Дисциплинарная организация науки и научного знания

Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ними и социальногуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации.

Для науки конца XVIII – первой половины XIX веков характерно увеличение объема и разнообразие научных знаний, углубляющаяся дифференциация видов исследовательской деятельности и усложнение их взаимозависимости.

Исторический аспект становления организации науки представлен следующими, перечисленными далее этапами развития и становления научных дисциплин.

Древний Рим. Учебные дисциплины как «наука практической жизни».

Средние века. Создание структуры научной деятельности. Философия – начало науки. Разделение философии на теорию (теология, математика, физика) и практику (этика, экономика, политика).

Образование: «Свободные искусства» в системе образования: тривий (грамматика, риторика, логика) и квадривий (арифметика, музыка, геометрия, астрономия).

Создание университетов (учебные заведения и научные лаборатории). Эпоха Возрождения. Книгопечатание (форма передачи знания). Появление академий.

Универсальный идеал энциклопедического знания. Новое время. Наука начинает функционировать не через «отдельные умы», а переходит к коллективным субъектам познания. Деятели науки группируются по направлениям, объединяются в научные коллективы и корпорации.

Интересно
Следом изменяется система обучения. С возникновением специализации по отдельным областям научного знания образование начинает осуществляться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, становится дисциплинарно-организованным обучением.

Процесс преподавания основывался на систематическом изложении и усвоении полученных знаний. Отдельная дисциплина отличалась от другой как по содержанию, так и по методам получения знаний.

Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство деятелей науки) оформляла особую профессию научного работника.

Наука утверждалась как самостоятельная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.

Дисциплинарно организованная наука включала четыре основных блока научных дисциплин: математика, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки.

В науке сложились внутридисциплинарные и междисциплинарные механизмы порождения знаний. Эти механизмы открывали новые возможности для научных инноваций в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)