Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих

Дисциплинарная ответственность военнослужащих. Условием высокой организованности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации является воинская дисциплина, правила которой строго соблюдаются всеми военнослужащими. Служить одним из важнейших активных средств укрепления воинской дисциплины призвана дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки).

Юридический институт дисциплинарной ответственности военнослужащих предусмотрен ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но регламентация применения этого вида ответственности содержится в ДУ ВС РФ. При этом необходимо иметь в виду, что положения данного Устава распространяются также и на военнослужащих других войск, воинских формирований и служб, в которых предусмотрена военная служба.

Как следует из определения, дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нару­шениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослу­жащих.

Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание), и, во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т. е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).

Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности. Такими особенностями являются следующие:

  • ДУ ВС РФ, который регулирует порядок применения дисциплинарной ответственности, не предусматривает такого видового разнообразия составов правонарушений, как, например, нормативные правовые акты, действующие в области уголовной или административной ответственности. Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. Необходимо признать, что нормы указанного акта содержат определенную дифференциацию правонарушений, выделяя из их общей массы грубые дисциплинарные проступки, однако это разделение носит рекомендательный характер и при выборе вида и размера взыскания в каждом конкретном случае может лишь учитываться. Определение же степени общественной опасности конкретного дисциплинарного проступка и выбор соответствующих этой опасности средств дисциплинарного воздействия целиком возлагается на усмотрение командира (начальника);
  • если гражданские лица, работающие по трудовому договору, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя предприятия (организации, учреждения), то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из их командиров (начальников);
  • особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является также максимальная дифференциация объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим. ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны;
  • специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту);
  • исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих. Если в отношении других видов юридической ответственности военнослужащих в тех или иных случаях предусмотрена необходимость обращения в суд для наложения на правонарушителя соответствующего взыскания, то дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).

С учетом приведенных выше особенностей состав воинского дисциплинарного проступка представляет собой следующее.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т. е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения. Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т. п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.

Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест).

Хотя эти правила распространяются как на военнослужащих, так и на всех остальных граждан, однако в соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ являются для военнослужащих требованием воинской дисциплины. За нарушение этих правил военнослужащие также привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, служб и воинских формирований, в которых организуется военная служба. Помимо этого, правила воинской дисциплины распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, — при ношении ими этой формы.

Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка ДУ ВС РФ четко не определяется. По этой причине для вынесения решения о привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности не имеет значения, каким способом или в какой форме (действием или бездействием) им совершен указанный проступок.

Субъективная сторона сводится к требованию наличия вины в деянии военнослужащего. При этом вина может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности.

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. В случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге.

При назначении дисциплинарного взыскания командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предварительного разбирательства.

В ходе разбирательства командиру (начальнику) надлежит установить:

  • действительно ли имел место проступок;
  • где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;
  • в чем он выразился;
  • наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
  • каковы последствия проступка;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
  • причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При наложении дисциплинарного взыскания командиру (начальнику) запрещено унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности.

Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).

Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Однако он имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

Административная ответственность военнослужащих. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Право органов исполнительной власти применять административную ответственность предоставляется им в тех отраслях государственного управления, в которых они действуют. Примерами таких органов могут служить органы внутренних дел, таможни, государственные инспекции (автомобильная, охотничья, рыбнадзора и др.), военные комиссариаты и т. д.

На указанные органы возлагается обязанность выявления административных правонарушений, оценка их характера, принятие решения о дальнейшем ходе дела, назначение административного наказания и обеспечение его исполнения.

В случаях, предусмотренных в законе, административные наказания могут налагаться судом.

Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и, как правило, на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической (в том числе и административной).

Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан (особые дисциплинарные требования к поведению военнослужащих, последовательное единоначалие в организации военного управления).

Упомянутые особенности предусмотрены ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения по общему правилу в соответствии с дисциплинарными уставами.

Исключением из этого правила служат совершенные военнослужащими нарушения:

  • законодательства о выборах и референдумах;
  • в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • Правил дорожного движения;
  • требований пожарной безопасности вне места службы;
  • законодательства об охране окружающей природной среды;
  • таможенных правил;
  • правил режима Государственной границы Российской Федерации;
  • пограничного режима;
  • режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением того, что к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и в виде административного штрафа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)