Экономическая мысль в Древней Греции

Была написана первая книга с таким названием, появилось слово «Экономика»

На пер­вом эта­пе раз­ви­тия об­щес­тва не бы­ло собс­твен­но эко­но­ми­че­ской мыс­ли в ка­че­стве обо­со­блен­но­го яв­ле­ния. Она воз­ни­ка­ет в Древ­ней Гре­ции 2500 лет на­зад. В тот пе­ри­од в Гре­ции осно­вой бы­ло на­ту­ра­ль­ное хо­зяйс­тво и ра­бо­вла­де­ние.

Важ­ное зна­че­ние имел ры­нок. Уже су­ще­ство­ва­ло  ре­мес­ло, на­ем­ный труд по­ден­щи­ков и т.п. Де­нь­га­ми обыч­но бы­ли самородки,  кольца, слит­ки, а в седьмом веке до новой эры воз­ни­кли мо­неты.

Глав­ной фор­мой про­из­водс­тва бы­ли ра­бо­вла­де­ль­че­ские до­мо­хо­зяйс­тва, ко­то­рые и со­зда­ли по­треб­ность в осо­бой эко­но­ми­че­ской на­уке, и та­кая на­ука тог­да воз­ни­кла. В тот пе­ри­од воз­ник собс­твен­но тер­мин «эко­но­ми­ка», что в пе­ре­во­де на рус­ский язык озна­ча­ет «до­мо­хо­зяйс­тво».

В тот пе­ри­од уже су­ще­ство­ва­ли шко­лы, в ко­то­рых обу­ча­ли де­тей. В то же вре­мя про­фес­си­она­ль­ные зна­ния обыч­но пе­ре­да­ва­лись по на­следс­тву. Су­ще­ство­ва­ло мно­го раз­лич­но­го ро­да на­став­ле­ний, ру­ко­водств по раз­ным фор­мам тру­да: зем­ле­де­лию, ко­не­водс­тву, ку­ли­на­рии и т.п.

Тог­да эко­но­ми­че­ская на­ука не обо­со­бля­лась в це­лом от дру­гих об­щес­твен­ных, гу­ма­ни­тар­ных на­ук. В то же вре­мя по­яви­лась пер­вая эко­но­ми­че­ская ра­бо­та.

Осо­бое зна­че­ние для эко­но­ми­че­ской на­уки име­ют ра­бо­ты трех древ­них гре­ков: Ксе­но­фон­та, Пла­то­на, Арис­то­теля.

КСЕНОФОНТ (430 -355 гг. до но­вой эры) был во­ен­ным, фи­ло­со­фом, по­ли­ти­ком (го­су­дарс­твен­ным де­яте­лем). Со­хра­ни­лось мно­го его ра­бот по этим во­про­сам. Его мож­но счи­тать и пер­вым эко­но­ми­стом.

Со­хра­ни­лась его спе­ци­аль­ная ра­бо­та по эко­но­ми­ке – до­мо­хо­зяйс­тву (Эко­но­ми­кос). Её на­зва­ние пе­ре­во­дят на рус­ский язык раз­лич­но: до­мо­строй, до­мо­хо­зяйс­тво, до­мо­водс­тво, эко­но­ми­ка. На­пи­са­на кни­га  в ви­де диа­ло­га Со­кра­та и  ра­бо­вла­де­ль­ца. Она по­свя­ще­на всем во­про­сам до­мо­хо­зяйс­тва – ор­га­ни­за­ции тру­да, ме­не­джмен­ту, тех­но­ло­гии зем­ле­де­лия и т.п. Её основ­ные по­ло­же­ния мож­но ви­деть из на­зва­ния глав этой кни­ги.

В ис­то­рии эко­но­ми­че­ской мыс­ли это­му про­из­ве­де­нию уде­ля­ют до­ста­точ­но вни­ма­ния, но, тем не ме­нее, в це­лом не­до­оце­ни­ва­ют его зна­чение.

Ксе­но­фонт ис­хо­дил из не­воз­мож­но­сти всез­на­ния в хо­зяйс­твен­ном де­ле. В то же вре­мя он дал не то­ль­ко об­щие прин­ци­пы ме­не­джмен­та, но и зна­ния об эко­но­ми­ке основ­но­го тог­да зве­на – до­мо­хо­зяйс­тва. Он вклю­чил в про­из­ве­де­ние и прак­ти­че­ские зна­ния – агро­те­хни­ку вы­ра­щи­ва­ния зер­но­вых, са­до­водс­тво. Его про­из­ве­де­ние – факт единс­тва тех­ни­че­ских и при­клад­ных эко­но­ми­че­ских на­ук в тот период времени. В по­сле­ду­ющем они обо­со­би­лись.

Ина­че, осо­знан важ­ный эко­но­ми­че­ский за­кон: раз­ви­тие раз­де­ле­ния тру­да ве­дёт к рос­ту рын­ка. Он од­но­вре­мен­но рас­сма­три­вал и двойс­твен­ную при­ро­ду то­ва­ра – его два свойс­тва: по­тре­би­те­ль­ную и ме­но­вую сто­имость (на­зна­че­ние то­вара).

Он ука­зы­вал на то, что управ­ля­ющи­ми бы­ли ра­бы, ко­то­рые ор­га­ни­зо­вы­ва­ли про­из­водс­тво. И их спе­ци­аль­но за это по­ощ­ря­ли. Над­смотр­щи­ка­ми над ра­ба­ми бы­ли обыч­но сво­бод­ные лю­ди. Их функ­ции бы­ли об­ширнее.

Ксе­но­фонт рас­сма­три­ва­л, как на­до “раз­во­дить ра­бов” – ко­му из них мож­но, а ко­му не­ль­зя раз­ре­шать же­ни­ться.

Он од­но­вре­мен­но от­ме­чал ОГРАНИЧЕННОСТЬ по­треб­но­стей в ору­ди­ях, утва­ри и т.п. и од­но­вре­мен­но БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ в на­коп­ле­нии де­нег: «Де­нег ни­кто не име­ет сто­ль­ко, что­бы не же­лать иметь их еще бо­льше».

ПЛАТОН (427 – 347 гг.) – один из са­мых из­ве­ст­ных фи­ло­со­фов. Он од­но­вре­мен­но мно­го на­пи­сал и о эко­но­ми­ке. Он так­же со­об­щал, что со­фис­ты учи­ли до­мо­водс­тву. Он рас­сма­три­вал прак­ти­че­ски все во­про­сы эко­но­ми­ки. Из них упо­мя­нем сле­ду­ющие:    

—  уче­ние о бла­гах: их сущ­ность, сис­те­ма­ти­ка. С этой точ­ки зре­ния, его идеи бо­га­че мнений ути­ли­та­ристов ХХ ве­ка. В лю­бом слу­чае, это уче­ние Пла­то­на на­до ис­по­ль­зо­вать и се­годня;

— не­об­хо­ди­мость оп­то­вых и роз­нич­ных куп­цов, то есть тех, кто ве­дёт за­морс­кую тор­го­влю и тор­гу­ет на рын­ке. Это очень важ­но, так как вступает в противоречие с со­вре­мен­ными устрем­ле­ниями ком­мер­сан­тов (“челноков”), ко­то­рые хо­тят быть и те­ми и дру­гими;

— вни­ма­ние к раз­ра­бо­тке на­став­ле­ния (ру­ко­водс­тва) по ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­ки ко­ло­ний (по­се­ле­ний). Лю­бо­пыт­но, что прак­ти­че­ское зна­че­ние это­го во­про­са не по­ни­ма­ют до на­сто­яще­го вре­ме­ни. Тог­да гре­ки ор­га­ни­зо­вы­ва­ли мно­го ко­ло­ний по бе­ре­гам мо­рей, в том чис­ле и Чер­но­го мо­ря (кто-то из древ­них юмо­ри­сти­че­ски го­во­рил – “гре­ки жили по бе­ре­гам сре­ди­зе­мно­го мо­ря, как ля­гу­шки си­дят по бе­ре­гам пру­да”).

Ка­кой-ли­бо ли­дер ор­га­ни­зо­вы­вал груп­пу лю­дей, са­ди­лись на ко­рабль и еха­ли на но­вое мес­то жи­те­льс­тва. И важ­но бы­ло знать как вы­брать учас­ток, ор­га­ни­зо­вать жизнь и т.п. лю­дей. Это бы­ла прак­ти­че­ская по­треб­ность.  Пла­тон дал та­кое ру­ко­водс­тво. Его труд не уто­пия (как обыч­но пи­шут), а ру­ко­водс­тво для со­вре­мен­ни­ков. Из­ве­ст­но, что Пла­то­ну при­хо­ди­лось ез­дить в та­кие по­се­ле­ния для ока­за­ния по­мо­щи в их ор­га­ни­за­ции, что бы­ло опас­но для него:

—  пор­ча зо­ло­тых мо­нет их об­ре­зкой. Тогда мо­не­ты  час­то бы­ли как плас­тин­ки (“лепешечки”), на ко­то­рых сто­яла круг­лая пе­чать.  Постепенно ме­тал во­круг пе­ча­ти об­ре­за­ли, так воз­ни­кла круг­лая фор­ма мо­неты;

—  пред­ложение ре­гла­мен­тации про­из­водс­тва, тор­го­вли, кон­тро­ли­ро­вании цен.

АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322). Его обыч­но счи­та­ют фи­ло­со­фом, но он так­же был и био­ло­гом, за­ло­жил осно­вы сис­те­ма­ти­ки жи­вот­ных, рас­сма­три­вал прак­ти­че­ски все во­про­сы тог­да­шней эко­но­ми­ки, рынка.

Ко вто­ро­му он от­но­сил ис­кус­ст­во де­лать де­нь­ги, на­кап­ли­вать бо­гатс­тва и на­зы­вал это хре­ма­ти­сти­кой. Фак­ти­че­ски он раз­ли­чал два спо­со­ба ис­по­ль­зо­ва­ния де­нег: де­нег как де­нег и де­нег как ка­питал.

Он по­ни­мал двойс­твен­ную при­ро­ду то­ва­ра: «обу­вью по­ль­зу­ют­ся и для то­го, что­бы на­де­вать её на но­гу, и для то­го, что­бы ме­нять её на что – ли­бо дру­гое» [“По­ли­ти­ка”]. Его по­ло­же­ния имеют  зна­че­ние для со­вре­мен­ной эко­но­ми­ки, ког­да  многие эко­но­ми­сты стре­мят­ся иг­но­ри­ро­вать эти два на­зна­че­ния то­вара.

Он раз­ли­чал две фор­мы ме­ны: дарс­твен­ную и тор­го­вую (ры­ноч­ную). Это по­ло­же­ние не ста­ло нор­мой для со­вре­мен­ной эко­но­ми­че­ской на­уки. В то же вре­мя без уче­та этих двух форм ме­ны не­ль­зя по­нять по на­сто­яще­му рынок.

Он вы­сту­пал про­тив рос­тов­щи­чества.

Глав­ный вклад Арис­то­те­ля  в экономическую науку со­сто­ит в том, что он по­пы­тал­ся тео­ре­ти­че­ски осо­знать основу рыночной мены или сущ­ность це­ны. Це­на пред­по­ла­га­ет со­по­ста­ви­мость то­ва­ров по ка­ко­му-то при­зна­ку.

Он рас­сма­три­вал ра­венс­тво пяти лож (ди­ва­нов) = одному до­му. И он пред­по­ла­гал их опре­де­лен­ное ра­венс­тво. Что мог­ло быть оди­на­ко­вым у та­ких ка­че­ствен­но раз­лич­ных то­ва­ров? Арис­то­тель на­зы­вал та­ким об­щим  свойством товаров за­тра­ты тру­да на них.  Фак­ти­че­ски, он ав­тор тео­рии тру­до­вой сто­имо­сти (цены) то­ва­ров.

Во вто­ром-пер­вом ве­ке до но­вой эры Гре­ция бы­ла за­во­ева­на Ри­мом. И гре­че­ские зна­ния бы­ли ис­по­ль­зо­ва­ны Римом.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)