Эффективность стандартизации

Эффективность стандартизации как формы регулирования про­цессов результатов деятельности во всех сферах производственно­ технических, торгово-­экономических, социальных и других отно­шениях находит подтверждение на международном уровне, в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах.

Мировой и национальный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда ис­ключительно средствами стандартизации, представил большое раз­нообразие форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, определяются конкретикой состояния и развития эконо­мики, условиями и факторами ее функционирования.

Стандарты устанавливают требования по всем стадиям жизнен­ного цикла продукции, работ и услуг (разработка, производство, эксплуатация, утилизация) и применяются всеми участниками этих процессов. Эффективность стандартизации в условиях развитых рыночных отношений проявляется через следующие ее функции: экономиче­скую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция охватывает следующие аспекты:

  • представление информации о продукции и ее качестве, по­зволяющей участникам торговых операций правильно оце­нить и выбрать товар, оптимизировать капиталовложения;
  • распространение в промышленности информации о новой технике, материалах и методах измерений и испытаний;
  • повышение производительности труда и снижение себестои­мости, содействие конкуренции на основе стандартизации методов испытаний и унификации основных параметров продукции, что позволяет проводить ее объективное сравне­ние;
  • обеспечение совместимости и взаимозаменяемости;
  • рационализация управления производственными процесса­ ми и обеспечение заданного уровня качества продукции.

Социальная функция предусматривает фиксацию такого уров­ня параметров и показателей продукции, который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, обеспечива­ет охрану окружающей среды и безопасность людей при произ­водстве, обращении, использовании и утилизации продукции.

Социальная функция стандартизации в условиях динамично протекающего процесса реформирования экономики приобретает особо важное значение, поскольку она реализует и гарантирует основные права граждан, единство в проведении по этим вопросам федеральной и региональной политики в области охраны жизни, здоровья граждан и окружающей природной среды.

Коммуникативная функция предусматривает создание базы для объективизации различных видов человеческого восприятия информации, а также фиксацию терминов и определений, класси­фикаторов, методов измерений и испытаний, чертежей, условных знаков, обеспечивая необходимое взаимопонимание с учетом международных регламентов, в том числе систему учета, статисти­ки и финансово-­бухгалтерской деятельности, систему конструктор­ско-­технологической документации, системы управления процес­сами и др.

Для более полной реализации коммуникативной функции стан­дартизации регулирование терминологии становится одной из важнейших задач. Совокупность общих понятий стандартизации, установленная в основополагающих документах ИСО, МЭК, ВТО, должна быть непосредственно введена в ГСС.

Стандартизация терминологии позволяет обеспечить единство понятийно­-терминологического аппарата, применяемого как в за­конодательстве Российской Федерации, так в отношениях субъек­тов хозяйствования друг с другом и органами государственного управления всех уровней.

В настоящее время термины «стандартизация», «стандарт», «технический регламент», применяемые в Российской Федерации и приведенные в ГСС (ГОСТ Р 1.0—2004), международной, в том числе принятой в ВТО, терминологии не противоречат, отражая сложившуюся практику государственного регулирования качества и безопасности продукции.

Реальные условия функционирования российской экономики, а также обеспечение выполнения условий присоединения России к ВТО требовали акцентированного внимания к практической реа­лизации общепринятых в международной и зарубежной практике функций стандартизации.

При этом основными исходными предпосылками развития и совершенствования стандартизации в Российской Федерации в на­стоящее время являются:

  • признание необходимости государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночный характер; высокий уровень самостоятельности хозяйствующих субъек­тов и необходимость в связи с этим отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса интере­сов заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствова­ния;
  • трансформация общей идеи интеграции экономики России с европейской и мировой экономиками в практические меро­приятия после вступления России в ВТО;
  • сохранение приоритетности торгово-­экономического, науч­но-­технического и технологического партнерства в рамках СНГ;
  • необходимость поэтапного снижения импортозависимости национального рынка товаров и услуг;
  • опережающий характер интеграции в науке и технике по от­ношению к торгово­экономической интеграции; выявление областей науки и техники (открытые информационные си­стемы, CALS­технологии), где стандартизация также должна носить опережающий характер.

Указанные положения должны использоваться при выполнении всего комплекса работ по стандартизации, включая:

  • установление приоритетных направлений и объектов стан­дартизации;
  • совершенствование законодательных основ, а также активи­зацию формирования необходимого технического законода­тельства;
  • оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;
  • перспективное и текущее планирование, построенное на ре­зультатах исследований и расчетов экономической и других видов эффективности стандартов;
  • реформирование системы управляющих и исполнительных органов по стандартизации;
  • внедрение современных информационных технологий как в систему информационного обеспечения, так и непосред­ственно в процедуры разработки стандартов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)