Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере

Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций.

Дисциплинарная ответственность наступает за противоправные действия, совершаемые субъектами информационного права в связи с исполнением своих прав и обязанностей (п. 6 ст. 9 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, ст. 46 Конституции РФ – ответственность служащих за непредставление информации или предоставление недоброкачественной информации).

Административная ответственность устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за: 

  • нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);
  • нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
  • изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);
  • умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14);
  • непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
  • непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);
  • нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);
  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);
  • незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
  • сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
  • невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
  • сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7);
  • самовольную установку или эксплуатацию узла проводного вещания (ст. 13.1);
  • воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации (ст. 13.16);
  • нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);
  • воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);
  • нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19);
  • непредоставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6) и др.
Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13). В качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока до пятидесяти МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой.

В КоАП РФ особо оговорено, что не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Два новых состава административного правонарушения, непосредственно касающихся деятельности журналистов, установлены КоАП РФ. Речь идет об ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), а также за разглашение информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14). Первый состав может образовать, например, несоблюдение редакцией СМИ условий разглашения информации о несовершеннолетнем, совершившем преступление или административное правонарушение либо явившимся потерпевшим (ч. 3 и 4 ст. 41 Закона РФ о СМИ). Совершение данного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц – от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц – от пятидесяти до ста МРОТ. Второй состав прямым образом соотносится с обязанностью редакции сохранять конфиденциальность источника информации, а также сведений, предоставленных гражданином с условием сохранения их в тайне (ч. 1 и 2 ст. 41 Закона РФ о СМИ). Данные действия караются наложением административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3), КоАП РФ устанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пяти тысяч МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющий отношение к Закону о рекламе. Согласно КоАП РФ использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц – от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).

Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов такого правонарушения, как “непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации”. Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому при проведении выборов любого уровня к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ независимо от того, к какой форме собственности они относятся.

Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – от ста до двухсот МРОТ.

Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение информации.

Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении редакции СМИ информации, в связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.

В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное предоставление информации, как установлено статьей 5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является достаточно низким.

Объективная сторона данного правонарушения, установленная КоАП РФ, практически аналогична объективной стороне преступления (“отказ в предоставлении гражданину информации” – ст. 140 УК). Отличие между ними составляет наличие/отсутствие такого элемента, как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует). Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно – причинению вреда.

Иное правонарушение – демонстрирование фашистской атрибутики или символики -карается административным штрафом в размере от пяти до десяти МРОТ с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административным арестом на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3). Примечательно, что, как установлено КоАП РФ, привлечение к ответственности возможно только в случае, если целью демонстрации была пропаганда такой атрибутики или символики. При данной оговорке положительное решение вопроса о привлечении к ответственности может быть принято, если доказано наличие цели демонстрации фашистских символов. Однако только по итогам правоприменительной практики – в отсутствие соответствующей конкретизации в законодательстве – можно будет судить о том, в каких случаях демонстрация будет признаваться целенаправленной. Опять же, подобная ситуация может негативно отразиться на взаимоотношениях редакций СМИ с правоприменительными органами.

За действия, образующие три состава административных правонарушений, КоАП РФ предусмотрена ранее отсутствовавшая ответственность. К таким действиям относятся: воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (13.16); нарушение правил распространения обязательных сообщений (13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (13.18). Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ. Последний был принят, как известно, в конце 1991 г. Таким образом, потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала быть бланкетной и появились основания для привлечения к административной ответственности за данные действия.

Ответственность за следующий состав административного правонарушения – нарушение правил распространения обязательных сообщений – заключается в наложении административного штрафа на граждан – от одного до трех МРОТ; на должностных лиц – от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти МРОТ. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех карается наложением административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц -от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Не подверглись существенным изменениям такие составы административных правонарушений, как нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (13.21) и нарушение порядка объявления выходных данных (13.22). В отношении первого можно отметить, что отныне нарушением порядка распространения признается распространение продукции СМИ не только незарегистрированного, но также и СМИ, не прошедшего перерегистрацию. Наложение взыскания возможно и на основании факта изготовления или распространения продукции СМИ после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ в установленном порядке. За данное правонарушение административный штраф может налагаться на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от двадцати до тридцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот до трехсот МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения. Что же касается ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных, то здесь корректировка была проведена в отношении размера штрафов. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц – от пяти до десяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти до ста МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

Отсюда следует, что при административном судопроизводстве могут быть наложены следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимого в письменной форме;
  • административный штраф – денежное взыскание;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация – лишение права занимать руководящие должности в исполнительных органах управления юридических лиц;
  • административное приостановление деятельности.

Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных устанавливает (ст. 17) следующее.

  1. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в том числе ввозит в РФ экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторского права.
  2. Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права.
  3. Контрафактными являются также экземпляры охраняемой в РФ в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимых в РФ из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом.

Статья 18. Защита прав на программу для ЭВМ и базу данных.

  • Автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:
  • признания прав;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещения лицом, нарушившим исключительное право, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;
  • принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд.

Статья 19. Арест контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных. На экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные, воспроизведенные, распространенные, проданные, ввезенные или иным образом использованные либо предназначенные для использования в нарушение прав автором программы для ЭВМ или базы данных и иных правообладателей, может быть наложен арест в порядке, установленном законом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)