Этнопедагогическая компетентность как фактор воспитания культуры межнациональных отношений

Воспитание студента, направленное на формирование гражданской позиции, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и многочисленных народов страны, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности представляет собой одно из важных направлений высшего образования Республики Казахстан.

Формирование у подрастающего поколения целостной и многоаспектной картины мира, человека в нём представленного, о национальных и общечеловеческих ценностях, воспитание чувства ответственности за всё происходящее является первостепенной задачей высшего образования любой страны мира.

Вопросы нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения, установление такой атмосферы в обществе, которая способствовала бы демократическому развитию государства и личностному становлению каждого и человека при соблюдении интересов социума в целом вышли на одно из ведущих мест в общественном сознании граждан Казахстана.

Республика Казахстан является полиэтническим государством, где проживают представители более 150 национальностей, и каждая из которых вносит весомый вклад в развитие суверенного и независимого государства.

Особую и незаменимую роль в сохранении мира и согласия, бесконфликтного сосуществования играет обучение и воспитание. Воспитание должно быть инструментом развития этнокультур, включения их ценностей в общенациональную практику образования. Идеи такого воспитания отражены в Казахстанских государственных документах.

Так в Конституции Республики Казахстан во втором разделе «Человек и гражданин» в статье 19 указано. Пункт 2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В Законе РК «О языках»: государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана; в местах компактного проживания национальных групп при проведении мероприятий могут быть использованы их языки.

В Стратегии «Казахстан 2050» президент РК подчёркивает, что «Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. … Казахстан превратился в центр глобального межконфессионального диалога».

Идеи нравственности, межнационального согласия отражены в трудах отечественных просветителей и педагогов прошлого (Ч. Валиханов, И. Алтынсарина, Абая Кунанбаева и других).

В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом своё собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром. Абай понимал человека как целостную личность, наделённую душой и разумом. Человек для Абая – центр мироздания.

Духовность – определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта.

Просвещение в трактовке Абая рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и общества. Осваивая мир культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и нормы поведения.

В современных исследованиях отечественных учёных нашли отражение такие аспекты этнокультурного образования как:

  • разработки по этнопедагогике (М.Х. Балтабаев, С.А. Узакбаева, К. Кожахметова);
  • особенности формирования педагогической культуры будущего учителя (А.А. Молдажанова);
  • формирование основ культуры студентов средствами гуманитарных предметов (Г.И. Калиева);
  • научные основы педагогической работы с молодёжью в открытой этнокультурно-образовательной среде (Ж.Х.Кендирбекова);
  • воспитание поликультурной личности студента в условиях высшего учебного заведения (З.Б.Кадылбекова);
  • формирование национального самосознания учащихся студентов в учебно-воспитательном процессе вуза (Ш.М.Мухтарова).

Вузовское обучение, как и воспитание, должно оказывать на личность студента максимально развивающее влияние, т.е. действительно обеспечить процесс его положительного изменения, приобретения будущей профессиональной деятельности. В этой связи концептуальная и прогностическая модели воспитания в вузе не могут не сопрягаться с признанными сегодня педагогическими теориями диалога культур и личностно-развивающего образования.

Воспитательная работа – это сумма целенаправленных, специально организованных, стимулирующих действий воспитателей и ответных действий воспитуемых, направленных на:

  • реализацию потенциала воспитательной системы;
  • создание специфической среды жизнедеятельности со своим укладом, атмосферой, традициями, ритуалами;
  • сбалансированность обучающей и общегуманитарной среды вуза;
  • включение в эту среду общегуманитарного культурного потенциала города, края, района, международных связей.

Целью воспитательной работы в вузе является формирование у студентов социально-значимых и профессионально важных качеств, позволяющих занять ведущее место в культурном авангарде общества. Одним из основных трансляторов общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат общественные культурные ценности народов, населяющих страну, а также цивилизации в целях выступает педагог.

В ряду социально значимых характеристик личности будущего педагога начальной школы следует в первую очередь выделить: открытость личности миру культуры и готовность воспринимать, осознавать и воссоздать его профессиональную направленность, социально значимую и сознательно оправданную активность. Многогранная деятельность системы высшего образования должна быть направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса, внедрение новых подходов к профессиональной подготовке учителя, строящейся на этнокультурной компетентности.

В последние годы в педагогической теории и практике высшей школы широкое распространение получил компетентностный подход. Он основан на концепции развития у студентов способности решать важные практические задачи. Под компетентностью подразумевается самостоятельная реализация способности к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанных на приобретенных обучающихся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях.

Профессиональная компетентность преподавателя – это интегральная характеристика личности, основанная на единстве мотивационно-ценностных, когнитивных компонентах, а также профессиональных качеств и способностей. Среди профессиональных качеств личности учителя важная роль принадлежит культуре межнациональных взаимоотношений.

Значение данного качества определяется тем, что межнациональное общение пронизывают все сферы деятельности педагога:

  • обмен информацией и организацию межличностного и делового общения с коллегами;
  • обеспечение благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;
    обмен духовными ценностями, формирование отношений учащихся к сверстникам
  • разных национальностей и самому себе;
  • создание добрых и доверительных отношений с родителями учащихся.

Поэтому в основе культуры межнациональных отношений учителя лежат его личностные качества: искренность, справедливость, принятие личности любого человека, уважение, тактичность, доброжелательность и многое другое. Следует особо отметить такое важное качество, как толерантность. Значение слова «толерантность» принято связывать с готовностью предоставить другому человеку или осуществлять для него свободу мысли и действий.

Толерантность способствует саморегуляции личности в различных жизненных ситуациях благодаря осознанному отношению к нормам, оценке и самооценке. Для того чтобы успешно жить и работать педагогу важно этому учиться, корректируя свое отношение к себе и окружающему миру. Поэтому этнокультурная компетентность является важным профессиональным качеством личности педагога.

Среди многочисленных вузов Казахстана, готовящих профессионально компетентных конкурентноспособных педагогов начального образования, особое место занимает Казахский государственный женский педагогический университет. За семидесятилетнее свое существование из его стен вышли педагоги многих национальностей. Это единственный вуз в постсоветском пространстве, в котором обучаются девушки студентки разных национальностей не только проживающие в Казахстане, но и в ближнем и дальнем зарубежье.

В вузе накоплен достаточно большой и продуктивный опыт обучения и воспитания, разрабатываются и апробируются новые технологии и методики. Одно из ведущих мест занимает проблема сохранения исконных народных идеалов и лучших традиций. Их ведущие в современной образовательной концепции, ценностные установки связаны с воспитанием гражданина Казахстана, человека высокой духовности, культуры и нравственности.

Этнокультурная компетентность будущего педагога начальной школы базируется на следующих знаниях и представлениях:

  • благополучие страны, прежде всего, зависит от взаимоотношения и согласия между нациями и народностями;
  • каждый народ, с его многовековой историей и культурой уникален;
  • лишь на основе знаний истории, традиций и обычаев возможно понять культуру того или иного народа;
  • культуры межнациональных взаимоотношений является мостиком для дальнейшего процветания страны.

Поэтому так важно формирование у студентов теоретических знаний и системы представлений об этнокультуре и создание условий для применения этих знаний в практической деятельности непосредственно в процессе обучения и воспитания.

Для достижения цели и эффективности решения данных задач необходим комплекс условий:

  • использование традиций и позитивного опыта других вузов страны, его сочетания с поиском новых форм и направлений;
  • изучение ценностных ориентаций студентов;
  • создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность;
  • использование воспитательного потенциала учебных предметов для расширения культурного кругозора студентов, их творческой социальной активности.

В связи с этим в содержании таких учебных курсов как «Этнопедагогика», «Самопознание», «Современная казахстанская леди», «Технология воспитательной работы», «Современные педагогические технологии», «Теория и технология художественного труда», «Декоративноприкладное искусство народов Казахстана» и др. упор делается на вопросы духовного совершенствования будущего педагога по начальному образованию.

Так в содержании типовой программы курса «Этнопедагогика» указано, что студент должен знать основные этно-педагогические понятия, обусловленные традициями и обычаями народа, уметь реализовать сформированное национальное самосознание в воспитании духа, межэтнической толерантности, уважения к культуре, языку, истории своего и других народов, применять теоретические знания в профессиональной деятельности.

В материале темы «Генезис этнопедагогических идей в истории развития человечества» рассматриваются вопросы народного воспитания в наследии классиков педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Асанкайты, Казтугана, Шалкииза, Дулати, Толеби, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, М. Дулатова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева и других.

Содержание тем «Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан как основа народного воспитания», «Духовнонравственное и гражданскопатриотическое воспитание в народной педагогике» дает возможность раскрыть студентам понятие обычаев, традиций, обрядов, песен, сказаний, стихов, пословиц, поговорок и суеверий, их воспитательное значение.

Интересно
В теме «Использование прогрессивных элементов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений» анализируются концепции этнокультурного образования РК, современные программы по народной педагогике: «Атамекен», «Елiмай» и др.

На занятиях дисциплины «Современная Казахстанская леди» студенты знакомятся с известными истории образами женщин-героев (Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой и др.), знаменитыми деятелями науки и культуры Казахстана. Большое внимание уделяется изучению исторически сложившегося опыта воспитания девочек в казахских семьях.

Благоприятные возможности для формирования культуры межнационального общения представляет предмет по нравственно-духовному воспитанию «Самопознание». Так в теме «Казахстан наш общий дом» раскрывается понятие гражданственности и патриотизма, значение межэтнического согласия, развитие чувства «общего дома», закрепление навыков позитивного общения.

В теме «Толерантность как норма жизни» даётся понятие толерантности в коммуникативном взаимодействии, формируются навыки конструктивного общения через приемы толерантности и компетентности в общении. В содержании темы «Ценностное отношение к культуре» раскрывается понятие «нравственность», расширяются представлении студентов о вечных ценностях человечества, о целях жизни человека как постижении высших духовных ценностей; уточняется понятие «культурное наследие».

Интересно
Необходимо отметить и педагогическую ценность учебной дисциплины «Технология художественного труда». В ходе ее изучения студенты знакомятся с историей возникновения казахского и русского декоративно-прикладного искусства, традиционными промыслами и ремеслами, орнаментальным искусством, предметами быта, национальными костюмами, народными игрушками и т.д.

На занятиях по курсу «Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана» студенты получают представления о своеобразии народного творчества татарского, греческого, еврейского и многих других представители наций и народностей.

Вышеназванные учебные дисциплины нацелены на формирование у будущих педагогов:

  • осознанного интереса к профессиональной деятельности;
  • умения общаться, способности к оптимальному взаимодействию с окружающими;
  • умения понимать людей;
  • умения и навыков познания и самообразования, самовоспитания;
  • умения и навыков рефлексии;
  • важнейших нравственных чувств (чести, совести, долга, ответственности, такта и др.) и качеств;
  • глубины усвоения духовных ценностей;
  • цельности личности (единство слова и дела, чувств).

Для формирования культуры общения студентов применяются в учебном процессе вуза такие инновационные педагогические технологии как метод анализа кейсов, метод критических инцидентов, метод ситуативного обучения и др.

Так метод анализа кейсов, казусов (запутанных или необычных случаев) активизирует интерактивную деятельность студентов, развивает их аналитические и коммуникативные способности.

Кейс-метод позволяет формировать у будущих специалистов следующие компетенции:

  • овладение навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности и межличностного общения;
  • наглядно представить особенности принятия решений; •приобретение навыков ясного, точного и тактичного изложения собственной точки зрения;
  • убедительно обосновывать и защищать свою точку зрения;
  • овладевать практическим опытом, извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Метод ситуативного обучения используется для логического продолжения лекционных занятий или непосредственного включения в них, поэтому ситуации соответствуют конкретной теме. Студентам необходимо целиком осмыслить ситуацию, самим выявить проблему и вопросы, требующие решения. Результатам применения данной технологии помимо знаний являются навыки общения, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения.

Интересно
Следует отметить достаточно многонациональный состав студенческих групп в КазГосЖенПУ, в которых обучаются представители не только казахской и русской национальностей, но и уйгурской, дунганской, турецкой, корейской, украинской, немецкой, курдской и многих других.

Исследования авторами познавательного интереса студентов к изучению культуры народов страны авторам позволили сделать выводы, что интерес достаточно высок. Особую активность студенты проявляют к изучению национальной культуры не только своей нации, а обычаям и традициям других национальностей.

Одним из видов способствующих формированию этнокультурной компетенции, стало коллективное выполнение студентами проектной работы на тему «Культурное наследие народов Казахстана». В проектную деятельность включаются все студенты учебной группы.

Как правило, в студенческой группе обучаются девушки 46 национальностей. Практика показывает, что наиболее успешно работают студенты объединенные в подгруппы по национальной принадлежности или по желанию изучить культуру определенного народа, в которых все участники взаимно дополняют друг друга.

Проектная деятельность не ограничивается учебным процессом на одном предмете. Её масштабы требуют больших временных затрат, поэтому педагоги интегрируют учебные курсы, разрабатывают специальные теоретические задания для СРС и НИРС, выполнения курсовых работ, заданий по дисциплинам «Современные педагогические технологии» и «Технология воспитательной работы» и др., дипломных исследований.

Основополагающими принципами работы над проектом являются:

  • осуществление исследовательской деятельности;
  • недопустимость лишь механической констатации данных, взятой из известных источников информации;
  • групповое оценивание деятельности всеми участниками проекта;
  • разработка методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Содержание проектной деятельности предусматривает: изучение истории развития декоративно-прикладного искусства, традиций и обычаев, педагогических воззрений на воспитание молодежи, фольклора, праздников и национальных игр, всего, что составляет культурное наследие того или иного народа.

Большое значение в данном направлении играют встречи с представителями культурных национальных центров, участие в организации проведении народных праздников (Наурыз, Масленица, «Сабантой» и др.), посещение Республиканского краеведческого музея и музея искусств им. А. Кастеева, спектаклей оперного театра им. Абая, русского драматического театра им. М. Лермонтова, казахского драматического театра им. М. Ауэзова.

Одним из аспектов проектной деятельности также является организация студентами воспитательных мероприятий в базовых школах и детских домах во время прохождения практики (классные часы, беседы на темы «Единство народов Казахстана», «Носите ордена и в праздники и в будни…», «Казахстан – наш дом», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…» и др.), встречи с деятелями культуры и народными мастерами (встречи очные и заочные с А. Кастеевым, К.Кунантаевой, Г.Исмаиловой, Р.Баглановой, Р.Рымбаевой и др.), посещение выставок народного декоративноприкладного искусства, тематических мероприятий и много другого.

Огромное значение имеет участие студентов в предметных студенческих олимпиадах как внутри вуза, так и республиканского масштаба. В процессе подготовки к турам олимпиады студенты узнают этнокультурные особенности друг друга, проявляются индивидуальные качества каждого из них, сплачивается коллектив, формируется взаимоуважение, толерантность.

Все вышеизложенное позволило обеспечить благоприятный эмоциональный климат, в котором проходит обучение будущих педагогов; каждому предоставлена возможность почувствовать эмоциональную поддержку однокурсников; желание быть собой, но и быть как все, привлечь к себе внимание, выразить себя, проявить индивидуальность.

На основе изучения исторических, этнографических материалов, знакомства с устным народным творчеством, педагогическими исследованиями, народными традициями позволяет студентам сделать вывод:

  • в основе народной педагогики любого этноса лежит воспитание подрастающего поколения в труде и через труд. Взрослые приучают трудиться не только для себя, но и для общего блага, уважать труд и мастерство, бережно относиться ко всему, что сделано трудом, понимать красоту самого процесса труда и получать от него радость;
  • многовековую народную мудрость, опыт воспитателя воплотили в себе пословицы и поговорки. В них содержатся советы и назидания, прославляется уважение, трудолюбие, смелость, честность, доброта и др.;
  • особое место в устном народном творчестве отводится любви к Родине, а так же миру и согласию. Подтверждением этого служат пословицы «Бес корня трава не растет, без Родины человек не живет», «Человек без Родины – соловей без леса». В сказках, словах назиданий, пословицах и поговорках уважение к старшим является важнейшим нравственным качеством;
  • народное декоративно-прикладное искусство отличается глубокой поэтичностью, подлинной красотой и художественным вкусом. Искусство народных художественных промыслов, народных мастеров – источник и образец для современных художников, кладезь накопленного веками художественного опыта народа, пример бесконечной доброты и заботы о людях;
  • изделия, созданные народными мастерами украшаются орнаментом, создававшимся на протяжении тысячелетий, в логической преемственности художественного мышления и его пластического эквивалента – формы, в строгом соответствии с этническим вкусом народа. При этом прообразами для построения собственной системы орнаментного искусства у всех народов, несомненно, служили предметы и явления окружающего мира, трансформированными творческой мыслью многих поколений (листья, цветы, животные и др.), а так же геометрические фигуры;
  • вместе с тем, на развитие орнаментного искусства некоторых народов значительное влияние оказали образ жизни, религиозные воззрения. Так, запрет ислама на изображение живых существ способствовало возникновению стилизованных элементов казахского орнамента, геометрических и растительных элементов (цветок хлопка, листьев, завитков) узбекского, ярких композиций и листьев и цветов уйгурского и дунганского орнамента.

Студенты, ознакомившись с культурой народов Казахстана, начинают понимать её взаимопроникновение в современную жизнь. Невозможно представить праздничный да и повседневный стол любой семьи в Казахстане без казахских баурсаков и кумыса, русских блинов и пельменей, украинского борща и вареников, корейских салатов, турецких сладостей, узбекского плова, уйгурских мант, немецких кулинарных изделий и т.д.

Трудно не встретить в современной квартире казахских ковриков (корпеше) и пиал, русских матрешек и жостовких подносов, корейских вейеров. Прекрасным подарком для любой женщины считается посадский платок, расшитый камзол, покрывало вышитое в технике «курак» (лоскутное шитье).

Сумки, домашние туфли, головные уборы из войлока пользуются большой популярностью у современной молодежи. Стилизованные элементы казахских орнаментов нашли отражение в украшении школьной формы.

Таким образом, организация проектной деятельности этнокультурной направленности – это перспективная форма работы студентов и педагогов, которая в условиях модернизации казахстанского высшего профессионального образования может найти широкое распространение, так как способствует повышению интереса к изучению культурного наследия народов Казахстана, его сохранению и развитию, а также воспитания уважительного отношения к традициям и обычаем, толерантности, межнационального и межконфессионального согласия.

Внесения в образовательный процесс вуза национальной художественной культуры является значительным вкладом в профессиональную подготовку педагогов начального образования, так как народное искусство полифункциональной по своей сущности, интегрирует различные виды искусства, является фактором общечеловеческой культуры, сохраняя при этом характерные национальные особенности, связанные с жизнью, опытом, традициями, культурой и религией народа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)