Экономическое сотрудничество в ООН универсальное по субъектам и отраслевое по объектам

214. Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства – члены ООН.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

– поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности, торговля между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;

– установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;

– содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;

– содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;

– согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД – сессия Конференции, созываемая раз в четыре года, а в период между сессиями – Совет ЮНКТАД.

Основными вспомогательными органами являются: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по промышленным товарам, Комитет по невидимым статьям торговли и финансирования, связанного с торговлей, Комитет по морским перевозкам, Комитет по передаче технологий, Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, Специальный комитет по преференциациям.

Уже из перечня комитетов видно, что многие из них в известной мере дублируют иные международные учреждения, действующие как в рамках системы ООН, так и вне ее.

Но особенностью ЮНКТАД является то, что всю ее деятельность и функциональные задачи пронизывает увязка торговли и экономического развития с интересами развивающихся стран в целях ускорения их экономического роста, в частности, в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и “невидимыми статьями” торговли (транспорт, передача технологий, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.

215. К числу важнейших достижений деятельности ЮНКТАД следует отнести, в частности, разработку Общей системы преференций со стороны экономически развитых стран для экспорта развивающихся стран (1968 г.);

Глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.);

Свода принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой (1980 г.);

содействие в функционировании международных соглашений по сырьевым товарам (какао, сахар, зерновые, и т.д.) и межправительственных исследовательских групп по сырьевым товарам (железная руда, вольфрам, медь, никель и т.д.), включая организацию Общего сырьевого фонда для финансирования операций международных “буферных” запасов и других проектов в области сырьевых товаров.

Кроме того, в ЮНКТАД разрабатывались проекты ряда конвенций, в том числе в области морского транспорта. В ЮНКТАД создана была также Автоматизированная система таможенных данных (АСИКАДА) на основе использования компьютеризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.

216. Кроме Генеральной Ассамблеи ООН (и особенно ее Комитета пленарного состава по экономическому сотрудничеству), ЭКОСОС и ЮНКТАД – основных органов, ведающих вопросами экономического сотрудничества в рамках ООН, – эти вопросы в части отдельных специфических проблем с социальными акцентами (и лишь косвенно с торгово-экономическими) входят в компетенцию следующих вспомогательных органов ООН под эгидой Генеральной Ассамблеи:

– Программа развития ООН (ПРООН, ИЛИ UNDP). Цель ПРООН, действующей с 1966 г. под эгидой Генассамблеи и ЭКОСОС, – содействие развивающимся странам в ускорении их экономического и социального развития путем оказания помощи правительствам развивающихся стран в выполнении их планов развития.

Финансирование складывается из добровольных взносов правительств стран-членов ООН. Совет управляющих ПРООН руководит распределением средств, разрабатывает программы и директивы для ПРООН;

– Всемирный продовольственный совет, создан в 1974 г. под эгидой Генассамблеи и ЭКОСОС. Координирует сотрудничество в вопросах производства продовольствия, продовольственной безопасности, продовольственной помощи.

Разрабатывает рекомендации правительствам и странам ООН в части разрешения продовольственных проблем. Особое внимание уделяется сотрудничеству между развивающимися странами в производстве продовольствия;

– Мировая продовольственная программа. Учреждена в 1961 г. в совместном ведении ООН и ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) в целях предоставления продовольственной помощи для поддержки проектов развития и для чрезвычайных нужд;

– Комитет по политике и программам продовольственной помощи, образован в 1975 г. совместно ООН и ФАО в качестве, по существу, аффилированного органа Мировой продовольственной программы с задачами: обеспечения руководства в выполнении этой Программы и разработки предложений по ее более эффективной реализации, а также для проведения межправительственных консультаций по национальной и международной политике и программам продовольственной помощи;

– Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития, образован в 1979 г. под эгидой Генассамблеи ООН с задачами: содействия согласованию политики органов ООН в научно-технической области; разработки Программы планирования развития науки и техники на международном, субрегиональном, региональном, межрегиональном и национальном уровнях; выявления и оценки новых научно-технических достижений, полезных для развивающихся стран; содействия мобилизации ресурсов и руководству финансирования ООН развития науки и техники.

Вспомогательным органом Межправительственного комитета по науке и технике является с 1980 г. Консультативный комитет по науке и технике в целях развития. Задачами его являются: оказание консультаций Межправительственному комитету и другим органам ООН.

217. К “семье” ООН относятся и так называемые специализированные учреждения ООН. Само слово “специализированные” говорит о первоначальном резоне создания этих учреждений с сугубо отраслевой компетенцией с тем, чтобы “разгрузить” ООН как таковую от регулирования специфических межгосударственных отношений.

Юридически так называемые специализированные учреждения – все представляют собой межправительственные организации, являются совершенно самостоятельными субъектами международного права, с составом участников, часто не совпадающим с составом членов ООН.

Иногда членство в отдельных специализированных учреждениях (например МВФ, МБРР) обусловлено и особыми условиями, которые формально выводят эти учреждения в строгом смысле слова из-под понятия универсальности. В течение многих десятилетий Советский Союз и другие социалистические страны не участвовали ни в МВФ, ни в МБРР.

Отличается в отдельных специализированных учреждениях и порядок принятия правовых актов (“взвешенное” голосование), отличается и их правовая сила от решений, принимаемых органами ООН.

В то же время следует подчеркнуть, что специализированные учреждения находятся с ООН в самых тесных координационных (но не субординационных) отношениях.

Многие из специализированных учреждений либо целиком ориентированы на выполнение экономических функций, либо такие функции составляют существенную часть их компетенции.

К сфере международного экономического сотрудничества следует отнести и Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), возникшую в 1966 г. и в 1985 г. преобразованную в специализированное учреждение ООН.

Основной целью ЮНИДО стало содействие процессу индустриализации и оказания технической помощи развивающимся странам, а также координации всей деятельности ООН в области промышленного развития.

Что касается, однако, правового регулирования промышленного развития как такового, это регулирование практически осуществляется в основном внутринациональным правом соответствующих государств или же “разносится” по отраслям международного торгового права и международного имущественного права.

В рамках этих подотраслей МЭП рассматриваются и особые, в том числе преференциальные, правовые условия, действующие в части содействия промышленному прогрессу развивающихся стран.

С функциями международного экономического сотрудничества отчасти соприкасается компетенция и таких специализированных учреждений, как:

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО);

Международная организация труда (МОТ);

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)