Диагностика конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность продукции определяется как ее преимущество в сравнении с другими видами аналоговой продукции. При диагностике конкурентоспособности продукции следует различать параметры и показатели конкурентоспособности.

К параметрам, характеризующим конкурентоспособность продукции, относятся:

  • технические, характеризующие физические свойств товара;
  • экономические, определяющие уровень затрат на производство и затрат на покупку, обслуживание, потребление, утилизацию товара;
  • нормативные, которые определяют соответствие товара установленным нормам, стандартам и требованиям, обусловленным законодательством и другими нормативными документами.

Показатели конкурентоспособности – это совокупность системных критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности товара, которые базируются на параметрах конкурентоспособности.

Перечень показателей конкурентоспособности зависит от объекта исследования, а также от выбранной методики определения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара складывается из таких составляющих, как:

  • уровень качества товара и его стабильность;
  • имидж товара;
  • уровень новизны товара;
  • информативность товара;
  • цена потребления товара.

Конкурентоспособность товара зависит от ряда факторов, среди которых основными являются производственные – определяют производственные возможности фирмы производить качественный товар.

Эти возможности можно оценить по таким показателям как:

  • оборудование, персонал;
  • сырьевые ресурсы;
  • инженерно-технические знания и опыт персонала.

Часто производственные факторы связывают с системой управления качеством.

При диагностике производственных факторов конкурентоспособности товара учитывают роль руководства в работе относительно формирования качества продукции, установление партнерских взаимосвязей с поставщиками и потребителями, ориентацию на постоянное усовершенствование качества.

Рыночные – диагностика этих факторов позволяет получить ответ, как рынок воспринимает товар фирмы.

С помощью маркетинговых исследований можно оценить тип рынка, его емкость, размер сегмента. Среди наиболее важных рыночных факторов можно выделить: активность конкурентов, рыночная новизна, стабильность и перспективность рынка, подготовленность рынка, патентно-правовые нормы.

Сбытовые – это факторы, влияющие на продвижение товара на рынок. К ним относят: создание распространенной дилерской сети, рекламное обеспечение, форму расчетов с поставщиками, транспортабельность товаров, надежность поставки.

Сервисные – имеют значение для предприятий, которые предоставляют сервисные услуги, и предприятий сферы обслуживания.

К ним относятся факторы допродажного обслуживания товара, а именно, условия приобретения товаров и форма оплаты, демонстрация сложно-техничного товара в действии или предоставление покупателю возможности продегустировать продукт, подбор товара исходя из индивидуальных потребностей покупателя и послепродажного обслуживания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)