Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения

Экспериментальных исследований эмоций и чувств слепых и слабовидя­щих в тифлопсихологической литературе очень мало. Многие работы дают лишь описание эмоциональных состояний и чувств слепых по наблюдению или по самонаблюдению.

Эмоции и чувства, служа отражением реальных отношений человека к значимым для него объек­там и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. С другой стороны, слепые и слабовидящие, так же как и зрячие, име­ют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств и проявляют те же эмоции и чувства,хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от зрячих.

В экспериментальных исследованиях больше рассматриваются проблемы слепых с грубыми эмоциональными нарушениями, где трудно разделить, что является причиной этих нарушений – то ли это влияние слепоты, глубоких на­рушений зрения и социальных условий воспитания, то ли это общее нарушение деятельности центральной нервной системы, в которой эмоциональные нару­шения выступают наравне со слепотой как первичные.

Кроме того, Д. Уорен от­ мечает также, что многие из работ, посвященных сравнительным исследовани­ям эмоциональной жизни слепых и зрячих, проведены недостаточно корректно. Исследования слепых детей с ретролентальной фиброплазией показали, что среди обследованных – значительное количество детей с эмоциональными нарушениями по типу аутизма.

Однако отсутствие точных данных по всем кате­гориям слепых детей позволяет только предположить, что среди них более вы­сокий процент детей, страдающих эмоциональными нарушениями, чем среди нормально видящих детей. Д. Сколлприводит критерии, по которым определяются дети с нарушением эмоциональной сферы, указывая при этом, что достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из этих кри­териев.

Это:

  • неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка;
  • неспособность успешно строить межперсональные отношения с учащи­ мися и учителями;
  • неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах;
  • преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя не­счастным;
  • тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персо­налом в школе или школьными проблемами.

В сравнительных экспериментальных исследованиях со зрячими отмечает­ся большее неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом. П. Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение детей с нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным жизненным ситуациям, с помощью

Калифорнийского теста личности нашел, что они более ранимы, чем зрячие, особенно по шкале самоо­ценки. При этом слабовидящие дети показали большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми. Заслуживает обсужде­ния и тот факт, что дети из школ-интернатов показали большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Это свидетельствует о том, что социаль­ное окружение и условия, в которых воспитывается ребенок, играют большую роль в формировании эмоций и чувств у детей с нарушением зрения.

Исследования показывают, что если воспитание велось с учетом особен­ностей и возможностей детей со слепотой и слабовидением, их трудностей в организации деятельности, в этих случаях формировались эмоциональные от­ношения, адекватно отражающие жизненные ситуации и проблемы. Следует подчеркнуть, что для того чтобы слепой и слабовидящий ребенок мог достичь того же уровня развития и получить те же знания, что и зрячий, ему приходится работать значительно больше. Эта физическая и психологическая нагрузка вы­зывает у детей неравнозначные эмоциональные реакции, что связано с типом нервной системы, индивидуальными особенностями и системой взаимоотноше­ний со взрослыми.

На основе своей работы со слепыми детьми Н. Гиббс отмечает, что не все дети страдают напряженностью, обеспокоенностью, связанной с трудно­стью постижения вещей и событий, и не все имеют эмоциональные нарушения. Имеющиеся трудности вызывают у разных детей различные эмоциональные реакции. Многие из них делаются пассивны или погружаются в фантазии, стра­шась незнакомых им явлений и ситуаций: для этих детей существует множе­ство предметов, воздействия которых они боятся, так как не могут их иденти­фицировать и понять.

Д. М. Вилле называет это неуверенностью, дистрессом и показывает отрицательное влияние этого состояния на развертывание творче­ской игры, так как при этом сужается поле деятельности. Слепым свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами. Однако этот страх появ­ляется у детей лишь при неумелом руководстве родителей, допустивших мно­жество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей по­требности в движении и освоении пространства.

Это относится также к знаком­ству с живыми объектами. Исследование Н. С. Царик, посвященное обследова­нию живых объектов, показало наличие страха и боязни их обследования сле­пыми школьниками, преодоление которых связано с умелым направлением и руководством познавательными интересами и развитием познавательных по­требностей слепых детей.

Чувства регулируют поведение человека в обществе, отражают степень его адаптации к среде и к ее изменениям. Чувства связаны с осознанием при­чины, их вызывающей, в то время как эмоции проявляются в активных формах безусловно-рефлекторного акта, возникающего где-то между потребностью и действием для удовлетворения этой потребности, т.е. отражают объективные отношения человека как живого организма к своим нуждам.

Эмоции оказываются под меньшим влиянием патологии зрения, чем чув­ства. Хотя Ф. Цех, например, говорит о том, что у слепого, предоставленному самому себе, легко развиваются «низменные» чувства, например неумеренная потребность в еде, даже, как он утверждает, прожорливость, а А. А. Крогиус от­мечает повышенный интерес к половой жизни, объясняя это значительной от­решенностью от внешнего мира, замкнутостью, усиленным вниманием к своему внутреннему состоянию.

Распространено также мнение о том, что слепые менее эмоциональны; от­мечается их спокойствие и уравновешенность, что на самом деле объясняется отсутствием у них выразительной мимики, жестов, поз. Наибольшую эмоцио­нальность слепые обнаруживают в речи – в интонации, темпе, громкости и т. д. Исследования же понимания слепыми эмоционального состояния другого чело­века по голосу (по тем же признакам – интонации, темпу, громкости) свидетель­ствуют о том, что слепые показывают в этом случае большую чуткость в срав­нении со зрячими.

Оценивая эмоциональные состояния, они выделяли и аде­кватно оценивали такие качества личности говорящего, как активность, доми­нантность, тревожность. А. А. Крогиус также отмечал исключительные способ­ности слепых понимать эмоциональные состояния на основе изучения самых «тонких изменений голоса собеседника».

Возникновение удовольствия и неудо­вольствия при удовлетворении жизненных потребностей зависит от их значения и места в структуре потребностей и в значительной мере носит индивиду­альный характер как у слепых, так и у зрячих. Если же потребность связана с деятельностью зрительного анализатора, то ее удовлетворение или неудовле­творение может вызвать различие в эмоциях зрячих и лиц, имеющих глубокие нарушения зрения. Многие объекты из-за невозможности их воспринять и оце­нить не вызывают у слепых и слабовидящих интереса и эмоционального отно­шения к ним.

А. Г. Литвак совершенно справедливо утверждает, что «слепота, ограничивая возможности накопления чувственного опыта и изменяя характер и динамику потребностей, влечет за собой сужений сферы эмоциональной жиз­ни, некоторые изменения в эмоциональном отношении к определенным (труд­нопознаваемым) сторонам действительности, не изменяя в целом сущности эмоций».

В отличие от эмоций чувства представляют новую, только человеческую форму отражения и имеют социальный характер. Различные, известные в об­щей психологии виды чувств (моральные, интеллектуальные и эстетические) свойственны также и слепым. Их модальность и глубина зависят от социаль­ ных условий жизни и отношения к слепым и слабовидящим со стороны зрячих. В. П. Гудонис показал, что негативный стереотип представлений о не­зрячих как убогих, несчастных, с ограниченными возможностями людях до сих пор является господствующим в обществе.

Заместитель председателя Мо­ сковского областного правления ВОС И. И. Сычев, выступая на международ­ном симпозиуме в 1989 г., сказал: «Отношение зрячих к инвалидам по зрению можно условно разделить на три категории: боязнь слепых, чувство сострада­ния к слепым и брезгливость к слепым. Такое отношение вызывает у слепого, с одной стороны, чувство дискомфорта, а с другой, формирует моральные черты иждивенчества, отсутствия чувства долга, себялюбие».

Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вы­текающие из него различные системы отношений в семье. Переоценка наруше­ния зрения ведет к излишней гипер-опеке и способствует развитию эгоистиче­ской личности с преобладанием пассивной, потребительской ориентации и не­гативных моральных качеств. Недооценка дефекта ведет к неоправданному оп­тимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга. Э. Келлер гово­рила о том, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к слепому.

Выделенные Л. Н. Силкиным четыре типа личности по степени адаптированности показывают, что два из них характеризуются хорошей психо­логической адаптацией, а два – плохой. Характеризуя личность всех четырех типов, он показывает зависимость возникших негативных и позитивных мораль­ных качеств от обстоятельств жизни и факторов социальной среды.

Стефенс и Симпкис (Stephens & Simpkis) исследовали моральные чувства у слепых детей в возрасте от 6 до 18 лет на основе анализа реакций детей на серию гипотетических ситуаций, включающих правила, обязанности и наказа­ния и т. д., и пришли к заключению о малых различиях между слепыми и зрячи­ми.

Развитие интеллектуальных чувств слепых непосредственно связано с об­разованием и участием их в умственной деятельности. Исследования компенсации слепых и слабовидящих показали огромное значение в ее системе высших познавательных процессов. Развитие мышле­ ния в процессе обучения связано также и с формированием интеллектуальных чувств, проявляющихся уже в дошкольном и школьном возрасте в желании ре­шать «трудные задачи» и в чувстве удовлетворения от их выполнения или огорчения при неправильном решении.

Возможности высокого интеллектуального развития слепых показали до­стижения слепых в области теоретической и прикладной математики, в литера­туре, экономике, юриспруденции, в педагогике и других науках, где трудятся слепые доктора и кандидаты наук. Известен всему миру эксперимент, прове­денный в Московском государственном университете им. Ломоносова, – обуче­ние по специальности «психолог» четырех слепоглухих студентов. Трудности при обучении преодолевались благодаря компенсаторным возможностям, обес­печивающим усвоение знаний и развитие умственной деятельности, а также благодаря возникновению интереса к приобретению нового и развитию интел­лектуальных чувств.

Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих в значительно большей мере связано с нарушением или потерей зрения, так как дефект вы­ключает из сферы их восприятия целую гамму чувств, возникающих при зри­тельном восприятии природы, изобразительного искусства, архитектуры. Однако эстетические чувства, связанные с восприятием мира на основе сохранных анализаторов, позволяют слепому и слабовидящему наслаждаться природой, поэзией, музыкой.

Слепой писатель М. Сизеран пишет: «Людям хорошо известны голоса при­роды – вой бури в лесу или на море, раскаты грома в горах, шум потока или во­допада. Но обыкновенно не слушают, не обращают внимание на массу чуть за­метных, легких и нежных звуков, которые природа расточает в изобилии, – шо­рох насекомых в траве, стрекотание вечерних кузнечиков, удары крыльями птиц, ропот тонкого, как ниточка, ручейка, шум легкого ветра, волнующего толь­ко несколько листьев. Ветер не только оживляет зрительный пейзаж, он вносит движение и жизнь также и в тот пейзаж, который я назвал бы слуховым».

Музыкальное исполнительское мастерство стало той областью творчества, где успехи слепых особенно примечательны. В. П. Гу-донис показал, что из перечня имен людей с нарушенным зрением, достигших высокого профес­сионального мастерства в различных областях науки, техники, искусства, почти треть были связаны с музыкальной деятельностью.
Формирование эстетических чувств связано с воспитанием. Т. В. Егорова говорит, что способности эстетически наслаждаться развиваются преж­де всего, не в сфере созерцания, а в сфере деятельности,

Рисунки, скульптуры учащихся московской школы для слепых показывают возможности эстетического развития в области изобразительного искусства. Курс тифлографики не только учит детей читать, понимать и создавать ре­льефные рисунки, но и развивает их эстетические вкусы, формирует взгляды на искусство.

Это относится также к частично видящим и слабовидящим детям, которые в процессе обучения восприятию картин становятся способными на основе использования нарушенного зрения понимать и чувствовать красоту их замысла и исполнения, оценить композицию, колористическую гамму. Знаком­ство с изобразительным искусством находит большой эмоциональный отклик у детей с нарушением зрения, формирует правильное представление о прекрас­ном и эстетическое к нему отношение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)