Экспертиза и оценка эффективности инноваций и комплексная экспертиза эффективности инноваций

Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение.

Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции:

  • прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т. д.;
  • обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа. Задачи:

  • технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз;
  • определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей;
  • коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии;
  • экологического анализа – определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба;
  • организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с точки зрения материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов;
  • социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий;
  • финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта;
  • экономического анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:

  • предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представление бизнес-плана инвестиционного проекта;
  • независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта;
  • принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

В качестве возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.

Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Предварительная экспертиза не должна быть очень дорогой и, следовательно, очень глубокой. Выделим следующие группы экспертиз:

А. Техническая экспертиза. Проверку технической стороны проекта желательно проводить с помощью независимых экспертов. Если разработка технологии находится на стадии идеи или проведены лишь теоретические расчеты, то, в первую очередь, необходимо проверить, не используются ли материалы и поля, недоступные современной технологии.

Б. Патентная экспертиза. Цель этой проверки – установление новизны и патентной защищенности технологии. Поиск проводится по имеющимся в вашем распоряжении базам данных о патентах и изобретениях, в сети Internet, в технической литературе и периодических изданиях.

В. Экспертиза безопасности технологии. Проверяется использование технологией опасных веществ, излучений, критических режимов и т. д. На предварительном уровне формируется список вредных и контролируемых государственными органами выбросов и других воздействий на окружающую среду, обслуживающий персонал, потребителей. Желательно также проверить, не попадает ли технология под действие экспортных запретов или иных правительственных ограничений.

Г. Коммерческий анализ технологии сводится к следующему:

1. Определение областей применения технологии. Как правило, новая техническая разработка ориентируется на вполне определенное применение. Поэтому представления автора о возможных приложениях созданного им «ноу-хау» может быть неполным. Желательно, чтобы совет независимых экспертов определил «техническую изюминку» рассматриваемой технологии, и на основе этого, составил список ее возможных применений. В список должны быть включены как «естественные» применения, так и «экзотические» (реализуемость или целесообразность которых неочевидна). Для каждой из областей применения методом экспертных оценок определяется весовой коэффициент, характеризующий вероятность того, что товар этой категории доберется до рынка. Эти весовые коэффициенты будут использоваться при оценке объема рынка.

2. Оценка объема рынка. Для каждой области применения проводится приблизительная оценка рынка – годового объема продаж (в денежном выражении) товаров, использующих рассматриваемую технологию, эти объемы затем суммируются с весовыми коэффициентами. На этом этапе разработки технологического проекта допустимо использование устаревших данных, экстраполяционные оценки, сокращенная глубина поиска и т. д. Объем рынка и будет, в первую очередь, определять целесообразность всего проекта. Например, вы хотите получить за свою технологию не меньше 100 тыс. $. Учитывая, что обычный размер роялти составляет 4% от объема продаж, то ваш покупатель должен иметь этот объем не менее 2,5 млн. $. Вряд ли Вам удастся получить оплату в полном размере, поэтому указанную сумму следует умножить, как минимум, на два. Обычно лидеры рынка контролируют 10—20% продаж. Таким образом, окончательная оценка минимального объема рынка составляет 50 млн. $. Если в реальности рынок меньше, то активное продвижение технологии нецелесообразно по чисто экономическим причинам.

3. Оценка технической перспективности технологии. С коммерческой точки зрения жизненный цикл технологического направления описывается S-образной кривой. На начальной стадии, соответствующей зарождению технологии, коммерческая отдача мала и не возмещает затрат. С увеличением инвестиций наблюдается резкий рост отдачи, этот участок описывает зрелость технологии. И, наконец, кривая выходит на горизонтальный участок – дополнительные затраты практически не дают эффекта, технологическое направление исчерпано. После этой стадии ведущие фирмы крайне неохотно инвестируют исследования в данном направлении, хотя сама технология еще долго может присутствовать на рынке. Признаками перспективности технологии могут быть:

  • использование новых подходов к решению технических проблем, отсутствие аналогов;
  • значительное превышение теоретического предела над достигнутыми техническими показателями;
  • использование технологией самых современных научных достижений.

4. Оценка актуальности технологии. Рост изобретательской активности (т. е. количества выданных патентов, авторских свидетельств и заявок на них) является предвестником роста рынка и обострения конкуренции на нем. Этот фактор способствует продаже технологии и должен учитываться при формировании продажной цены.

5. Задачи, решаемые технологией. Любая технологическая новинка может представлять интерес лишь в том случае, если она решает хотя бы одну из следующих задач:

  • снижение издержек производства;
  • улучшение потребительских свойств товара;
  • создание новых потребительских свойств.

Для рассматриваемой технологии необходимо определить, какую из перечисленных задач она решает. Наилучшие коммерческие перспективы имеют технологии первого типа – реакция рынка на производимый товар уже известна, снижение издержек производства напрямую приводит к росту прибыли и, кроме того, при определенных условиях может стимулировать рост рынка. Технологии второго типа, улучшающие потребительские свойства товара, также имеют неплохие шансы найти своего покупателя. Для них, однако, есть два ограничения: рост цены товара не должен быть чрезмерным; улучшение потребительских свойств не должно быть избыточным, т. е. не должно превосходить реальные потребности потребителей.

Третий тип технологий продать практически невозможно (если под продажей понимать обычную схему «товар – деньги»). Это связано с тем, что товары, обладающие новыми потребительскими свойствами, требуют значительных затрат на проектирование и маркетинг, а рыночная судьба этого товара далеко не очевидна. Единственный потенциальный покупатель – венчурный капитал, речь о котором пойдет ниже.

Особого упоминания заслуживают технологии, имеющие экологическую направленность. Их можно было бы отнести к первому типу, если они снижают вредные воздействия, или ко второму типу, если они снижают расходы на защиту от вредных воздействий. Особое положение экологических технологий связано с тем, что, во-первых, проблемы экологии сейчас очень актуальны и, во-вторых, к их использованию можно привлечь правительственные либо некоммерческие организации. Поэтому, перспективность таких технологий выше, чем всех остальных.

Как же определить, оправдано ли активное продвижение технологии на рынок? Уже упоминалось, что готовых рецептов в этой области не бывает. Технология не может быть «гарантированно успешной», она может быть лишь «похожа на успешную». Идеальный проект на сегодняшний день представляется следующим образом:

  • Технология охватывает большой рынок (годовой объем продаж 100 млн. $ и более).
  • Проект обладает высокой степенью готовности (существуют действующие образцы, подготовлена техническая документация, проведены необходимые экспертизы).
  • Затраты на внедрение технологии предельно малы.
  • Техническая суть технологии не публиковалась в печати.
  • Спектр возможных применений технологии чрезвычайно широк.
  • Предлагаемые технические решения либо существенно улучшают потребительские свойства продукции, либо значительно сокращают издержки производства.

Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих методов является:

  • составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов;
  • балльная оценка проектов, в том числе с учетом неопределенности;
  • финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

  • целевые критерии;
  • внешние и экологические критерии;
  • критерии реципиента, осуществляющего проект;
  • критерии научно-технической перспективности;
  • коммерческие критерии;
  • производственные критерии;
  • рыночные критерии;
  • критерии региональных особенностей реализации проекта.

Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают: совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом; соответствие проекта отношению организации к риску; соответствие проекта отношению организации к нововведениям; устойчивость положения организации и т. д.

Внешние и экологические критерии включают: правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству; возможное влияние перспективного законодательства на проект; возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта; воздействие проекта на уровень занятости и т. д.

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают: навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи; стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке; данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории; данные о потенциале роста; показатели диверсификации и т. д.

При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения.

Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о: перспективности используемых научно-технических решений; патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений; перспективности применения полученных результатов в будущих разработках; положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т. д.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные: о размере инвестиций, стартовых затратах на осуществление проекта; потенциальном годовом размере прибыли; ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли; значении внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора; соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений; сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков; стабильности поступления доходов от проекта; возможности использования налоговых льгот; оценке периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам; необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях; финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии включают данные: о доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования; необходимости технологических нововведений для осуществления проекта; наличии производственного персонала (по численности и квалификации); возможности использования отходов производства; потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т. д.

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку: соответствия проекта потребностям рынка; общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок; вероятности коммерческого успеха; эластичности цены на данную продукцию; необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок; соответствия проекта уже существующим каналам сбыта; препятствий для проникновения на рынок; защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации; ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т. д.

Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах.

Следующим этапом процедуры экспертизы является балльная оценка рассматриваемых проектов. Метод балльной оценки заключается в следующем:

  • оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев);
  • критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей);
  • качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражаются количественно.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т. д.

Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий: финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту; определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.

Оценка финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности).

Определение эффективности проекта и принятие решения об инвестировании средств осуществляется с использованием различных показателей, к которым относятся:

  • чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект, или чистая приведенная стоимость (NPV);
  • индекс доходности (ИД) или индекс прибыльности (PI);
  • внутренняя норма доходности (ВНД) или внутренняя норма прибыли;
  • срок окупаемости.

Этап принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью определить оптимальное сочетание различных типов финансирования и различных источников на тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на: снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами; оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта; возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита.

Особое значение на этом этапе имеют обеспечение контроля за целевым расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

  • описательный;
  • сравнение положений «до» и «после»;
  • сопоставительная экспертиза.

Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование, и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов. Этот метод также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

  • наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля;
  • при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
  • проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
  • методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. д.

Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей предъявляются следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3—5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации;
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации;
  • проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.

Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации) (табл.2.12).

Экономическая эффективность инноваций

Коммерциализация – процесс введения инновационного объекта в хозяйственный оборот с прибылью, с учетом покрытия затрат на предшествующий научный результат.

Оценки коммерциализуемости:

  1. Положительная – разработчик претендует на часть прибыли от проекта, которая покрывает его предшествующие затраты;
  2. Отрицательная – разработчик не может претендовать на часть прибыли, получаемой от реализации инновационного продукта;
  3. Компромиссная – разработчик претендует на часть прибыли, но она не покрывает его затраты на предшествующие результаты.

Этапы коммерциализации технологии:

  • Актуализировать объект коммерциализации.
  • Проверить факт наличия прав на объекты интеллектуальной собственности.
  • Установить срок охраны и территорию действия прав на ОИС.
  • Провести анализ документов, подтверждающих права владельцев.
  • Оценить стоимость инновационного объекта.

Цену обычного товара определяют три фактора: сам товар, конкуренты и производитель товара. Механизмы влияния хорошо известны и описаны в многочисленной литературе. Эти же три фактора влияют на цену и нашего товара, к ним, однако, добавляется еще один, пожалуй, самый главный – покупатель. Упоминавшиеся ранее международные банки технологий предлагают десятки тысяч технологий, но никогда не называют их цену. Фиксированной цены на технологию не существует, она является предметом переговоров с конкретным покупателем.

Извлечение из доклада ЮНИДО в 1994 г.: «Не существует стандартной методики определения цены на технологию, но есть значительное количество рецептов, которые специалисты могут предложить Вам». Основные подходы к формированию цены:

Подход 1 – расчет цены, исходя из позиций монопольного ценообразования. Владелец научно-технического знания, имеющего правовую охрану, выступая монополистом на рынке, может продать свой товар по той цене, которую он сочтет приемлемой. Однако в реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену. «Технология стоит столько за сколько Вам удалось ее продать, не больше и не меньше!» (контрактор США).

Подход 2 – цена определяется исключительно величиной затрат на проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также получение патентных прав.

Подход 3 – смешанный подход, когда используются обе стратегии – затратная и рыночная, таким образом при оценке стоимости технологии учитывается реальная прибыль при введении ОИС в хозяйственный оборот.

Факторы, влияющие на ценообразование технологии: стадия разработки научно-технического новшества; его правовая охрана; его техническая и коммерческая ценность; объем передаваемых прав; условия платежа; наличие ноу-хау; наличие патентной защиты и объем патентных прав; спрос на рынке на данную технологию и его продолжительность спроса; наличие на рынке аналогичных решений; возможность оказания технической помощи; необходимость поставки сырья, материалов, специального оборудования, комплектующих и т. п.

Основные методы определения цены технологии:

1. Правило 25 процентов. В последние годы довольно широко утвердилось мнение, что 25% прибыли – справедливая плата за технологию. Имеется в виду вся прибыль от продажи товаров, использующих продаваемую технологию. В расчет обязательно включается возможная экономия затрат на производство, продажу, сервис и пр., но исключаются дополнительные возможности на смежных и производных рынках. Правило подразумевает, что стороны должны договориться об отчислении покупателем 25% либо от фактического объема прибыли, либо от ожидаемых (и согласованных) ее размеров.

2. Рыночный подход. Основная идея рыночного подхода – покупатель должен платить столько, сколько позволяет рынок. На практике это означает отчисления (роялти) от общей продажной цены товаров, использующих лицензированную технологию, по заранее согласованным ставкам. Главный фактор, влияющий на величину лицензионного платежа – традиции конкретной отрасли, а также доступная информация о фактически заключенных сделках (опять-таки, в данной отрасли промышленности). Большинство опубликованных данных относится к контрактам, заключаемым университетскими лабораториями, коммерческие же фирмы стараются не разглашать эту информацию. Обычно размер отчислений составляет около 4%, хотя наблюдается довольно большой отраслевой разброс. Ориентировочные данные о размерах роялти приведены в табл. 2.13.

Средний отраслевой процент и роялти по известным сделкам с аналогичными технологиями используются лишь как начальная точка в переговорном процессе. Конкретные рыночные обстоятельства могут привести как к увеличению, так и к уменьшению отчислений. Приведенные выше данные относятся к так называемым неисключительным лицензиям, когда продавец оставляет за собой право лицензировать технологию еще кому-нибудь, а также использовать ее в собственной продукции. Исключительность лицензии приводит к росту роялти на 20—50% (т. е. 4% превращаются в 4,8—6%), в фармацевтической промышленности зафиксирован даже случай премии в 300%.

Еще один фактор, увеличивающий ставку лицензионного платежа, – значительные рыночные перспективы для покупателя, связанные с пионерским характером технологии, ее уникальностью и неординарностью технических решений (к сожалению, конкретных данных пока нет). И наоборот, если велика вероятность независимой разработки альтернативной технологии, – роялти может снизиться до 1,5%.

Что касается товаров, использующих несколько лицензируемых технологий, то ситуация с определением размеров роялти крайне запутана. Отчисления в обычном размере по каждой лицензии затруднительны для покупателя. С другой стороны, продавец вправе рассчитывать на увеличение роялти, так как товар на основе двух новейших технологий наносит больший ущерб его позициям на рынке. Поэтому в таких случаях используется индивидуальный подход, учитывающий все особенности технологий и рынка.

3. Затратный подход. Цена товара не может быть ниже расходов на его производство. Этот принцип отражает основную идею затратного подхода. По существу, продавец рассматривается как исполнитель заказа покупателя на выполнение определенных научно-исследовательских работ, а стоимость этих работ и считается ценой технологии. Такой подход, естественно, нельзя назвать справедливым, поскольку игнорируется умение и талант изобретателя. Молчаливо предполагается, что продаваемую технологию может создать любой профессиональный коллектив инженеров. Еще одно распространенное направление критики затратного подхода – то обстоятельство, что он не учитывает стоимость исследований, завершившихся неудачей. Нередко пионерским разработкам предшествует до пяти безрезультатных этапов, и практически все они необходимы для получения конечного результата. И, наконец, затратный подход не принимает во внимание рыночный эффект технологии, что в условиях рыночной экономики абсурдно. Тем не менее, затратный подход дает нижнюю (самую нижнюю) границу цены технологии.

4. Общеделовой подход. Относительно недавно был предложен новый подход к определению цены технологии, опирающийся на опыт и знания деловых людей при планировании затрат всей «поточной линии» бизнеса. Идея состоит в том, чтобы вычленить расходы на поддерживающие (т. е. обеспечивающие постоянную конкурентоспособность продукции) исследовательские и конструкторские разработки. Например, если издержки производства составляют 30% от общего объема продаж, стоимость маркетинга – 20%, управленческие затраты – 13%, дистрибуция – 7% и прибыль – 15%, то оставшиеся 15% и есть стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, т. е. цена технологии. Этому анализу подвергается деятельность продавца, чей товар производится по рассматриваемой технологии и уже присутствует на рынке.

Описываемый метод можно было бы назвать обобщенным затратным подходом, так как помимо стоимости самой технологии (точнее, стоимости ее разработки) учитываются также затраты на безрезультатные исследования. Еще одно преимущество общеделового подхода над затратным – возможность оценки технологий, не обладающих стопроцентной готовностью. Например, если технология готова только на треть, то в приведенных выше расчетах 15% превращаются в 5. Как уже упоминалось, затратный подход в любой его форме не очень приемлем. Однако применение общеделового подхода к деятельности покупателя может дать одну из оценок максимальной цены, которую покупатель не сочтет чрезмерной.

Альтернативы покупателя

Покупатель, формируя собственные представления о приемлемой цене технологии, анализирует экономические перспективы нескольких вариантов развития событий. Как и любой прогноз, этот анализ может дать лишь возможный диапазон финансовых показателей – от неблагоприятной до благоприятной оценки. Каждый путь имеет свои составляющие затрат и доходов, свои риски и вероятность успеха. Наша задача в этих обстоятельствах – так организовать переговорный процесс, чтобы покупка нашей технологии стала наиболее привлекательной альтернативой для покупателя. Добиваться этого следует за счет тщательно продуманных формулировок технической сути, включения в соглашение о конфиденциальности особых условий (об этом речь пойдет далее), хорошо продуманной системы защиты наших расчетов цены технологии.

Нулевой вариант. Отправной точкой для сравнения альтернатив является нынешнее положение покупателя, т. е. вариант, по которому он ничего не предпринимает и использует те технологии, которые уже имеет. Этот путь наиболее понятен покупателю, хорошо им изучен и проанализирован. Главный показатель – наилучшая ближайшая перспектива (НБП) – прогноз расходов и доходов фирмы на ближайший финансовый год (обычно НБП рассчитывают не только на весь год, но и на каждый квартал). Именно эти цифры и будут сравниваться покупателем с альтернативами. В большинстве рыночных ситуаций нулевой вариант характеризуется наибольшей вероятностью успеха и наименьшими рисками, хотя сам факт наличия новой технологии – нашей технологии – эти риски увеличивает, что связано с возможностью перехода этой технологии к конкурентам.

Покупка технологии. Этот вариант для нас является самым интересным. Покупатель получает от нас технологию и выходит на рынок с товаром, произведенным по новой технологии. Соответственно, изменится структура расходов и доходов в НБП. Добавятся (или изменятся) следующие статьи расходов: выплаты по контракту о передаче технологии; исследовательские и проектные работы; подготовка производства; модернизация производственной базы; дополнительные маркетинговые затраты.

Список солидный, однако, следует иметь в виду, что большая часть этих расходов не слишком велика – их минимальность была одним из главных принципов на этапе принятия решения о целесообразности продажи. Дополнительные доходы и выгоды уже упоминались: рост объема продаж; рост нормы прибыли; дополнительные возможности на смежных и производных рынках; снижение издержек производства (для соответствующих технологий); улучшение репутации фирмы (например, для технологий экологической или социальной направленности).

Вероятность успеха определяется качеством технологии (особенно – степенью готовности и воспроизводимостью). Существенное увеличение рисков следует ожидать только для технологий, по которым производятся товары с новыми потребительскими свойствами.

Собственные разработки. Еще одной альтернативой для покупателя является интенсификация собственных разработок новых технологий. Структура расходов и доходов для этого пути близка к предыдущему варианту – покупке нашей технологии. Имеется, однако, ряд отличий, неблагоприятных для покупателя. Во-первых, расходы на научно-исследовательские работы существенно выше, так как помимо испытаний опытных образцов необходимо эти образцы еще и разработать. Во-вторых, выход нового товара на рынок затянется, что может привести к ухудшению позиций нашего партнера на рынке и финансовым потерям.

Конфликтный путь. Самый неприятный для нас вариант заключается в следующем. Потенциальный покупатель, воспользовавшись нашими материалами, модифицирует предлагаемую технологию и самостоятельно выходит на рынок. Такой путь отнюдь не является гипотетическим, практика учета расходов, связанных с возможным судебным разбирательством о нарушении авторских прав, является общепринятой. Для реализации такого пути покупателю потребуется, во-первых, найти слабые места в соглашении о конфиденциальности и наших технических формулировках и, во-вторых, провести собственные научно-исследовательские работы без полного комплекта технической документации. Все это связано с ростом затрат. Есть еще один источник финансовых потерь. На период судебного разбирательства все представители сторон, имеющие информацию, относящуюся к сути спора, временно отстраняются от выполнения своих служебных обязанностей. В эту категорию попадает и технический персонал покупателя, выполнивший спорную разработку. Если судебные слушания затянутся, покупатель понесет серьезные потери: неработающие сотрудники – неполученные прибыли. Анализируя конфликтный путь, не следует забывать и о возможном ущербе престижу покупателя в случае судебного решения не в пользу последнего.

Обзор возможных альтернатив покупателя наталкивает на идею вычислить цену технологии, рассчитав статьи доходов и расходов для всех вариантов (безусловно, при подготовке к переговорам с потенциальным покупателем эти расчеты необходимо выполнить). Искомая цена должна обеспечивать экономическую привлекательность именно покупки технологии. В принципе, такой подход возможен, хотя и имеет ряд недостатков. Во-первых, расчеты обязательно будут содержать субъективные факторы – оценки рисков и вероятности успеха. Во-вторых, совершенно игнорируются наши собственные интересы, ведь полученный результат может оказаться ниже затрат на продажу технологии, не говоря уже о прибыли. И, наконец, этот подход дает лишь величину, приемлемую для покупателя. Вопрос о справедливости распределения прибыли между партнерами остается за кадром. Собственно, существующие методы определения цены технологии отражают различные подходы к понятию справедливости в данном вопросе.

Показатели оценки экономической эффективности инновационной деятельности. В настоящее время в соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли, простая норма прибыли на акционерный капитал, коэффициент финансовой автономности проекта, коэффициент текущей ликвидности, срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.

В данном пособии для оценки общей экономической эффективности инноваций мы рассмотрим систему следующих показателей: интегральный эффект; индекс рентабельности; норма рентабельности; период окупаемости.

1. Интегральный эффект представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, т. е. с учетом дисконтирования результатов и затрат:

где

– Тр – расчетный год;

– Pt – результат в год t;

– Зt – инновационные затраты в год t;

– At – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект называют также чистым дисконтированным доходом, чистой приведенной или чистой современной стоимостью, чистым приведенным эффектом.

2. Индекс рентабельности инноваций.

В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

где

– Дj – доход в периоде j;

– Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

В числителе этого выражения – величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе – величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект положителен, то индекс рентабельности> 1, и наоборот. При индексt рентабельности> 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (<1) – неэффективным.

3. Норма рентабельности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. Доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту:

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.

За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15—20%.

Норма рентабельности определяется аналитически как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.

Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины.

Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным.

В случае, когда имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.

4. Период окупаемости является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в отечественной практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений», он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инновационное мероприятие будет реализовано, и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Формула для расчета периода окупаемости:

где К – первоначальные инвестиции в инновации;

Д – ежегодные денежные доходы.

Методы снижения риска

При отборе инновационных проектов следует обратить внимание на способы снижения риска.

В практике управления инновационными проектами применяют следующие способы снижения риска:

1) распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

2) страхование;

3) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Распределение риска происходит при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. При этом участники проекта принимают ряд решений, расширяющих либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. Проводя соответствующие переговоры, участники проекта должны проявлять определенную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны на себя принять.

Многие крупные проекты могут иметь задержку в реализации, что может привести к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость проекта. Поэтому важная роль принадлежит страхованию рисков. Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой компании.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта. При этом учитывается точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов.

Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасход средств. Структура резерва на покрытие непредвиденных расходов определяется двумя методами:

1) резерв делится на общий и специальный;

2) определяются непредвиденные расходы по видам затрат (заработная плата, материалы и др.).

Общий резерв покрывает изменения в смете и др. Специальный резерв включает надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по позициям, оплату исков по контрактам. Это особенно важно в условиях инфляции.

Дифференциация резерва по видам затрат позволяет определить степень риска, связанного с каждым видом затрат, и в дальнейшем учесть риск на отдельных этапах проекта.

Для дальнейшего уточнения размеров непредвиденных расходов устанавливается взаимосвязь с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных для корректировки непредвиденных расходов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету, и не должен использоваться для компенсации затрат, являющихся следствием неудовлетворительной работы.

План финансирования проекта должен учитывать:

  • риск нежизнеспособности проекта;
  • налоговый риск;
  • риск незавершения проекта.

Инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности, обеспечения окупаемости капиталовложений. На микроуровне основное внимание уделяется коммерческой эффективности проекта, которая определяется как отношение финансовых затрат и результатов.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)