Движущиеся картины

Эффект кажущегося движения могут вызвать не только такие простые, последовательно воздействующие на зрительную систему стимулы, как расположенные рядом точечные источники света.

На принципах, о которых будет рассказано в этом под- разделе, основан один из самых знакомых и убедительных примеров движения – «движущиеся картины».

Разумеется, сами картины не двигаются. Речь идет о кинематографе – о проецировании на экран быстро сменяющих друг друга кадров, на которых запечатлены очень незначительно отличающиеся друг от друга сцены. Каждый последующий кадр отличается от предыдущего небольшим изменением положения в пространстве движущегося объекта.

Если эта последовательность неподвижных кадров проецируется на экран с надлежащей скоростью (обычно  24 кадра в секунду), возникает ощущение движения. Так же как  и в случае стробоскопического движения, характер кажущегося движения, создаваемый движущимися картинами, зависит от скорости проецирования.

Если скорость мала, видны только мелькания или – при совсем незначительной скорости – ряд отдельных кадров, если же скорость слишком велика – все кадры сливаются в расплывающееся пятно.

Как уже было сказано при обсуждении таких явлений, как эффекты маскировки и инерция зрения <…>, реакция зрительной системы на визуальную стимуляцию продолжается еще какое-то время и после исчезновения вызвавшего ее раздражителя. В случае же киноленты, если ряд отдельных кадров демонстрируется с надлежащей скоростью, в нейронах, возбужденных предыдущим кадром, потенциалы действия продолжают возникать и после того, как на экране возник последующий кадр.

А это значит, что изображение, запечатленное на каждом кадре, «сливается» с изображениями, запечатленными на предшествующем и следующем кадрах, что и производит впечатление непрерывного движения. Зрительная система интегрирует, или суммирует, ряд последовательных образов, создавая иллюзию непрерывной визуальной сцены или события. Ниже описано экспериментальное подтверждение феномена, называемого кинетическим затуманиванием и основанного на эффекте последействия.

Хотя инерционность зрительной системы (т.е. эффект по- следействия) важна для восприятия плавного, непрерывного движения из последовательно представляемых отдельных изображений, и прежде всего потому, что благодаря ей периоды затемнения между изображениями остаются незаме- ченными, не менее важен и другой фактор.

Плавное объединение кадров достигается за счет близкого сходства их отличительных признаков и общности содержания. Чем теснее они связаны между собой и чем больше структурное сходство соседних кадров, тем выше их «феноменальная идентичность», т.е. тем легче зрительной системе объединить информацию, последовательно получаемую от физически дискретных (не связанных друг с другом) стимулов, таким образом, что мы воспринимаем, как непрерывное движение.

Когда мы смотрим какой-либо отрывок из кинофильма – например, кадры, на которых изображен бегущий человек и между которыми сохраняется преемственность, – изменения в положении его рук, ног и всего тела от кадра к кадру проецируются на один и тот же участок сетчатки, то, что изображено на кадре, сохраняет свою кажущуюся связность и структурную общность.

Перцептивный результат таков, что зрительная система интерпретирует эти последовательные, связанные друг с другом изменения как движение. Напротив, череда не похожих друг на друга, откровенно не совместимых друг с другом кадров способна дезориентировать зрительную систему.

Хотя у нее и может быть опыт восприятия последовательности превращающихся друг в друга разных форм, возможность восприятия плавного, кажущегося движения снижается. Условия, способствующие проявлению подобного феномена, можно создать только в лаборатории, занимающейся изучением восприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)