Дидактические материалы по организации и проведению спортивной игры в волейбол

Правила игры в волейбол

Общие правила. Для игры предоставляется прямоугольная площадка размером 18 x 9 метров. Она разделена сеткой, которая висит на высоте 2, 43 м для мужчин и 2, 24 м для женщин. Сферический мяч окружностью 65- 67 см и весом 260–280 грамм главный инвентарь игры. На площадке может находится 6 человек, но состав команды больше, до 14 человек.

Цель игры – ударить по мячу, добить им до поверхности площадки противника или заставить ошибиться при его ударе по мячу. Какая из команд будет вводить мяч в игру решается жребием. Следующая подача переходит к той команде, которая выиграла очко. После каждого перехода права подачи от одной команды к другой игроки перемещаются по зонам по часовой стрелке.

Подача. Производится из зоны подачи, которая находится за задней линией игровой площадки. Игрок, который совершает подачу не может ни одной частью тела коснуться игровой площадки. Особенно это касается подач в прыжке.

В полете мяч может задеть сетку, но он не должен коснуться антенн или их мысленного продолжения вверх. Если подающий игрок нарушил правила или перекинул мяч за пределы игровой площадки (аут), то очко засчитывается принимающей команде. Если же мяч коснулся поля противника, то очко засчитывается подающей команде. Подряд вторая подача осуществляется тем же игроком, перехода не происходит.

Прием. Принять подачу может любой игрок, но чаще всего удар приходятся на игроков, стоящих на задней линии. Игроки принимающий команды могут перебрасывать мяч друг другу, но после трех касаний мяч должен быть на площадке противника. Так же принимать мяч можно любой частью тела, но задерживать его не допустимо.

Атака. Стандартный пример атаки выглядит так: мяч принимается игроком задней линии (касание 1), доводится до связующего игрока (касание 2), в свою очередь он передает мяч игроку атаки (касание 3). При атакующем ударе мяч должен лететь в пределах двух антенн и над сеткой.

Игроки передней линии могут атаковать с любой точки. А игроки задней линии должны быть за специальной трехметровой линией. Наносить удар по мячу выше линии верхнего края сетки запрещено, только либеро. Есть разные виды атакующих ударов: прямые (по ходу) и боковые, удары с переводом вправо или влево и обманные удары (скидки).

Блокирование. Игровой прием, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча на свою сторону, перекрывая его ход любой частью тела, обычно руками, перенесенными на сторону противника в пределах правил.

То есть при блокировании руки не должны мешать противнику до его атаки или другого игрового действия. Только игроки передней линии имеют право блокировать. Они могут сделать это за одно касание или за несколько. Касание блока не считается за одно из трех касаний.

Либеро. Игроки, которые не могут участвовать в подаче, в блоке и подавать, поэтому они находится на задней линии, меняясь позицией с игроками, которых выгодно держать на передней линии, например с центральным блокирующим. Либеро можно заменять неограниченное количество раз и при этом не ставить в известность судью. Форма либеро отличается от формы других игроков команды по цвету.

Регламент. Игра продолжается до 25 очков, время партии не ограничено, при этом, если разница очков между противниками не достигло 2, партия будет продолжаться до тех пор, пока это не произойдет. Победителями становятся те, кто выигрывают три партии. В пятой партии (тай – брейк) счет идет до 15 очков.

В каждой партии тренер может попросить два тайм-аута по 30 секунд. В первых 4 партиях дополнительно назначаются технические тайм-ауты по 60 секунд, когда одна из команд набирает 8 и 16 очков. После четырех партий, а также при достижении одной из команд 8 очков в пятой партии, команды меняются сторонами площадки. Тренер имеет право произвести по 6 замен в каждой партии, кроме либеро.

Нарушения

При подаче:

  1. Игрок заступил ногой на пространство площадки.
  2. Игрок подбросил и поймал мяч.
  3. По истечении 8 секунд после свистка судьи мяч передается соперникам.
  4. Касание антенны мячом.

При розыгрыше:

  1. Сделано более трех касаний.
  2. Касание верхнего края сетки игроком, выполняющим активное игровое действие.
  3. Заступ игроком задней линии специальной трехметровой линии при атаке.
  4. Ошибка на приеме: двойное касание или задержка мяча.
  5. Касание антенны мячом при ударе.
  6. Заступ на игровую половину противника.

Регламент:

  1. Нарушение расстановки.
  2. Касание верхнего края сетки.
  3. Неспортивное поведение одного из игроков или тренера

Официальные жесты судьи (волейбол)

Официальные жесты судьи на линии (волейбол)

Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола

Игры с перемещениями игроков и передачами мяча

«Над собой и о стенку»
Игра проводится в виде эстафеты, в которой игроки по очереди продвигаются вперед, выполняя передачи над собой двумя руками. В 2–3 шагах от стены каждый игрок делает три удара мячом о стену и принимает мяч после отскока, затем игрок возвращается обратно, выполняя тот же технический прием, делает передачу второму номеру и т. д.

«Мяч в воздухе»
Игроки двух команд строятся в два круга, занимая разные половины зала и передают мяч друг другу двумя руками сверху по кругу в любом направлении. Каждый игрок должен быть готовым принять и точно передать мяч.

Разрешается в случае необходимости передача мяча одной рукой, но запрещаются захваты мяча и двойные удары над собой. За эти нарушения, а также за неточный пас игрок покидает круг.

Поскольку соревнование начинается одновременно в двух кругах, по истечении 5 мин. игра останавливается и определяется команда-победительница (сохранившая больше игроков). Отмечаются и игроки, которые хорошо владеют передачей. Хорошо подготовленные игроки могут выполнять передачи в прыжке.

«Навстречу через сетку»
Игроки двух команд располагаются во встречных колоннах — перед сеткой за линиями нападения. У первых игроков колонн по одну сторону площадки в руках по мячу. Сигнал руководителя возвещает о начале эстафеты, которая заключается в передаче мяча двумя руками сверху через сетку партнеру, стоящему во главе противоположной колонны.

Игрок, сделавший передачу, бежит в конец своей колонны, а тот, кому мяч адресован, снова посылает его через сетку. Игра продолжается до тех пор, пока занимающийся, начинавший игру, опять не получит в руки мяч. Выигрывает команда, закончившая игру раньше и имеющая меньшее количество нарушений (захват мяча, падение, пропуск игрока).

«Передачи по вызову»
Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. В 10–12 шагах перед ними (в кругах) лежит по мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель вызывает любой номер, и игрок, имеющий его, устремляется к мячу.

Он берет его в руки, делает длинную высокую передачу партнеру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Победитель определяется по лучшей сумме набранных очков.

«Эстафета парами
Игроки двух команд, стоящих перед линией старта, распределяются по парам. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу оба игрока начинают продвижение вперед, делая друг другу передачи. Они должны пересечь обеими ногами линию финиша (в противоположном конце площадки) и, не переставая передавать мяч друг другу, вернуться обратно к колонне.

Один из игроков накидывает мяч партнеру, стоящему впереди, и вторая пара устремляется с мячом вперед. Закончившие упражнение занимают место в конце колонны. Падения мяча на землю, как и захваты при передачах, считаются ошибками и влияют на исход игры.

Подвижные игры, направленные на обучение и совершенствование верхней передачи мяча:

«Свеча»
На площадке чертится круг диаметром 1 м. Игроки располагаются в” колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач – над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. По окончании задания победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.

«Передал – выйди».
Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху- (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.

«Мяч партнеру»
6–8 игроков стоят по кругу и один в центре круга. По сигналу игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу, а тот, который стоит в центре, пытается коснуться мяча. Мячи передают в различных направлениях. Центральный игрок, коснувшись мяча, становится в круг на место того, чью передачу он перехватил, а игрок из круга – на место центрального, и игра продолжается.

«Передачи в движении»
Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу тренера перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой.

Дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т. д. За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, набравшая меньше штрафных очков.

«Спираль»
Игроки располагаются в двух колоннах в затылок друг другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. По свистку первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т.д.

Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему и т. д. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший упражнение, получил мяч первым.

Словарь терминов и выражений (волейбол)

Волейбол (англ. Volleyball от volley – «удар с лёта» и ball – «мяч») – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

Брейковое очко – очко, взятое командой со своей подачи.

Взлёт – короткий быстрый пас нападающему в 3-ю зону, который в момент касания мяча связующим уже находится в воздухе с рукой, готовой для нанесения удара.

В тапочки – мяч после блока отлетает ровно в пол перед атакующим игроком

Второй темп – вариант атаки, при котором связующий подключает диагональных нападающих.

Диагональный – самые мощные, высокие и прыгучие игроки команды, атакуют в основном с задней линии, не участвуют в приеме

Диг (от англ. dig) – защитный удар, выполняемый в падении, поднимающий мяч вверх ударом тыльной стороной ладони.

Добить до пола – основная цель игры в волейбол.

Доигровка – продолжение атаки, когда принимающая команда не смогла организовать съём.

Дриблинг – характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи.

Загнать под кожу – при атакующем ударе нападающего загнать мяч между сеткой и руками блокирующих.

Зачехлить – закрыть атаку соперника блоком.

Зона конфликта – зона ровно посередине между принимающими игроками. Подача в зону конфликта сильно затрудняет приём.

Котёл – зона в середине площадки за 3-х метровой линией. Самое частое направление скидок при нападении.

Либеро – защитник, рост обычно меньше 190 см.

Морита – атакующий удар, выполненный на ложном замахе, когда нападающий имитирует разбег на взлёт, выдерживает паузу и бьёт уже по опускающемуся блоку соперника. Эта красивая и сложная комбинация, названная по фамилии японского волейболиста Дзюнго Мориты, чемпиона Олимпийских игр 1972 года.

Надеть на уши – игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч ударяется обратно в атакующего. Неприятный для игрока результат атаки.

Организованный блок – правильно построенный сомкнутый групповой блок, закрывающий наиболее вероятное направление удара и создающий максимальные проблемы атакующему.

Отведённый пас – атакующему удобнее всего атаковать мячом, доведённым прямо на линию сетки, что увеличивает сектор удара. Если же пас для атакующего удара неудачно отведён далеко от сетки, то это затрудняет успешный удар.

Отыграться от блока – несильным ударом об край блока отправить мяч в аут или оставить в игре для более успешной доигровки.

Пайп – вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок бьёт, отталкиваясь из-за 3-х метровой линии.

Первый темп – вариант атаки, при котором связующий передаёт мяч коротким пасом игроку из третьей зоны.

Переходящий мяч – мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий легко выиграть очко атакой с первого же удара. Обычно возникает при плохом приёме подачи.

Планер (или Флот (от английского en:float)) – планирующая подача, при которой мяч летит по неустойчивой траектории, меняя направление полета.

Позитивный приём – хороший приём подачи, который позволяет связующему выбрать любую задуманную им передачу и комфортно её сыграть.

Сняться – выиграть очко в результате своей атаки после подачи соперника.

Схема 4–2, 5–1, 6–2 – различные тактические схемы игры. Схема 4–2 – четыре нападающих и два связующих в противоположных зонах, передачу отдает тот из них, кто находится на передней линии.

Схема 5–1 – пять нападающих и один связующий, выходящий на передачу с передней и с задней линии. Схема 6–2 – четыре нападающих и два связующих, передачу отдает тот из них, кто выходит с задней линии, в то время как связующий на передней линии играет в атаке.

Связующий – определяет игру и варианты атаки, сложнейшее амплуа в волейболе.

Съём:

  • мощный удар по мячу в верхней точке его траектории,
  • выигрыш мяча на подаче противника.

Центральный блокирующий (нападающий первого темпа) – очень высокие игроки, блокируют удары соперника, атакуют из третей зоны.

Эйс (от английского en:Ace) – очко, выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведён до пола или произошло только одно касание и мяч ушёл в аут.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)