Эмпирические методы
К эмпирическим методам-действиям относятся: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент.
Обследование. Обследование — это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.
Синонимом слова «обследование» является «осмотр», что говорит о том, что обследование — это в основном первоначальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структурой и т.д. Обследования, по отношению к учебному заведению, могут быть внешними и внутренними.
Внешние: обследование социокультурной и экономической ситуации в регионе, обследование рынка образовательных услуг и рынка труда, обследование состояния занятости населения и т.д.
Внутренние: обследования внутри учебного заведения — обследование состояния учебно-воспитательного процесса, обследования контингента учащихся и т.д.
Обследование проводится посредством частных методов эмпирического исследования (эмпирических методов-операций): наблюдения, изучения и анализа документации, устного и письменного опроса, привлечения экспертов и т.д.
Для проведения обследования внутри учебного заведения целесообразно использовать получившие широкое распространение в методической работе разнообразные диагностические методики, опубликованные в многочисленных методических рекомендациях.
Кроме того, для проведения внутренних обследований зачастую бывает целесообразно пригласить стороннюю организацию или группу независимых экспертов, которые смогут нарисовать более объективную картину состояния дел в учебном заведении.
Любое обследование проводится по заранее разработанной подробной программе, в которой детально планируется содержание работы, ее методический инструментарий (составление анкет, комплектов тестов, вопросников, перечня подлежащих изучению документов и т.д.), а также критерии оценки подлежащих изучению явлений и процессов.
Затем следуют этапы: сбора информации, обобщения материалов, подведения итогов и оформления отчетных материалов.
По степени глубины, детализации и систематизации обследования подразделяют на:
— пилотажные (разведывательные) обследования, проводимые для предварительной, относительно поверхностной ориентировки в изучаемом объекте;
— специализированные (частичные) обследования, проводимые для изучения отдельных аспектов, сторон изучаемого объекта;
— модульные (комплексные) обследования — для изучения целых блоков, комплексов вопросов, программируемых исследователем на основании достаточно подробного предварительного изучения объекта, его структуры, функций и т.д.;
— системные обследования — проводимые уже как полноценные самостоятельные исследования на основе вы-членения и формулирования их предмета, цели, гипотезы и т.д., и предполагающие целостное рассмотрения объекта, его системообразующих факторов.
На каком уровне проводить обследование в каждом конкретном случае решает сам исследователь или исследовательский коллектив в зависимости от поставленных целей и задач научной работы.
- Обучение основам методологии
- Сравнительный анализ организации различных видов деятельности
- Организация процесса игровой деятельности
- Средства игровой деятельности
- Методы игровой деятельности
- Формы игровой деятельности
- Принципы игровой деятельности
- Особенности игровой деятельности
- Введение в методологию игровой деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу