо осведомлены о технологии производства товаров и услуг.

Четвертый этап – маркетинговый. Начало данного этапа ознаменовал кризис перепроизводства, уплотнения рынка в 1930-х годах. Стимулирование спроса на товары и услуги стало необходимым компонентом любого бизнеса.

Удачные маркетинговые решения (как следствия появления теории маркетинга) могли обеспечить успех любому производству. В этот период появляются многочисленные маркетинговые службы, изучающие спрос, потребительское поведение, организующие сбыт и предлагающие средства стимулирования продаж.

Появление маркетинга было весьма значимым для дальнейшего развития технологий менеджмента. В связи с этим последующие стадии эволюции менеджмента следует рассматривать как эволюцию маркетинговых технологий. Кроме того, с появлением теории маркетинга отчетливо проявилась социально-культурная наполненность бизнеса, его зависимость от культурных и социальных факторов.

Пятый этап – брендовый. С начала 1960-х годов тенденции предыдущего этапа стали заметно усиливаться. В бизнесе появились проблемы экологии, дефицита сырья, квалифицированных кадров, требования защиты прав потребителей. От товаров и услуг потребите-ли стали ждать не только качества.

Важным стал имидж фирмы, репутация ее первых лиц. Необходимость диалога с обществом, управления информационными потоками об организации привели к интенсивному развитию технологии PR (public relations). Из рыночной среды конкуренция сместилась в символическую, социокультурную среду. В этот период получают популярность спонсорство, благотворительность, патронаж.

Предприятия и фирмы заинтересовались созданием репутации, позитивного имиджа, созданием и продвижением брендов (брендинг), формированием корпоративной культуры. Подобная ситуация стала существенным образом менять стратегии бизнеса: увеличение затрат на рекламу, на формирование имиджа, поиск оснований для мотивации сотрудников, привлечение лучших специалистов, развитие технологий стимулирования продаж и т.д.

«Многое стало зависеть от наличия команды единомышленников, способных к агрессивному рыночному поведению, умеющих добиваться реализации новейших идей с наивысшим результатом».

В этот период появляются и новые технологии работы с персоналом, основанные не столько на поощрении и наказании, сколько на знании мотивации конкретных работников, создании комфортных условий для их эффективной деятельности.

С теоретической точки зрения менеджмент также прошел свой путь развития. Теоретическую эволюцию менеджмента отражает содержание табл. 1. На этом пути заметную роль сыграли работы, которые с научных позиций сформировали обоснованное представле-ние о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения меж-дисциплинарных наук и практик.

Среди наиболее известных и значи-мых теорий начала XX века – концепции «научного управления» Ф. Тейлора, «идеальной бюрократии» М. Вебера, «науки администриро-вания» А. Файоля, которые предложили модель жесткого рациона-лизма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным и не всегда лучшим методом управления.

Ближе к середине XX века рационализм в теории менеджмента уступает место поведенческому направлению, связанному с так называемым «человеческим фактором». Поэтому, помимо рациональности, в теоретическом обосновании процесса управления большое внимание уделяется таким факторам, как психологические, социальные, культурные.

Внимание к социокультурному психологическому климату ситуации дало возможность повысить эффективность работы менеджеров на местах. В связи с этим в менеджменте появились и соответствующие термины: «управление по бестселлерам», то есть «управление по целям» или «управление по отклонениям».

  • Таблица 1
    Теоретическая эволюция менеджмента
    Наименование школы, направления менеджмента Основатели шко-
    лы менеджмента
    1. Школа научного управления (1885–1920-е  гг.). Ф. Тейлор,
    Создание  научного  фундамента  управления  взамен Г. Гантт,
    практических  методов  работы,   использование  научного Г. Эмерсон,
    анализа для определения оптимальных способов выполне- Г. Форд,
    ния задач и утверждение менеджмента в качестве самосто- Г. Грант
    ятельной формы деятельности, науки.
    2.  Классическая  (административная)  школа  управле- А. Файоль,
    ния (1920–1950-е гг.). М. Вебер,
    Появление  законов  управленческого  труда,  развитие Л. Ф. Урвик
    принципов и функций управления, систематизированного
    подхода к управлению организацией.
    3. Школа психологии и человеческих отношений (1920– М.П. Фоллетт,
    1950-е гг.). Э. Мейо,
    Рассмотрение  человеческого  фактора  как  основопола- Ч. Барнард,
    гающего в менеджменте, использование приемов управле- Д. Мак-Грегор
    ния  межличностными  отношениями,  применение  наук  о
    человеческом поведении.
    4.  Школа  науки  управления  (количественная  школа) С. Форрестр,
    (1950 г.  по настоящее время). Э. Райф,
    Разработка  и  применение  математических  моделей  в С. Саймон
  • 5. Школа мотивации менеджмента (1950 – по настоящее А. Маслоу,
    время). Ф. Герцберг,
    Разработка множества концепций мотиваций и приме- Ф. Врум
    нение психологических подходов в менеджменте.
    6. Школа японского менеджмента (1970–1994). У. Оучи
    Утверждение  новой  модели  менеджмента,  в  соответ-
    ствии с которой повышение производительности достига-
    ется благодаря усилению вовлеченности работников в ор-
    ганизацию и их коллективизму.
    7.  Маркетинговый  менеджмент  (1970  –  по  настоящее Ф. Коттлер
    время).
    Принципиальный  поворот  основного  внимания  мене-
    джеров от внутренней к внешней среде фирмы. Разработка
    концепции маркетинга.
    8.  Стратегический  менеджмент  (1970  –  по  настоящее И. Ансофф,
    время). М. Портер,
    Акцентирование  внимания  на  долгосрочной  выживае- Г. Минцберг
    мости фирмы и факторах успеха в конкурентной борьбе.
    9. Постиндустриальное учение о менеджменте (1970 – П. Друкер,
    по настоящее время). Ч. Хенди
    Отражение  законов  менеджмента  в  постиндустриаль-
    ную эпоху.

Современный этап развития менеджмента и условий для бизнеса характеризуется не только чертами последних, рассмотренных выше этапов. К ним прибавились также и такие факторы, как глобализация рынков и нарастающие тенденции информационного общества.

Глобализация рынков вызывает в наши дни тотальную конкуренцию всех со всеми, что актуализирует на данном этапе способность занять свое уникальное место на рынке путем максимального привлечения внимания к производству или предприятию, организации, фирме. Вместе с тем в наши дни бурными темпами идет развитие информационных и компьютерных технологий, активизация использования Интернета в рекламе, в PR-деятельности, в маркетинге и в различных технологиях менеджмента.

Современный бизнес все больше ориентирован на использование символических ресурсов в своей деятельности, что сближает его с социально-культурной сферой. Креативный потенциал, творческое мышление, неповторимое лицо фирмы, аутентичная система управления, нестандартные решения в производстве товаров и услуг являются неотъемлемыми компонентами успешной деятельности на рынке.

Для бизнеса сегодняшнего дня большое значение имеют также и учет глобального пространства в своей деятельности, и ориентация на будущее, что предполагает постоянную поддержку заинтересованности в своем существовании со стороны целевой группы, инвесторов, общества.

В условиях информационного общества, когда основным товаром является информация, а большинство людей занято созданием, обработкой и хранением информации, технологии менеджмента при-обретают все новые черты.

Управляя процессами производства на предприятии, в организации менеджеры ориентируются скорее на ценностные характеристики производимых товаров и услуг. Потребители вместе с изделием приобретают яркий образ, мечту, частицу ми-фа, эмоцию, возможность для собственной реализации.

Усилия менеджеров теперь сосредоточены в работе с информационно-символическим полем, с информационными сетями, способными наделить долей эксклюзивности результаты работы коллектива организации, донести до каждого потребителя уникальное лицо товара или услуги. Существует весьма обоснованное мнение, что современный бизнес производит не продукты, не товары и услуги, и даже уже не бренды, а собственно потребителей, определенные типы личности и их образ жизни, культуру и ее носителей.

В связи с этим основными направлениями технологий современного менеджмента являются тех-нологии маркетинга, PR, имиджа, рекламы, грамотная работа с персоналом, которые в итоге сводятся к управлению коммуникативными процессами, информационными потоками, к использованию ресурсов ценностного, символического характера.

Однако подобные тенденции сосуществуют параллельно с интенсивным развитием инновационного наукоемкого производства, увеличением размеров предприятий, сложностью производственных технологий, а также с растущими требованиями потребителей к качеству товаров и услуг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)