Емкость рынка со стороны производства

В принципе оценка со стороны предложения (производства) должна быть самой точной. Особенно если производителей относительно немного и они законопослушны. Однако в российских условиях достоверно оценить со стороны предложения можно далеко не все рынки: например, рынок легковых автомобилей, первичный рынок жилья, рынок фармацевтичекой продукции с трудом, но поддаются оценке.

Российские производители (их всего 5) собирают около 850 тыс. легковых автомобилей отечественных марок в год. Подпольная сборка кустарным способом практически исключена. Полностью исключить «левую» сборку на имеющихся заводах, конечно, нельзя, но ее масштабы не могут превышать 10—15 % от объема легального производства.

Иначе избыточное потребление металла и комплектующих сразу бросится в глаза, да и посвящение в «левые дела» большого количества людей быстро приведет к провалу этого темного дела. Максимум возможна «левая» продажа части машин, признанных бракованными и формально отправленных в «переплавку» 5—25 тыс. штук в год — 3 % от заявленных объемов производства — максимум.

Интересно
Иностранные производители собирают в России около 500—600 тыс. автомобилей. Точность этих данных составляет 99,7 %. Ежегодно в страну ввозится около 150 тыс. новых иностранных автомобилей, погрешность не превышает 5—7 тыс. штук. И еще ежегодно ввозится 300-400 тыс. подержанных иномарок. В 2005 г. в России было построено 42,5 млн жилья (данные ФСГС, точность — 98 %). Около 32—34 млн из них поступило на рынок жилья. Теневого строительства в стране не наблюдается.

Средняя цена (по стране) квадратного метра на первичном рынке составила в 2005 г. около 24 тыс. руб. Таким образом, общий объем рынка первичного жилья в 2005 г. можно оценить в 800—850 млрд руб., или около 30 млрд долл. Аналогичная (в смысле прозрачности) ситуация — на фармацевтическом рынке. Объем внутреннего производства (в оптовых иенах производителей) около 1,75 млрд долл. Импорт (в декларируемых на таможне ценах) — около 2,25 млрд долл. Конечно, можно произвести или ввезти в страну контрабандой партию «Виагры» или инсулина, аспирина или «Но-шпы». А где их продавать? В ночных киосках?

С рук на вокзалах? И много ли лекарств можно реализовать таким способом? Для реализации того объема лекарственных средств, который декларируется, в стране развернута сеть из 16 тыс. аптек и более чем 40 тыс. аптечных пунктов. Для реализации «дополнительного» объема лекарств на сумму в 0,5 млрд долл. потребовалось бы не менее 6 тыс. «подпольных» киосков ил и десятков тысяч мобильных торговых точек.

Ничего подобного мы не наблюдаем ни в Москве, ни в других крупных городах страны. Рынки сырья, оборудования, капитального строительства и т. п. достаточно прозрачны, и оценивать их емкость в натуральном выражении можно и нужно именно со стороны производства.

Иное дело — рынок мебели. Ее производством внутри страны заняты тысячи компаний. Многие из них— маленькие фирмочки, существующие полулегально или вовсе нелегально. Импортом мебели из Беларуси, Польши, Германии, Италии, Румынии, Испании, Индонезии и еще доброго десятка стран также занимаются тысячи компаний. И большинство из них— фирмы-«однодневки».

А точнее сказать — «односделки». Продажа мебели осуществляется не только в магазинах, но и в заброшенных «советских» кинотеатрах, «с колес», на улице в буквальном смысле «из-под полы» агенты показывают фотографии мебельных комплектов. По официальным данным, в 2000 г. отечественными мебел ьщиками было произведено мебели Для дома на общую сумму около 1 млрд долл., а ввезено из-за рубежа — на 100 млн Долл., и примерно на такую же сумму — фурнитуры и комплектующих. (Только не смейтесь!) А вот по оценкам самих участников рынка, производится в стране мебели как минимум в 2 раза на большую сумму, а ввозится — в 10 раз больше, чем декларируется.

Интересно
Итого — 3 млрд в оптовых и 4—5 млрд долл. в розничных пенах. Как говорится — почувствуйте разницу! Кто прав? Продолжим рассуждения. В 2000 г. Госкомстат определяет емкость московского рынка мебели примерно в 400 млн долл. в год. Подмосковная фабрика «Шатура» объявляет о реализации продукции в московском регионе на 80 млн долл. Стало быть, ее доля на рынке — 20 %. Безусловный лидер. В марте в Химках (город-спутник Москвы) открывается первый магазин шведской компании «ИКЕА».

До конца года «ИКЕА» наторговала мебелью на 160 млн долл. Значит, она с ходу заняла 40 % рынка. Аплодисменты?! А как вообще такое возможно? А что делали остальные несколько сотен производителей и несколько тысяч продавцов мебели? Спали? Умерли? Ушли с рынка? Да ничего подобного! Конечно, кто-то разорился и ушел с рынка. В печати даже мелькали данные о том, что в течение полугода после прихода «ИКЕА» с рынка ушло 40 % маленьких мебельных магазинов. Может быть.

Но не в моем микрорайоне Отрадное. Ни один из десяти известных мне магазинов не закрылся. Зато добавилось 3 новых, причем один — довольно большой. А между прочим, от «Отрадного» до  «ИКЕА» ехать на машине ровно 15 минут. Известно, что одновременно с «ИКЕА» открылся еще добрый десяток крупных (по московским меркам) магазинов. И все они пока живы и здоровы.

Теперь давайте представим, что емкость московского рынка мебели составляет около 25-30 % от общероссийского, оцениваемого экспертами в 4-5 млрд долл., т. е. 1—1,5 млрд долл. Фабрике «Шатура» в 2000 г. принадлежало 5-8 % этого рынка, и, безусловно, она была лидером. Однако лидерство не было прочным. Даже не посягая на ее долю, на рынке могли найти для себя место 3 крупные компании.

Что и сделала «ИКЕА», захватив менее чем за год 10-15 % московского рынка мебели. И на рынке все еще остается место для нескольких крупных игроков, обороты которых могут составлять по 50— 100 млн долл. в год. И даже в этом случае «великолепная семерка» сможет захватить лишь половину рынка. Бше два десятка участников спокойно могут рассчитывать на оборот в 15-20 млн долл. в год.

А оставшиеся 300-400 млн поделят между собой 200-300 небольших магазинов с оборотом по 1-2 млн долл. каждый. Вот только пока что-то не видно ни одного нового крупного игрока с оборотом под 150 млн долл. в год. Так что «крепкие середняки» (20-40 млн долл. в год) могут разделить с еще двумя сотнями компаний из разряда «мелкоты» те 0,5 млрд долл., которые не по зубам ни «Шатуре», ни «ИКЕА».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)