Этапы расчета нормативных показателей по труду для персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы

Схема расчета нормативных показателей по труду для персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы представлена на рис. 3.20.

На первом этапе расчетов устанавливаются нормы времени на тот или иной вид исследований, манипуляций, процедур. Перечень действующих в настоящее время нормативных документов по расчетным нормам времени представлен в табл. 3.36.

Как видно из приведенного перечня, большинство документов по нормам времени на диагностические исследования и лечебные процедуры, манипуляции было утверждено более 30 лет тому назад, их разработка проводилась при оснащении ЛПУ соответствующей в тот период аппаратурой.

Основным недостатком приказов по нормам времени на исследования, процедуры, манипуляции, проводимые персоналом вспомогательной лечебно-диагностической службы, является отсутствие указаний в подавляющем большинстве документов (кроме функциональной диагностики) на используемую аппаратуру.

К настоящему времени существенно изменилась обеспеченность медицинских организаций оборудованием и произошли изменения в технологиях диагностических процессов, связанные с повышением разрешительной способности. Все это определяет необходимость соответствующих нормативно-исследовательских работ на федеральном уровне, и в настоящее время такие исследования проводятся по ультразвуковой диагностике, функциональной диагностике и эндоскопии.

Наиболее остро, на наш взгляд, стоит вопрос о пересмотре норм времени на одни из самых массовых исследований, это нормы времени на лабораторные исследования, утвержденные приказом от 25.12.1997 № 380. Эти показатели были разработаны на лабораторную аппаратуру того времени, а технология проведения исследований была связана в основном с использованием микроскопов.

Оснащенность лаборатории современным оборудованием с применением автоматизированной системы проведения исследований не сопровождалась пересмотром норм труда на отраслевом уровне, а разработка этих данных на местном уровне с необходимым для этого хронометражем практически невозможна в связи с большим объемом наблюдений.

Второй этап расчета заключается в определении затрат времени той или иной группы медицинских работников за определенный период времени, как правило, за год. При этом используются следующие группы данных:

  • расчетные нормы времени на то или иное исследование, процедуру, манипуляцию. При этом используются преимущественно отраслевые нормативы времени. Однако в том случае, если конкретные организационно-технические условия (приобретение новой аппаратуры, разработка новых методик проведения исследований и др.) в значительной мере отличаются от тех, что были приняты при разработке нормативных показателей на федеральном уровне, руководитель учреждения имеет право устанавливать местные нормы;
  • данные по числу исследований, процедур, манипуляций за определенный период времени (за месяц, квартал, год). Сбор этих  сведений осуществляется либо путем выкопировки из первичной статистической документации (журналы учета исследований, процедур), либо постановкой текущего учета. Необходимость использования первичной статистической документации обусловлена тем, что перечень исследований, манипуляций, процедур, по которым установлены нормы времени, не совпадает с отчетной документацией медицинской организации. Так, в соответствии с приказом Минздрава РСФСР от 02.08.1991 № 132 нормы времени установлены на 54 вида рентгенологических исследований (без сложных и трудоемких рентгенологических исследований, связанных с пункцией, катетеризацией, зондированием протоков). В действующем в настоящее время приказе Росстата от 27.12.2016 № 866 «Об утверждении статистического инструментария для организации МЗ РФ федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья» предполагается отчетная документация по 10 видам рентгенологических исследований. Примерно такие же несоответствия выявлены и по другим подразделениям вспомогательной лечебно-диагностической службы, что заставляет для проведения расчетов общих затрат времени обращаться к первичной медицинской документации;
  • показатели годового бюджета рабочего времени и коэффициента использования рабочего времени должности на непосредственное проведение исследований, процедур.

Общие затраты рабочего времени (Т) той или иной группы персонала на исследования, процедуры за определенный период времени, как правило, за год рассчитываются по формуле:

Т = t1 × n1 + t2 × n2 + … + tn × nn,   (3.19)

где t1, t2… tn – затраты времени на одно исследование, процедуру (по отраслевым нормативным документам или разработанным местным нормам); n1, n2. nn – число конкретных исследований, процедур в течение года.

Пример расчета

В течение года в рентгеновском отделении медицинской организации было проведено следующее число исследований:

  • 10 тыс. рентгеноскопий органов грудной клетки;
  • 500 рентгенографий костей таза;
  • 1000 урографий внутривенных.

Затраты времени на исследования определяются приказом Минздрава от 02.08.1991 № 132. Общие затраты времени на указанные исследования, рассчитанные по формуле (3.19), составляют 114 000 мин (10×10 000+20×500+40×1000).

Третий этап расчета заключается в определении численности должностей медицинских работников по объему работы и нормативной численности.

Число должностей по объему работы (Д) рассчитывается по формуле

где Т – общие затраты времени на исследования, процедуры за определенный период времени [из формулы (3.19)]; Б – бюджет рабочего времени должности;

k – коэффициент использования рабочего времени должности на непосредственное проведение исследований, процедур.

Пример расчета

Расчет по формуле (3.20), проведенный по итогам расчета примера № 11, при годовом бюджете рабочего времени врача-рентгенолога, равном 76 140 мин, и при коэффициенте, равном 0,9, показывает,что число должностей врачей-рентгенологов составляет 1,5 { 114 000:( 76 140*0,9)}= =1,348, округленно 1,5.

При разработке нормативов численности данные, полученные при расчетах по формуле (3.20), соотносятся с числом врачей амбулаторного приема, числом коек. При этом целесообразно провести экспертную оценку полноты и достаточности назначений диагностических исследований, лечебных манипуляций и процедур, проводимых медицинскими работниками вспомогательной лечебно-диагностической службы.

Величина нормативов численности медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы в соответствии с приказами Минздрава СССР дифференцировалась по типам учреждений, что объясняется разной функцией учреждений в оказании медицинскойпомощи, материальными возможностями учреждения и целесообразной степенью развития той или иной службы на определенном иерархическом уровне оказания медицинской помощи.

Штатные нормативы предусматривают некоторую дифференциацию показателей обеспеченности медицинским персоналом вспомогательной службы внутри типов учреждений по специальностям врачей амбулаторного приема. В частности, в амбулаторно-поликлинических учреждениях дополнительное число должностей персонала по некоторым видам вспомогательной службы устанавливается на прием врача аллерголога-иммунолога, дерматовенеролога, онколога, физиатра, на травматолого-ортопедический кабинет (отделение), кабинет по медицинской генетике и др.

В ряде случаев медицинский персонал вспомогательной службы вводится по объему работы: медицинская сестра по физиотерапии, в некоторых типах учреждений – медицинская сестра по массажу, врач- рентгенолог в стоматологической поликлинике и некоторые другие должности.

В приказах о порядках по отдельным врачебным специальностям формулировка норматива должностей медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы представлена следующим образом:

  • устанавливается в соответствии с порядком и нормами соответствующего структурного подразделения;
  • устанавливается в порядке и по нормативам соответствующего структурного подразделения медицинской организации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)