Пе­ри­оды ис­то­рии Древ­не­го Ри­ма

Древние римляне прагматически относились к экономической науке и  писали руководства по организации аграрного производства

Древ­ний Рим при­об­рел ис­то­ри­че­ское зна­че­ние в це­лом по­сле рас­цве­та Гре­ции. За­во­евав мно­гие стра­ны, в том чис­ле и Гре­цию, древний Рим стал цен­тром им­пе­рии. Он ока­зал бо­ль­шое воз­дейс­твие на последующую ис­то­рию все­го об­щес­тва, в том чис­ле и на раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской мысли.

Эко­но­ми­ка Древ­не­го Ри­ма бы­ла ана­ло­гич­ной эко­но­ми­ки Древ­ней Гре­ции: ре­мес­ла и их объ­еди­не­ния, се­льс­кое хо­зяйс­тво, ра­бо­вла­дение.

Пе­ри­оды ис­то­рии Древ­не­го Ри­ма:

754 г. до н. э.  –  царс­кий Рим;

510 г. до н. э.  –  ре­спуб­ли­ка;

28 г. до н. э.    –  им­пе­рия;

395 г. н. э.     –  рас­па­д Римс­кой им­пе­рии на за­пад­ную и вос­точ­ную (последняя су­ще­ство­ва­ла до 1453 года).

Древ­не­римс­кие ав­то­ры об­ра­ща­ли вни­ма­ние, глав­ным об­ра­зом, на прак­ти­че­ские про­бле­мы эко­но­ми­ки, то есть бы­ли прагматиками.

Известны многие мыслители и политики, которые рассматривали многие вопросы экономики.

 А). КАТОН СТАРШИЙ (234 – 149 г. до н. э. ) да­вал сво­им со­вре­мен­ни­кам прак­ти­че­ские на­став­ле­ния по ор­га­ни­за­ции се­льс­ко­го хо­зяйс­тва в трак­та­те «Зем­ле­де­лие»: ка­ким об­ра­зом мож­но из­влечь мак­си­ма­ль­ную при­быль из свое­го име­ния.

Путь к про­цве­та­нию ле­жит че­рез пра­ви­ль­ную ор­га­ни­за­цию тру­да. В хо­зяйс­тве все долж­но быть ра­цио­на­ль­ным. От то­го, что пе­ре­ста­ет при­но­сить при­быль, сле­ду­ет из­ба­вля­ть­ся, на­при­мер, от из­но­сив­ше­го­ся ин­стру­мен­та, бо­ль­но­го ско­та, ста­рых ра­бов. Тот же ра­цио­на­лизм и праг­ма­тич­ность тре­бо­ва­ли, что­бы ра­бам не  было пло­хо: их не­ль­зя де­ржать в го­ло­де и хо­ло­де. Они не долж­ны и про­ста­ивать без дел.

Ка­тон так­же ста­вил про­бле­му ры­ноч­но­сти, то­вар­но­сти име­ния. По его мне­нию, име­ние нуж­но бо­ль­ше про­да­вать и ме­нь­ше по­ку­пать. Це­на то­ва­ра рав­ня­ет­ся тру­до­вым за­тра­там на его из­го­то­вле­ние. Не­со­блю­де­ние это­го пра­ви­ла по­рож­да­ет зло и ве­дет об­щес­тво к упад­ку. Злом так­же счи­та­лось рос­тов­щи­че­ство, при­свое­ние тор­го­вой при­были.

Б). «Римс­кое пра­во» ста­ло осно­вой по­сле­ду­юще­го пра­ва. На его осно­ве был раз­ра­бо­тан ко­декс На­по­ле­она –  осно­ва со­вре­мен­ной юри­ди­че­ской на­уки. В то же вре­мя и сей­час по-раз­но­му рас­сма­три­ва­ют «римс­кое пра­во». Это  бы­ло пра­во обы­ча­ев, которое пред­по­ла­га­ло при­над­леж­ность иму­ще­ства то­му, кто его про­из­вел и у ко­го оно на­хо­дится.

ЦИЦЕРОН (106 – 43 г. до н. э.). Про­бле­мам пра­ва мно­го вни­ма­ния уде­лил Ци­це­рон. Он был мно­го­сто­рон­ним мыс­ли­те­лем, го­су­дарс­твен­ным де­яте­лем, осно­во­по­лож­ни­ком идеи о пра­во­вом го­су­дарс­тве. Его фор­му­ла: «Под дейс­твие за­ко­на долж­ны подпадать все». Он раз­ра­ба­ты­вал идею «ес­те­ствен­но­го права», до­ка­зы­вал не­об­хо­ди­мость рос­тов­щи­че­ства как на­ча­ль­ной фор­мы кре­дита.   

В). ТИБЕРИЙ и ГАЙ ГРАКХИ (вто­рой век до но­вой эры). Важ­ное зна­че­ние в тот пе­ри­од име­ла собс­твен­ность на зем­лю. Зем­ля при­над­ле­жа­ла в це­лом круп­ным ра­бо­вла­де­ль­цам. Эту зем­лю обрабатывали ра­бы. Но бы­ли и сво­бод­ные крес­ть­я­не.

Тог­да на­ме­ти­лось про­ти­во­ре­чие меж­ду дву­мя фор­ма­ми зе­ме­ль­ной собс­твен­но­сти (мел­кой и круп­ной), ко­то­рое при­ве­ло к кри­зи­су Римс­кой им­пе­рии. На этой осно­ве происходили вос­ста­ния ра­бов. Иде­оло­га­ми бо­рь­бы с круп­ной зе­ме­ль­ной собс­твен­но­стью бы­ли бра­тья Грак­хи, ко­то­рые по­гиб­ли в этой бо­рьбе.

Рас­пад Римс­кой им­пе­рии при­вел к от­ри­ца­нию рабс­тва. Ра­бы по­сте­пен­но пре­вра­ти­лись в ко­лон:

 ра­бы ®       ко­ло­ны ®    крес­ть­я­не ® фер­меры.

(арен­да­то­ры)  (сво­бод­ные)     (для ры­нка)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)